ИЛАРИЙ (Hilarius) ПИКТАВИЙСКИЙ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня - Библия.
- Патрология.
Hilaire de Poitiers. Traite des Mysteres. Paris: CERF, 1947. 176 pp.
О нем Мейендорф;
популярно Амман; Кротов.
Орлов А. Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского. Сергиев Посад, 1908. 551 с.
ИЛАРИЙ (Hilarius) ПИКТАВИЙСКИЙ, свт. (ок.315-67), зап. отец Церкви,
один из первых лат. экзегетов. Род. в г.Пиктавии (ныне г.Пуатье, Франция). По
нек-рым сведениям, И. пришел к христианству в результате самостоят. духовных поисков,
хотя нек-рые биографы считают, что он с детства получил христ. воспитание. Своей
обширной образованностью И. обязан родителям, богатым галльским аристократам.
Он знал греч. язык, начала философии и классич. риторики. Крещение И. принял,
будучи уже отцом семейства, а вскоре его единодушно избрали на кафедру Пиктавии
(ок.353). Годы святительства И. пришлись на период арианских споров, в к-рых он
принял горячее участие, выступая как защитник Православия. Господство ариан при
дворе имп. Констанция привело к гонениям на И. Епископ Арльский Сатурнин оклеветал
его и добился ссылки в М. Азию. Но и там святитель не прекращал борьбы, составляя
трактаты против еретиков. На Востоке он познакомился с греч. церк. традицией и
еще больше укрепился в своем противостоянии арианам. В 360 он возвращен в Галлию,
а его противник Сатурнин низложен на Парижском соборе. Однако до конца жизни И.
силы ариан на Западе оставались несломленными.
Первое экзегетич. произведение И. — комментарий на Мф, составленный
им в начале своего служения. Не установлено, насколько этот труд создавался под
влиянием *Оригена, но очевидно, что И. предпочитал уделять больше внимания тем
местам, к-рые требовали не прямого историч. толкования, а иносказательного. Гл.
принципом И. как экзегета всегда оставались поиски «таинственного смысла» Писания.
Еще больше, чем в комментарии на Мф, проявился этот момент в «Толковании
на Псалмы» (оно сохранилось лишь частично). В этих комментариях И. углубил свою
экзегезу, часто обращаясь к греч. тексту, ввиду несовершенства существовавших
тогда лат. переводов. Еврейским оригиналом И. пользовался, прибегая к помощи своего
сподвижника Илиодора (Толк. на Пс 2:2). Применяя на практике аллегоризм, святитель
не считал его единств. возможным подходом к Библии. «Он хотел, — как замечает
архиеп. *Филарет (Гумилевский), — идти средним путем между бездушием буквалиста
и своеволием аллегориста, но иногда более склонялся к аллегориям».
Толкования И. на Кн.Иова уцелели в отрывках. Судя по ним, это
было лишь свободное изложение комментария Оригена. Есть сведения о толковании
И. на Песнь Песней и Послания ап.Павла, к-рые до нашего времени не дошли.
u M i g n e, PL, t.9-10; SC, t..254, 258 (на рус. яз. труды И.
не переводились).
l П о п о в И.В., Св.И., еп. Пиктавийский, БТ, сб.4, 5, 6, 7;
С а м у и л о в В.Н., История арианства на лат. западе (353-430), СПб., 1890;
Connaissance des p–res de l’Eglise, 1984, № 14; E m m e n e g g e r J.E., The
Function of Reason and Faith in the Theology of St.Hilary of Poitiers, Wash.,
1948; ODCC, p.649; см. также ст. Святоотеческая экзегеза.
|