Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Варсонофий Великий (563) и Иоанн Пророк. Двое палестинских монахов-отшельников. Варсонофия почитали настолько, что его икона висела рядом с иконами свв. Ефрема и Антония в Софийском соборе Константинополя. Варсонофий был египтянином, а поселился в Палестине, в келье рядом с Газским монастырем. Первого никто из людей не видел более полувека, второй скрывался от мира 18 лет. И, тем не менее, и в свое время и в Новое время они были известны широко своими письмами - ответами на вопрошания монахов и мирян, юношей и стариков. За дар любовью видеть человека издалека, как Бога, не видя в лицо, и прозвали одного из них - пророком, а второго - великим прозорливцем.  Затворничество Варсонофия вызвало к жизни слух, будто он вообще ничего не есть и не пьет; рассказывали, что, когда любопытные пробили дыру в стене кельи, чтобы посмотреть на старца, оттуда вырвался пожирающий огонь. Но в основе, видимо, совершенно другое происшествие: Варсонофий пустил к себе домогавшихся его гостей и вымыл им ноги. Многие мечтают о даре предвидения, но немногие знают, что он - не награда за аскетические труды, а средство общения, которое Господь доверяет самым смиренным. "Один трудами по Богу достигает в покой Его, а другой достигает туда же смирением", - учили они. Работать для Бога мы почти не умеем, потому что вообще почти не умеем работать. Но мир Божий достигается и одним смирением - только не хамским смиреньицем с вечным подглядыванием за соседом, а смирением, вглядывающимся в Бога и потому ясно различающим и лицо ближнего. Варсонофий советовал и есть, и пить, и спать, и одеваться по мере необходимости, не надрываясь и в аскетизме.  Acta Sanctorum, апрель, т. 2. Евагрий. Церковная история, IV, 33. Память 11 апреля, 6/19 февраля.

550-е годы: Варсануфий Великий о монашестве.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова