Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

История КМ, пр-ие

870 год: за памятник святому Кириллу в Зальцбурге!

В 869-870 в Моравии произошли политические пертурбации, и Мефодий сперва работал в словенском княжестве на Балатоне, где в 861 Прибине наследовал его сын Коцел. Очень скоро он вернулся в Рим, и в 870 Адриан 2 посвятил его в архиеп. Сирмии (Митровица под Белградом). Новая церковная провинция должна была охватывать Сербию, Хорватию, Словению, Моравию. Это было особенно важно, так как в это время Болгария пыталась ускользнуть от Рима, поскольку Николай I из канонических соображений отказал хану и не поставил Формозия Порто миссионерским епископом болгар. В феврале 870 года Болгария вернулся к Византийской юрисдикции. Делая Мефодия архиеп. Сирмии, Адриан подчеркивал права Рима на Иллирик, чьей столицей Сирмий некогда был. Но на деле Мефодий никак не мог жить в разрушенной древней столице. Он вернулся к Коцелу и жил в его главной крепости, Шалаваре.

В сочинении “Обращение баваров и хорутан”, написанном в Зальцбурге ок. 870, с негодованием говорилось, что там, где действует Мефодий, прекратилось чтение евангелия и исполнение церковных обрядов на латинском языке - Сказание, 65.

Сирмий был упразднен в 582 г послу разрушения аварами. Мефодий был назначен архиепископом и папским легатом “к язычникам”. Как раз на рубеже 869-870 г Людовик Немецкий не сумел победит моравян и старался заключить мир с Ростиславом, так что Коцел мог без риска участвовать в создании независимой от немцев епископии. Но в начале 870 в Моравии началась борьба за власть между Ростиславом и его племянником Святополком - Святолполк схватил дядю и выдал немцам - в ноябре 870 Людовике, прибыв в Баварию, судил Ростислава, которого приговорили к смерти, а потом заменили ее ослеплением - одновременно церк синод судил Мефодия, обвинив его во вторжении на чужую канонич территорию - не принимая в уважение что Папа выделил ему диоцез.

Таким образом, Мефодий перебрался на территорию, которая принадлежала к восточным франкам, паннонском Марч, Львом 3 была отдана Зальцбургу, уже была евангелизирована из Зальцбурга. Это неизбежно привело к конфликту с митрополитом Баварии. Мефодий был арестован в Моравской части его епархии Карломаном, сыном Людовика Немецкого, и в ноябре 870 года судим баварским синодом (видимо, в Регенсбурге). При этом архиеп. Зальцбурга составил летопись с описанием миссионерской дкеятельности его церкви. В это же время Моравия была временно захвачена войсками Людовика Немецкого. Мефодий апеллировал к правам Папы, но был увезен в Швабию (возможно, Элванген - Элльванген) и брошен в тюрьму. Адриан 2 протестовал бесплодно, Иоанн 8 вмешался энергичнее. Он добился освобождения архиепископа, но при этом запретил ему служить литургию на славянском.

Весной 873 Моравия восстала, изгнали немцев, Людовик вынужден был пойти на мир со Святополком, который виддимо потребовал и освобождения Мефодия.

Мефодий уехал в Моравию, которая в 874 г. добилась независимости. Но немецкое духовенство все же вернулось в Моравию и стало нападать на Мефодия, а кн Святополк поддержал немцев. Причины неизвестны. Он стал апостолом моравян, хотя Иоанн 8 в церковных делах подчинил его сербскому дуку Монтемиру Славонскому. Княжество Коцела, который в то же время и умер, осталось под сюзеренитетом Восточных франков и церковной опекой Баварии. В 880 Моравия при участии Мефодия провозгласила Папу своим патроном - Сказание, 38. - чтобы ликвидировать форм зависимость Моравии от восточнофранк королества . Использование кириллицы тоже курия не возражала. А вот богослужение на ней - подрывало монополию курию и духовенства вообще.

Сказание, 163 - весной 880 в Рим прибыл Мефодий и Вихинг, ктрого Святополк просил поставить епископом Нитры - чтобы развести противников территориально - что и было сделано.

В булле Industiriae tuae от июня 880 Иоанн 8 разрешил использование славянского письма для богослужений. В булле 885 Стефан 5 категорически это запретил, разрешив лишь проповедь на славянском.

Возможно, что столкновение Папы с Карлом Лысым было связано со столкновением Папы и баварских епископов в 870-873 гг. В сущности, Николай 1 попытался компенсировать потерю Иллирика, папского викариата Фессалоники, созданием огромной славянской церковной провинции. Адриан 2 проводил этот план. Ему помешали потеря Болгарии и баварская оппозиция в Паннонии. Но основание моравской церкви было огромным успехом. Мефодий по своим успехам сравним с Бонифацием. Правда, Святоплук ему помогал меньше, чем Ростислав, но зато Иоанн 8 помогал ему против Святоплука и фаворита его, еп Вихина Нейтры. В 880 Иоанн 8 снял запрет на славянскую литургию. В 882 г Мефодий пропутешествовал в Кпль, где его сердечно приняли император и Патриарх. Умер 6.4.884. Как:!

Его смерть повлекла за собой кризис. Папа Стефан 5 вызвал в Рим Горазда, которого Мефодий хотел видеть своим преемником, запретил славянскую литургию, назначил Вихинга управителем митрополии. Слдавянское духолвенство отказалось ему подчиняться и часть их продали в рабство еврейским купцам, остальных сперва посадили, потом выслали. Климента, Наума и Ангелария приняли при дворе Бориса Болгарского, а рабов посол византийского императора Василия 1 выкупил в Венеции на рабовла рынке и доставил в Кпль. Маленькая группа учеников Мефодия была вынуждена в 885 году бежать в Болгарию. Они вернулись к византийскому обряду, но на славянском языке. Именно они адаптировали глаголицу к греческому алфавиту, создав кириллицу.

В Моравии дела пошли наперекосяк. Вихин поссорился со Святоплуком, тот в 893 его изгнал. В 906 Моравию завоевали мадьяры. Церковные центры перенесли в Богемию, которую в 895 подчинили восточные франки, а затем в Крпаков и часть Венгрии. Хорваты одни оставались верны славянской мессе (их князь Домагой сбросил франкское господство после смрети Людовика 2). Когда в 925 хорватский князь Томислав был коронован королем, его церкви приписали к далматской провинции Спалато.

868, лето. Король судил племянника архиеп. Реймса Хинкмара, тоже Хинкмара, епископа Лаона, за то, что отобрал у королевских вассалов фьефы, принадлежавшие его епархии. Сперва реймсский архиеп. был на стороне племянника, но еще до вмешательства дяди Хинкмар младший апеллировал к Риму. Еще до конца 868 года Адриан 2 потребовал аннулировать приговор (конфискация земель Лаонской епархии) и направить Хинкмара младшего в Рим на суд.

Король не подчинился, и в апреле 869 вызвал епископа на синод в Вербери. Хинкмар Лаонский на всякий случай провозгласил, что, если он будет арестован, то вся его епархия отлучается. Все же Карл Лысый его арестовал, и Хинкмар Реймсский снял интердикт. Столкновение старого и нового канонич. права.

Август 871. Синод в Douzy низлагает Хинкмара Лаонского. Победа осталась за Карлом. В 872 г Папа обещал, что, если Хинкмара Лаонского пошлют в Рим, то судить его будут по старым канонам, и что после смерти Людовика 2 именно Карл Лысый будет признан императором. Время для централизованного управления папы еще не пришло.

Миссия в Скандинавию развивалась вяло. Архиеп. Ансгар ум 865 и Ремберт установили миссионерские пункты в Шлезвиге и на Рюгене в Дании, в Бирке в Швеции, но в 880-е их пришлось закрыть.


Храбр. Сказание

Любопытно, что он не просто отстаивал славянский язык, а доказывал, что он лучше и священнее греческого! - греческий изобрели язычники, а славянские святой муж.

Кирилл точно создал глаголицу на основе говоров славянского населения Солуни, в Моравии изменил с учетом южнославянских говоров, а кириллица сформировалась в Первом Болгарском царстве как синтез глаголицы элементов и греческого письма - в конце 9 века. Храбр защищал глаголицу! Спорил не с византийским духовенством, а с болгарскими боярами и попами, предпочитавшими греческий и отвергавшие способ записи, предлагавшийся скрывшими в Болгарии учениками Кирилла и Мефодия. Болгары использовали греческие буквы и их комбинации для записи своей речи. Ага!!! Греческое - древнее. Храбр не спорил, что древность - важна, он показывал, что Кирилл основывался тоже на древней традиции. Кончилось компромиссом - созданием кириллицы, греческий алфавит был дополнен буквами принесенной из Моравии азбуки, введены графемы для передачи болгарских специфич говоров, опущены графемы паннонские. А в Хорватии духовенство, пытаясь добиться утверждения глаголицы курией, приписало ее изобретение бл Иерониму.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова