Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Карл Великий и Хильдегарда

(р. 2.4.742 - 814 в Ахене; Хильдегарда 783 в Тионвиле — Диденхофене на Мозеле). В 768 году стал одним из двух наследников франкского короля Пипина. В первые годы он не проявлял себя как сколько-нибудь примечательный деятель: целиком подчинялся воле матери Бертрады, до того, что развёлся со своей первой женой Гимильтрудой, от которой у него был наследник, и женился на дочери лангобардского короля Дезидерате (в Майнце на Рождество 770 года). Позднейшие поколения помнили Карла как величавого старца с длинной белой бородой, но он то ходил без бороды, то носил очень короткую бороду, и на сохранившемся скульптурном изображении больше похож на упитанного буржуа, да и был он невысок ростом, с брюшком, голосом недостаточно зычным для правителя той эпохи. Карл преобразился неожиданно, когда тесть, решив, что ему больше нечего опасаться франков, начал наступление на владения римских пап; возможно, именно религиозное рвение, почитание мощей апостола Петра и сознание своей за них ответственности стало тем личным импульсом, которое бросило Карла в политику. Он развелся и со второй женой, взял третью, Гильдегарду, которая родила ему сыновей-наследников, и начал готовиться к войне с лангбардами. В том же 771 г. умер его брат, и Карл остался наследником огромного государства. Вся его последующая жизнь проходила в чередовании военных походов и устроения королевства: Карл завоевал Италию, саксов, Аквитанию. Правда, более всех его побед воспевали поэты поражение во время его испанского похода, когда граф Роланд погиб от рук басков. Баварию Карл присоединил без войны, сложной дипломатической игрой, так что трудно назвать его кровожадным. Между тем, во время завоевания саксов, которое длилось десятилетиями, Карл беспощадно обходился с врагами. Он мечтал не просто расширить свое государство, но создать священную империю, и поэтому вместе с армией вел в новые земли христианских миссионеров, основал почти три сотни монастырей - форпостов христианизации, а саксов, отказывавшихся принять крещение (таких были тысячи) приказывал ослеплять, а особенно упорных и казнить. Его придворные священники говорили ему, что такие действия противоречат сути веры, но Карл не слушал. Он помог римским папам освободиться от власти лангобардов, он выделил папам земли, сложившиеся в особое папское государство, он видел, что насилие работает - саксы крестятся, и поэтому не мог считать себя лишь овцой у церковных иерархов, а те не имели никаких средств, чтобы заставить его изменить политику. Карл в своем государстве повелевал епископами, проводил унификацию церковных обрядов по римскому образцу (с успехом), пытался укрепить дисциплину духовенства (без особого успеха). Он имел свое мнение и по богословским вопросам: критиковал решения Седьмого вселенского собора, хотя судил о них по скверным переводам, и, что важнее, вынудил пап признать добавление слов “и от Сына” (“филиокве”) к словам Символа веры о Духе Святом, исходящем от Отца. Конечно, это добавление не нарушало чистоты веры и даже помогало многим людям удержаться от того, чтобы видеть в Христе только человека (что на Западе было большим соблазном), но стало на века поводом для упреков в адрес Запада со стороны некоторых восточных христиан. Карл сумел осуществить свою мечту: на Рождество 800 года Папа провозгласил его императором, и византийский император признал его равным себе; он завоевал множество земель, создав для обеспечения войн сложную феодальную систему, при его дворе подвизались поэты, писатели, астрономы (сам он говорил по латыни и понимал греческую речь), завели летопись. Историки позднее назвали эпоху Карла “ренессансом”. Сам он пережил пятерых жен, и после этого имел ещё несколько наложниц и детей от них. Правда, он любил и законных, и незаконных детей, может быть, слишком крепко: из пяти дочерей ни одна не вышла замуж, все женихи казались недостойными, и две из них обзавелись любовниками (фактическими мужьями) за спиной отца. После его смерти всё, что он создал, и что считал частью Града Божьего, рухнуло: сыновья перессорились, государство распалось (хотя нынешние Франция и Германия не существовали бы без усилий Карла), просвещение угасло. Град Божий, оказалось, нельзя построить силой, и многое из того, что делал Карл, был ненужно или даже опасно для Церкви. Святость его не в его достижениях (и уж не в его грехах), а в его подлинной, горячей, вере, которая была вполне подлинной и самоуверенной, а потому, возможно, чересчур энтузиастической. Фрид­рих I Бар­ба­рос­са в 1165 г. приказал канонизировать Карла, и архиеп. Кельнский Райнальд фон Дассель это приказание выполнил. Антипапа Пасхалий III одобрил канонизацию, папа Александр III отверг. Позднее, однако, было признано местное почитание Карла (как блаженного) в Ахене и Оснобрюке. Почитание Карла отвергалось вовсе не по тем причинам, по которым оно может показаться сомнительным современному человеку, воспринимающего святого как образец нравственности, а по соображениям политическим: Карл слишком напоминал о времени, когда папство находилось в зависимости от империи. Почитание Карла святым началось по инициативе Фридриха Барбароссы в 1166 г.; считала его святым и Жанна д’Арк. В 1475 г. почитание Карла стало обязательным во всей стране. Папа Бенедикт XIV считал, что нельзя ошибочно считать блаженным такого великого защитника Церкви. Однако, позднее его почитание ограничилось празднованием в Аахене и двух швейцарских аббатствах. А вот жена Карла, Хильдегарда (возможно, из рода швабских герцогов), которой было семнадцать лет ко времени заключения брака, почиталась святой (ныне блаженная) уже при жизни; в ней сочетались красота, доброта, а то, что ее мужем был именно великий император, заставляло понимающих людей еще и сочувствовать ей. Из ее девяти детей трое умерли в младенчестве. К ее останкам, захороненным в Кемптенском монастыре в Швабии, несколько веков совершались паломничества. Беркут Л. Карл Великий, франкская образованность и литература его времени. Варшава, 1912; Вязигин А. Идеалы “Божьего царства” и монархия Карла Великого. Спб., 1912; Левандовский А. Карл Великий: Через Империю к Европе. М.: Соратник, 1995. - 272 с. - (Серия избранных биографий) [Здесь же полный перевод жития, написанного Эйнардом]; Лыс Д. Роль католической церкви во франкском государстве при Каролингах. // Уч. записки Моск. обл. пед. ин-та. Т. 288. 1971. Житие Хильдегарда:  Acta Sanctorum, апрель, т. 3. Память Карла 28 января, Хильдегарды 30 апреля.

См. отдельно о его значении.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова