БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
XI ВЕК: ТУРИНСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И МЫШЛЕНИЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ
Магическое мышление, конечно, не является мышлением в строгом смысле слова, как бег на месте не вполне бег. "Туринское мышление" есть разновидность агрессии, облечённая в языковые формы, заимствованные у мышления. Настоящее мышление делится не на научное и псевдонаучное (оно же "туринское"), а на научное и поэтическое, метафорическое.
Например, в житии св. Григория Нарекаци (ум. 1003) рассказывается, что однажды постным днём он предложил гостям жареных голубей. Гости возмутились - пятница же - и св. Григор охнул и сказал: "Простите, я не знал!". После чего обратился к тарелке, на которой лежали голуби:
- "Восстаньте и летите к своей стае, ибо сегодня пост!"
"Восстаньте" означает не "взбунтуйтесь", "воскресните". Дьявольская разница, по выражению Пушкина (носитель Туринского Мышления сочтёт это выражение руганью).
Голуби ожили и улетели.
Пикатность ситуации в том, что гости приехали, чтобы звать Григора на суд. Чудо их вразумило, души их ожили, и они сперва пали на колени и извинились, потом, окрылённые, отправились в дорогу.
Сочинивший голубей был поэт. Он не утверждал, что перья этих голубей хранятся в золотом ковчеге рядом с цепью, по которой ходил учёный кот, и с веригами св. Черномора (благодаря покровительству в 476-м году которого русские разгромили украинцев в решающем сражении за Крым ).
Носитель туринского "мышления" почитает плащаницу, но жаждет судить тех, кто не верит в её подлинность. Между тем, мышление никогда не судит. Мышление сочиняет, исследует, открывает, но - не судит. "Логическое суждение" - такая же поэзия как "телега жизни". Умозаключение - не приговор, оно освобождает, в отличие от тюремного заключения.
Как биологи окольцовывают голубей, так автор древнего жития Нарекаци окольцевал своё повествование посмертным чудом: некая армянка одолжила у соседа-курда наседку с цыплятами, они издохли, но она помолилась св. Григору - и наседка с выводком воскресли.
См. Грегор Нарекаци. Туринское мышление.