Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Ансельм Кентерберийский (р. в Аосте (Пьемонт), 1033/34 - в Кентербери, 1109). Он известен как основатель (“отец”) схоластики, но схоластом он не был. А был он: в юности - неугомонным итальянцем-сорванцом из дворянской семьи (отец практически выгнал его из дому, недовольный его поведением), с 25 лет - монахом в монастыре Бек (Нормандия), с 45 лет - настоятелем оного, с 60 лет - главой Церкви в Англии. Интеллект у него работал как хороший мотор, последовательно и рационально, но подлинным мотором Ансельма было сердце: “Я хочу, - писал он, - понять хоть что-нибудь из того, во что верит мое сердце и что оно любит. Я не пытаюсь понять, чтобы поверить, но я верю так, что могу понять”. Бек был славен своей богословской школой еще до Ансельма (он сам пришел в монастырь, привлеченный слухами о его настоетеле Лафранке), и по крайней мере один настоятель соседней обители решил у себя устроить такую же. Дело, однако, не шло, ученики не блистали, и однажды бедняга пожаловался Ансельму. “Если ты посадишь дерево и обнесешь его забором так, что ветвям некуда будет расти, представляешь, что у тебя получится через несколько лет, когда ты уберешь изгородь? -- спросил Ансельм. – Но ведь ты именно так обращаешься с ребятами, когда калечишь их испугом и ударами, когда лишаешь их радости свободы”. Впрочем, ради свободы Ансельм мог и ребенка обидеть: однажды ему попался мальчик, который привязал к ножке птицы веревку, за которую и дергал каждый раз, когда несчастная пыталась взлететь. Ансельм с гневом порвал веревку, и, как писал его биограф Эдмер: “Вот, птичка улетает, мальчик ревет, преподобный радуется”. На посту архиепископа Кентерберийского он постоянно конфликтовал с королями, защищая независимость Церкви — довольно безуспешно, дважды все кончалось высылкой его из Англии. Во время одной из таких ссылок, наслаждаясь свободой в одном из монастырей Кампании, Ансельм написал свою лучшую книгу: “Cur Deus Homo” – “Почему Богочеловек?” (о Воплощении).  Правда, в 1106 году борьба окончилась компромиссом (он так и называется: “Бекский компромисс”), прообразом знаменитого Вормсского конкондата 1122 года, но в целом борьба с государством кончилась, как мы теперь знаем, разводом – единственным разводом, в котором есть смысл. Плохо кончила и схоластика. Впрочем, Ансельм ею далеко не исчерпывалсся. Достаточно сказать, что он  был одним из первых борцов с работорговлей: в 1102 году на церковном соборе в Вестминстере он добился принятия решения, запрещающего продавать человека как скотину. Хорошо кончилась только карьера Ансельма: Данте изобразил его среди духов света и власти на четвертом небе Рая - в круге Солнца. Мощи Ансельма покоятся в кентерберийском кафедральном соборе. В 1720 г. Ансельм был провозглашен Учителем Церкви. Butler, 21.4. Память 21 апреля.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова