Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Ансельм Кентерберийский

См. библиографию.

Прослогион. Об истине. - О свободном выборе - Гильом из Шампо - Диалог между Христианином и Иудеем о католической вере

Книга размышлений и молитвословий.

Житие. Ансельм о бытии Бога, анализ Суини;

Кротов.



Брокгауз:

Ансельм Кентерберийский (1033-1109) - философ-схоластик, род. в Аосте, в Пьемонте, в 1033 г. Поступил в монастырь в 1060 г, по желанию благочестивой матери своей Эрменберги, в 1073 сделался настоятелем (приором) и схоластиком, в 1078-аббатом нормандского монастыря Бек, куда привлекла его слава знаменитого Ланфранка, а в 1093 г в качестве его преемника сделался епископом кентерберийским в Англии. Его считают первым схоластиком. Несмотря на то, что исходной точкою для него была Библия и учение бл. Августина, что он держался в пределах католицизма и проникнут был убеждением, что вера должна предшествовать познанию и сама по себе исключает всякое сомнение, тем не менее, он требовал, чтобы от веры переходили к познанию. В этом заключается его главное значение, как догматика. Так наз. "онтологическое" доказательство бытия Божия из понятая о Божестве, А. выводит в сочинении "Proslogium" (обращение к своему духу), между тем как в "Monologium" он выводит бытие Божие из случайности конечного, а Троицу из простых оснований разума. Оба эти сочинения, содержащие наиболее существенную часть его учения, были изданы в новейшее время Гаасом (в виде первого тома "Sancti Anselmi opuscula selecta" Тюбинген, 1863 г.). Другие два сочинения Ансельма - "De concordia praescientiae etpredestinationis" и "Cur Deus homo" изданы были Леммером (Берлин, 1857 г.) и на немецком языке (Ширлицем, Кведлинб., 1861 г.) и замечательны тем, что в первом он дает догматическое основание учению о предопределении, а во втором-христологическому учению об искуплении. Относительно его церковной деятельности замечателен факт энергической борьбы с Вильгельмом Рыжим и Генрихом Х Английским из-за инвеституры. Твердо отстаивая воззрения Григория VII, А. дважды принужден был покидать Англию. Только при преемнике его, Пасхалие II, в 1107 г. пришли к соглашению. А. умер 21 апреля 1109 года. В этот день празднуется католиками его память. Папа Климент XI в 1720 г. причислил его к ряду католических вероучителей. Лучшее издание его сочинений сделано было Жербероном (2 т. Париж, 1675; новое издание 1721. и в Венеции, 1744); ср. Франка, "А. von Canterbury, eine kirchenhistorische Moaographie" (Тюбинген, 1842); Гассе, "A. von Canterbury", (Лейпциг, 2 т., 1843-1852); Peмюза, "Saint Anseime de Canterbery" (Пар., 1854; 2 изд., 1868); Черча, "Saint Anseime" Лондон, 1870).

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова