Послания в Псков.
Фотий Московский (1431). Грек из пелопонесского города Монемвасии, ещё юношей
ставший монахом. В 1408 г. 1 сентября патриарх Константинополя избрал его для
руководства Русской Церковью. Сама Византия в это время уже была на грани гибели,
ей угрожали турки. Русь же лишь начинала свой путь к освобождению, и главной проблемой
оставались татары. Впрочем, сама по себе татарская власть была не страшна: брали
дань, повелевали, но не убивали. Страшны были свои, русские, использовавшиеся
многочисленных татарских полунезависимых военачальников в качестве союзников в
борьбе с русскими же. Так, на Пасху 1410 г. Фотий прибыл в Москву, затем отправился
во Владимир, который числился по старой памяти церковной столицей. 3 июля на Владимир
как раз напал объединённый отряд нижегородского князя и татарского царевича. По
чудесному совпадению, Фотий во время набега как раз уехал в пригородный монастырёк,
затерянный в сенежских лесах, и тем спасся, а его кафедральный собор, украшенный
фресками св. Андрея Рублёва, был разорён. В память о спасении Фотий основал церковь
во имя Рождества Богородицы. Фотий оказался над редкость талантливым православным
администратором, способным годами терпеть неудачи и унижения, идти на компромиссы,
чтобы в конце концов, когда угаснет энтузиазм противников, отстоять достоинство
Церкви. Начать пришлось с конфликта с самим великим князем Московским. Пока кафедра
митрополита пустовала, он перевёл на себя часть церковных доходов. Фотий в грамоте
князю написал резко: “Церковь Божию уничижил ... насильствуя, взимая неподобающая”.
Кое-что князь вернул, но явно не всё. Фотий устроил брак дочери великого князя
Анны с наследником византийского императора; в Оружейной палате сохранилось облачение,
подаренное Фотию в память об этом событии, где рядом с текстом Символа веры вышиты
изображения новобрачных, великого князя с женой, самого Фотия. Но этот грандиозный
дипломатический успех длился недолго: в 1417 году Анна умерла от чумы. Фотий принял
Русскую церковь единой, и первый год провёл в Киеве и на тех западно-русских землях,
которые тогда принадлежали Литве, но в 1413 году литовский князь с позором, ограбив
митрополита, выгнал его из своих владений, а в 1415 провозгласил Литовскую церковь
независимой. В 1414 году сгорел митрополичий дворец в Кремле. В 1416 году Фотию
пришлось писать в Псков несколько посланий: там движение стригольников отделилось
от Церкви, обвинив её иерархов в корыстолюбии. Да и без стригольников положение
в Пскове было, строго говоря, далёким от нормы: к примеру, Фотий убеждал псковских
священников не заниматься ростовщичевством, не венчать браки, в которых невеста
моложе двенадцати. Только через пять лет дела стали исправляться. В 1420 году
литовский князь воссоединил свою церковь с Русской. Постепенно исчезли в Пскове
стригольники. Когда в 1425 году умер великий князь, Фотий фактически стал правителем
Руси, опекая интересы малолетнего наследника от посягательств дяди и неверных
бояр. Только после его смерти разгорелась кровавая междоусобица. Примечательно,
что в своих писаных поучениях Фотий едва ли не впервые советует прихожанам повторять
“в помышлении своем” Иисусову молитву, повторять всегда: “или ясте,
или пиете, или делаете, или путь шествуете, или стоите, или седите, или ино что
творите”. В отличие от многих других православных лидеров Средневековья, Фотий,
обличая ушедших из Церкви людей, категорически выступал против наказания их смертной
казнью: “Кровь и смерть да не будут на таковых”, что по тогдашним временам требовало
величия духа. 20 апреля 1430 году Фотию было видение ангела, который предупредил
его о скорой смерти дал ему “седмицу” (неделю) для приведения дел в порядок. Это
Фотий и сделал, однако умер 16 месяцев спустя, что не обесценивает истинности
видения, но лишь показывает, что к видениям не следует относиться слишком буквально,
они символичны. О нем с указанием литературы см.: Г.М.Прохоров. Фотий. В кн.:
Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2, ч. 2, с. 475-484. Память 2/15
июля, обретения мощей в 1472 г. 27 мая/9 июня. |