БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
1451 ГОД: КАК В ИТАЛИИ ПОСТРОИЛИ ДОМ ДЛЯ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ
См. о почитании ложных святынь. См. Об иконе "Прибавление ума" (воспроизведение статуи в Лорето). - "Чёрные мадонны".
Много милых (и крохотных) церквушек сохранилось от Средних веков. Разбросаны они по самым разным странам, от Испании до Грузии, редкий путешественник до них доберётся, но есть одна...
Впервые эта церквушка упоминается в XII веке как храм Богородицы в Лавровой Роще, «in fundo Laureli» . Это совсем небольшая церковь размером с сарай, не приходская, принадлежит ордену камальдулов. Иногда она называется «Церковь святой Марии в Реканати» - по имени ближайшего городка на побережье. В 1292 году она зовётся «Sanctae Mariae de Laureto».
Расположена церковь живописно — на вершине горы. Реканати находится у моря, церковь — чуть в стороне. Реканати порт небольшой, но через него идёт дорога в крупный порт - Анкону — столицу области Марке. Дальше на север уже Равенна.
Престольным праздником было не Благовещение, а Рождество Богородицы 21 августа.
Впервые индульгенции посещающим Лорето были обещаны папой Урбаном VI 5 ноября 1387 г. Два года спустя ту же милость оказывает Бонифаций IX, причем одновременно индульгенции предоставляются посещающим церковь св. Кириака в Анконе — никакой принципиальной разницы между этими двумя храмами Папа не видит.
Время от времени латинские документы говорят о пожертвованиях «дому Марии». «Дом» - традиционное наименование храма (и Новгород называли «Домом Богородицы»). Храм всё чаще посещают люди разных сословий. Среди пожертвований мелькает то один золотой, то два или даже пять. 9 мая 1402 года еп. Реканати Анже Чино в своём завещании оставляет храму 55 дукатов. В 1428 году создаётся братство заботящихся о храме: «Fraternitas Frustratorum S. Maiae de Laureto». В 1429 году посол Миланского герцога Пьер де Пировани жертвует 50 флоринов. В апреле 1437 году сюда приезжают граф Алессандро Сфорца и Сигизмонд Малатеста с эскортом в 200 всадников.
Первый папа, посетивший Лорето — Николай V в июне 1449 года.
23 марта 1450 года командир папских армий Анже Ронкони жертвует бенефиций часовне (ораторию) Благовещения при храме в Лорето. Так впервые в связи с этим местом упоминается Благовещение, пока лишь в связи с новой постройкой.
В том же 1450 году настоятелем храма становится Пьетро ди Джорджо Толомеи, прозванный Терамано (из Терамо, это городок южнее Реканати). Толомеи приехал в Лорето молодым, начал служить в церкви в 1430 году.
В июле 1453 года папа Николай V издаёт буллу, благословляющую очередную реконструкцию церкви в Лорето. Этот папа первым из понтификов приехал в Лорето помолиться, это было в июне 1449 года.
Июль в 1453 году следовал за июнем, а июнь — за маем. Проблема была в том, что в мае 1453 года турки взяли Константинополь. Впрочем, с ремонтом храма в Лорето никакой связи не обнаруживается.
Через десять лет что-то радикально меняется. 18 июня 1464 года папа Пий II выезжает из Рима в Анкону через Реканати и Лорето — из Анконы он намеревается отплыть в Грецию, чтобы руководить крестовым походом против турок. 10 июля он побывал в Лорето, в ночь на 16 августа умер в Анконе.
Более того — 8 марта 1466 года умер миланский герцог Франческо Сфорца, которому, в числе прочего, принадлежала и Анкона с окрестностями. Анкона — и Лорето — переходят в собственность Пап.
И вот тут началось. Прежде всего, началось строительство — в 1468 году по приказу Павла II. Велось оно очень странным образом: первоначальную крохотную церковь не снесли, а окружили роскошным мраморным коробом. В Лорето стали строить папский дворец, а ещё через двадцать лет — роскошный огромный собор, напоминающий Пантеон. Архитектура свидетельствовала — папский Рим воскрешает традиции Рима Цезаря. Нормальная такая тоталитарная архитектура, и циклопические размеры не случайны. У великанов-циклопов был только один глаз - и деспотизм глядит на мир одним глазом, не видя объёма.
Одновременно настоятель храма — видимо, уже довольно преклонных лет, он умер в июне 1473 года — сочиняет (во всех смыслах) рассказ о том, что церковь в Лорето есть дом из Назарета, в котором «блаженная Дева Мария родилась, была воспитана и получила от Ангела Гавриила приветствие, и растила в этом доме сына своего Иисуса Христа».
Якобы этот дом перенесли ангелы после того, как крестоносцы потеряли Святую Землю.
21 октября 1507 года Папа издаёт буллу, в которой официально заявляет о том, что в Лорето хранится и источает чудеса дом Богоматери.
Поклонники Туринской плащаницы всё это время добивались у пап такого же заявления в отношении плащаницы — не добились. А своей святыне Папа сделал одолжение. Правда, тут два забавных момента. Во-первых, поскольку дом — всего лишь дом, а не вопрос вероучения или нравственности, заявления о нём римских пап не имеют «безошибочности» даже по догмату об этой самой безошибочности. Во-вторых, в энциклике 1507 года сказано, что это дом — из Вифлеема. Как деликатно выражаются историки, это показывает, что к этому времени легенда ещё не окончательно сформировалась.
Действительно, легенду продолжали совершенствовать (если тут уместно это слово) ещё двести лет. Сочиняли подложные документы — якобы уже в XIV веке в Лорето почитали именно Дом Богоматери.
А ведь на дворе уже было довольно Новое время. Но, конечно, двор при домике Эразма один, при доме Лютера другой, а папский двор вообще наособицу.
Монография французского священника Улисса Шевалье, методично собравшего все (буквально) материалы о Лорето и доказавшего, что налицо фальсификация, вышла в 1906 году. В отличие от Туринской плащаницы, тут даже не нужно производить никаких химических анализов — всё кристально ясно.
Паломничества в Лорето продолжаются по сей день.
Несколько забавных фактов из XV века.
В декабре 1458 года Роберто де Сансеверино возвращается из паломничества в Святую Землю (где он побывал и в Назарете, оставив его описание). Около Анконы корабль попадает в бурю. В благодарность за спасение Роберто сходит на берег и посещает храм в Лорето, чтобы помолиться Богороматери — и ни единым словом не упоминает никакого «дома из Назарета». Естественно, и в Назарете Сансеверино не видел никакого «дома Богородицы».
16 июля 1489 года в Лорето приехал гренобльский дворянин Пьер Аржанторикс (видимо, вымышленный духовенством Лорето персонаж). Его жена Антония была одержима семью демонами. Их безуспешно пытались изгнать в церкви св. Иулиана в Милане, в соборе св. Петра в Риме. Десять человек силком ввели Антонию в храм, где экзорцист Этьен ди Джованни Франчигена начал читать молитвы. Бесы вышли, называя свои имена и подвиги и подчёркивая: «Не ты нас изгоняешь, а Мария». Из семерых можно упомянуть Эрота, который признался в убийстве герцога Бургундского в 1419 году, Хорибля («Ужастика»), который заявил, что по его наущению Иродиада попросила отрубить голову Иоанну.
В том же 1489 году серебряную статую пожертвовал в Лорето Иштван IV Баторий, разгромивший турок в 1479 году. Сын этого Иштвана стал польским королём, а внучка — печально знаменитой «Кровавой графиней», венгерская Салтычиха.
В 1494 году сюда пришёл испанский моряк Педро де Вилла и рассказал, что он был на корабле Колумба и молился Деве Лорето во время бури, которая угрожала их кораблю на обратном пути из Америки в феврале 1493 года.
Легенда, как она сформировалась в XVI веке, говорит о четырёхступенчатом переносе Дома Богородицы. 10 мая 1291 года, в разгар осады Акры, ангелы переносят его из Назарета в Далмацию. В 1292 году четверо послов из Далмации едут в Назарет, чтобы удостовериться в том, что оттуда исчез дом как раз этих размеров. 10 декабря 1294 года Дом пересекает Адриатическое море и останавливается на землях города Реканати. 10 августа 1295 года Дом вновь передвигается — на этот раз на земли дворян Античи. 2 декабря 1295 года Дом в четвёртый раз передвигается — на горе Лорето.
Всё это, конечно, современному человеку не годится. Для него произведена рационализация мифа. Якобы сообщение о том, что ангелы перенесли дом, отражает «исторический факт» - византийские аристократы по фамилии Ангелы организовали перевоз камней дома. Вам интересно, как мог Терамано просто вот взять и выдумать про чудо перенесения дома, когда он лично видел, как этот дом строили? А как могут современные «православные экскурсоводы» зазывать паломников в Лорето, убеждая, что некие «химические анализы» подтвердили, что камни — из Палестины? В интернете таких текстов полным-полно. В конце концов, экскурсовод... Он, конечно, тоже не должен лгать, но всё же... Вот профессиональный историк — М.Б.Плюханова — спокойно пересказывает выдумку Терамано о том, что жители Реканати посещали Назарет и измеряли следы фундамента: «Описание комнаты Богоматери в Назарете близко соответствует описанию, сделанному игуменом Даниилом, то есть свидетельству очевидца, наиболее авторитетному из существующих. Это значит, что лоретская легенда несет в себе след контакта с преданием Святой земли».
Не несёт абсолютно. Кстати, Плюханова упоминает, что «святыня», описанная Даниилом, была разрушена в XII веке, так что ни хорваты в конце XIII века, ни итальянцы в конце века XIV видеть её не могли. Но даже то, что описывает Даниил — фальшивка, сооружённая не ранее IV столетия, и в описании Даниила нет никаких деталей, которые бы напоминали о сооружении в Лорето. Более того, в этом описании вообще нет «дома», там говорится о «пещере мале глубоцей».
Впрочем, всё это меркнет перед тем, что Богоматерь Лоретская была провозглашена Папами покровительницей моряков и путешествующих морем, а в 1920 году - покровительницей авиапассажиров и пилотов.
О чудесных спасениях в авиакатастрофах по молитвам лоретской Санта-Казе ничего неизвестно.
К счастью, благодаря усилиям авиаконструкторов и авиастроителей, воздушный транспорт и без молитв — наиболее безопасный из всех существующих.
Далее: 1581 год: Лорето: Эразм, Монтень, Россия.
Библиография
Chevalier, Ulysse. Notre-Dame de Lorette. Etude Historique sur l'authenticite de la Santa Casa. Paris, 1906. 536 p.
Hamilton, Bernard (профессор ун-та в Бирмингеме). The Ottomans, the Humanists and the Holy House of Loreto. // Renaissance and Modern Studies Volume 31, Issue 1, 1987.