Ригоберт (Роберто) Беллармино (4.10.1542, Монтепульчиано в Тоскане - 17.9.1621). Сын родовитой (его мать приходилась сводной сестрой папе Маркеллу II), но обедневшей семьи, Беллармино с детства отличался способностями: наизусть знал стихи Вергилия и сам писал стихи на латыни, играл на скрипки, участвовал в ученых диспутах к удовольствию горожан. Но всю жизнь его отличало и слабое здоровье, не мешавшее ему быть энергичнейшим человеком. Когда еще студентом ему поручили учить детей греческому (а он знал только алфавит), он просидел целую ночь, изучая новый для себя язык, и успешно провел урок. Сам он учился в университетах Падуи и Лувена, в последнем преподавал после рукоположения в Генте в 1570 г. Его учителем, в числе прочил, был знаменитый богослов и канцлер университета Михаил Байюс. Резко расходясь и споря с учителем (и не с ним одним) по важнейшим вопросам богословия, Беллармино отличался тем, что никогда на протяжении всей жизни не позволял себе никаких личных выпадов, вообще никогда не называл своих противников по имени. В своих монументальных трудах, снискавших ему и славу, и множество оппонентов, направленных прежде всего против протестантского богословия, он выражался намного мягче, чем остальные католические полемисты. Очередное ухудшение здоровья привело к тому, что его отозвали в Италию. В 1595 г. он уже был официальным богословом Папы, написал два знаменитых катехизиса, один из которых использовался еще и в 20 веке, в 1598 г. получил кардинальское достоинство и апартаменты в Ватикане. Однако, Беллармино — в отличие от многих коллег — жил на хлебе и чесноке, как обычный римский нищий, даже зимой отказывал себе в дровах. Драпировки, которые украшали (и согревали) его комнаты, он раздал беднякам, заметив: “Стены не простудятся”. В 1602 г. он был назначен архиепископом Капуи и, отложив книги, стал проповедовать Евангелие своей пастве, завел особые уроки катехизиса для детей, заслужил общую любовь, но три года спустя был вновь призван в Рим. Он еще некоторое время писал полемические богословские трактаты о соотношении светской и церковной властей; они были неприятны обоим сторонам своей уравновешенностью (из-за чего и беатифицировали, и канонизировали Беллармино чрезвычайно поздно, преодолевая сопротивление многих католических богословов, не по уму ретивых в защите папского первенства). Во Франции книги Беллармино сжигали. В последние годы он писал только аскетические и мистические сочинения. Он был другом Галилео Галилея и увещевал Галилея, говоря, что нельзя выдавать научную гипотезу, да еще не слишком проверенную, за абсолютную истину. Утверждали, что Галилей отрекся от своих взглядов именно перед Беллармином; кардинал имел мужество заявить, что это клевета на Галилея. Канон. 1930, провозглашен учителем Церкви 1931. De S. Roberto Bellarmino Univ. Eccl. Doctore. 1931; Brodrick J. Life of Robert Bellarmine. 2 vols. 1928. Память 13 мая.
|