БЕЛЛАРМИН (Bellarmino) Роберто
полемика с ним Гоббса, 1651; Кротов.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
БЕЛЛАРМИН (Bellarmino) Роберто Франческо Ромоло, кард. (1542-1621),
итал. католич. богослов. Род. в Тоскании. Был племянником папы Марцелла
II. Восемнадцати лет вступил в Общество Иисусово. Вел преподавательскую
деятельность, занимался исследовательской работой по Библии и патрологии.
В эти годы Б. написал евр. грамматику, много раз переиздававшуюся.
В 1592 вышло пересмотренное издание *Вульгаты с предисловием Б.
За свою подвижническую жизнь и ученость Б. пользовался высоким авторитетом
в католич. мире, хотя и не поддерживал идею светской власти пап.
В 1599 Б. стал кардиналом, а через три года архиеп. Капуанским (однако
кафедру Б. вскоре оставил). Умер в Риме. Канонизирован Католической
Церковью в 1930, в 1931 провозглашен Учителем Церкви.
Среди экзегетич. трудов Б. следует назвать толкование на Псалмы
(1611). Полемизируя с протестантами, Б. всегда подчеркивал, что
Библия создана Церковью. В связи с делом Галилея много размышлял
и писал о соотношении науки и Библии. Он был искренне убежден, что
в Свящ. Писании заключены науч. сведения, к-рых христианин должен
свято придерживаться. Гелиоцентризм был для Б. лишь остроумной гипотезой,
к-рую опасно противопоставлять Птолемеевой системе, соответствующей,
по мнению Б., букве Писания. В письме к ученому монаху Паоло Фоскарини,
защитнику коперниканства, Б. писал: «Мне кажется, что Ваше священство
и господин Галилей мудро поступают, довольствуясь
тем, что говорят предположительно, а не абсолютно; я всегда полагал,
что так говорил и Коперник». Б. даже дал Галилею своего рода охранное
письмо, в к-ром подтверждал, что тот никогда не привлекался к ответственности
за свои теории. Однако, когда ученый стал высказываться более определенно,
Б. уступил тем, кто требовал официального осуждения гелиоцентризма.
Его мотивы видны из того же письма к Фоскарини: «Если Ваше священство
захочет прочесть не только св. отцов, но и новые комментарии на
Исход, Псалтирь, Екклесиаста и Иисуса Сирахова, то Вы найдете, что
все сходятся на том, что нужно понимать буквально, что Солнце находится
на небе и вращается вокруг Земли... Рассудите же сами, со всем своим
благоразумием, может ли допустить Церковь, чтобы Писанию придавали
смысл, противоположный тому, что писали св. отцы, все греческие
и латинские толкователи». Т.о., Б. оказался в плену концепции, к-рая
рассматривала Библию как источник науч. знаний, что и привело к
самым прискорбным последствиям. Правота же оказалась за Галилеем,
к-рому приписывают слова: «Библия учит не тому, как вращаются небеса,
а как взойти на небо». См. ст.: Космография библейская; Наука и
Библия; Святоотеческая экзегеза.
Opera omnia, v.1-12, Parisiis, 1870-74; в рус. пер.: Наука благополучно
умирать, основанная на правилах хорошей христ. богоугодной жизни,
ч.1-2, М., 1783; Руководство к Богопознанию по лествице сотворенных
вещей, М., 1783; Лествица умственного восхождения к Богу по степеням
созданных вещей, СПб., 1786; О седми изречениях от Христа,
на кресте провещанных, кн.1-2, СПб., 1795; О воздыхании голубицы,
или о пользе слез, кн.1-3, СПб., 1795.
(Беллармин Роберт ). О воздыхании голубицы или о пользе слез. Три книги. Переведены Святейшего Синода членом Иринеем, епископом Тверским и Кашинским. М. В Университетской тип. 1842г. VI, 286 с.
l НЭС, т.5; ПБЭ, т.2, с. 364-69; B r o d r i c k J., The
Life and Work of Blessed Robert Francis Cardinal Bellarmine, v.1-2,
L., 1928.
|