См. его очерки апологетики.
Николай Фиолетов (1.12.1891 г., с. Ерзовка Царицынского у. Саратовской губ. -
8.3.1943, Мариинские лагеря под Омском). Сын священника, Николай Николаевич Фиолетов
учился в семинарии, но во время революционных событий 1906 добровольно её покинул
вместе с десятками других студентов - это был протест против деспотизма, с которым
руководили семинарией. Он оставался, однако, горячо верующим человеком, поступил
на юридический факультет Московского университета и стал специалистом по церковному
праву. Он был одним из представителей "младшего" - по сравнению с Бердяевым
и Флоренским - поколением русской интеллигенции, возвращавшейся в Церковь. Его
наставником стал мыслитель Евг. Трубецкой; Фиолетов активно изучал труды Вл. Соловьёва.
Правда, Трубецкой вскоре сам покинул Университет - тоже в знак протеста против
деспотизма, ограничивавшего свободу преподавания. Московская интеллигенция называла
Фиолетова "получудак-полусвятой", рассказывала анекдоты о его неприхотливости,
рассеянности, "непрактичности". Он мог спать на полу, одевался небрежно;
жена позднее сердилась, что он не замечал, во что одета она. Безумно любил животных,
не мог пройти мимо любой дворняги, не приласкав её, и в самые голодные годы отдавал
котам и псам лучшие куски, затаскивая их в свою комнату. Фиолетов ходил на собрания
Религиозно-философского общества, стал самым молодым делегатом Поместного собора
Русской Церкви 1917 г., но революция сделала невозможной нормальную карьеру для
юристов вообще, тем более - для церковных. В мае 1923 г. он женился. Вернулся
в родной Саратов, где стал заместителем декана факультета "общественных наук",
но в начале 1924 г. уехал в Ташкент, где тогда было свободнее от идеологического
контроля. Тут он преподавал в университете, одновременно не скрывая своей веры.
С 1927 года, однако, большевики стали ликвидировать этот островок провинциальной
вольницы. На Пасху 1932 г. его арестовали и приговорили к трём годам ссылки в
Сибирь. После освобождения он устроился преподавать в Курске, но вскоре ему запретили
работу по специальности. Еще несколько лет он проработал статистиком, одновременно
писал в стол "Очерки христианской апологетики", но 25 июня 1941 г. был
арестован и умер в Мариинских лагерях под Омском от голода. Саратовская епархия
хлопотала в 1990-е годы о его канонизации, но Фиолетов был резким противником
курса митр. Сергия Страгородского на соучастие в большевистской лжи. Он оправдывал
митр. Сергия, пока тот не заявил, что арестованные священники виновны перед государством
в политических преступлениях. "Как можно было так сказать в то время,
как Церковь лишена всех свобод, а церковные люди тысячами скитаются по лагерям?
— говорил он. — И кто же это говорит? Лицо, стоящее во главе Русской Церкви,
почти Патриарх. Это уже не "икономия", а простое приспособленчество».
Впрочем, он продолжал ходить в церкви "сергианцев", вообще боялся раскола.
Он ратовал и за единство с католиками и протестантами, был экуменистом до экуменизма,
полагая, что перед лицом наступающего атеизма христиане должны объединяться. Когда
он был в тюрьме, то "про себя" молился и с мусульманами во время намазов.
В последнем письме из концлагеря он напоминал жене о том, что считал высшим счастьем
св. Франциск Ассизский - не пышное цветение церковных институтов, а страдание,
хотя бы и от своих: "Нужно отрешиться от всякой самонадеянности. Мы можем
только то, к чему призваны, и что нам дано, и всякая похвала посрамляется".
См. история РПЦ в 1920-е
гг.
Фиолетова Надежда Юрьевна — вдова проф. Н. Н. Фиолетова, автора книги «Очерки христианской апологетики» (М.:, Братство во Имя Всемилостивого Спаса, 1992; см. также: Фиолетова Н. Ю. Воспоминания // Минувшее: Исторический альманах. Вып. 9. М.; СПб.: Atheneum: Феникс, 1992). |