Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история

Яков Кротов. Богочеловеческая комедия.- Вера. Вспомогательные материалы: Евангелие.

Яков Кротов

Семинар по Иисусу: Роберт Фанк

"Семинар по Иисусу" - своеобразное братство из ста пятидесяти учёных, созданное в 1985 году Робертом Фанком.

Сам Фанк - автор замечательного анти-кредо или Символа веры неверующего христианского теолога. Я нашёл в сети английский текст этого Анти-кредо из 21 тезиса и русский текст из 15 тезисов.

Сравнение побуждает организовать "Фанк-семинар", который бы доказал, что Фанка не существовало, что Фанк есть фейк, и что и английский вариант из 21 тезиса (условно Ф-21) и русский Ф-15 оба используют общий, не дошедший до нас текст - условно Ку-ку (Кью - название общего для Мф. и Мк. протографа, от немецкого "Квелле", "Источник"). Так называемый "Фанк" - всего лишь порождение "Джизус-семинара", группового творчества, призванного объяснить само существование семинара и специфику его деятельности.

В русской сети Кредо Фанка вызывает восторг - вот, мол, какие передовые идеи обсуждают на Западе, пока мы возрождаем искусство просфоропечения. Запад, действительно, сильно опережает Россию и в развитии христианской мысли (и христианского чувства), но именно этот текст для Запада отнюдь не характерен - слишком примитивный и петушиный. Это символ веры Базарова, а не Хокинга.

И всё-таки даже в этом тексте есть один абзац, помогающий понять настоящий Символ, в котором говорится о том, что Иисус "грядет со славою судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца". Фанк восклицает:

"Царство есть путешествие без конца: мы прибываем в пункт назначения, когда отбываем из пункта отправления. Это вечная одиссея. Подлинные условия существования - изгнание и исход".

Аминь! Аминь!! Аминь!!! Превосходное описание вечности. Кстати, и буквально совпадает с Символом - "нет конца".

Похоже, правда, что Фанк, будучи библеистом со взором замыленным и довольно механическим, сам не оценил сочетания "изгнание и исход". Для него, видимо, это синонимичные обозначения оторванности, пребывания "на краю", вечного "в пути". Между тем, Плен и Исход не синонимы, а антонимы. В Египет евреев никто силой не загонял, а вот в Вавилон - загоняли. Налицо странная путаница: Исход заканчивает пребывание в месте, куда ушли свободно, а Плен заканчивается не Исходом, а всего лишь анти-пленом. Так в жизни обычно и бывает: труднее освободиться от неволи, в которую сам себя загнал, но зато освобождение это страшно продуктивно, а лишения, в которые тебя загнала чужая воля, переживаются как большее горе, а на самом деле не так уж велики.

Есть, правда, одна смешная деталь - не в тексте самого Кредо-Фанка, а в примечании к его публикации в английской сети. Значок копирайта и предупреждение, вполне традиционное: не разрешается, запрещается и т.п. Смешно это, потому что в самом Кредо-Фанке провозглашется необходимость создания новой Библии, в которой была бы и старая, и много нового, и, главное, которая была бы текстом "открытым", текучим, вроде цикла романов и легенд о короле Артуре. Такова готтентотская мораль в декадансе: хорошо, когда я использую чужие тексты, плохо, когда мои тексты используют другие.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова