Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

НАЦИЗМ И ГУМАНИЗМ: КАЗУС ХАЙДЕГГЕРА

См. антигуманизм.

Вполне вопрос о нацизме Хайдеггера выяснился уже после его смерти. Он симпатизировал нацистам с начала 1920-х годов. В 1929 г. обратился в министерство образования с письмом, в котром предупреждал о «евреизации» профессорской корпорации. С приходом к власти нацистов получил пост ректора. Произносил антисемитские и нацистские речи, заявлял, что университет «должен быть интегрирован в национальную общность (Volksgemeinschaft) и слиться с государством. … Опасность исходит не от работы во имя Государства. Она исходит только от безразличия и сопротивления. По этой причине на верный путь может вывести лишь настоящая сила, а не колебания и нерешительность...».  В качестве ректора (точнее, фюрер-ректора – ректора не избираемого, а назначаемого) Хайдеггер лишил финансирования студентов с еврейской кровью и платил стипендии прежде всего студентам из СС и СА. Он писал тайные доносы в министерство, чтобы помешать карьере неблагонадёжных – например, на химика проф. Германа Штаудингера (нобелевский лауреат 1953 г.) как на пацифиста. Социолога Эдуарда Баумгартена Хайдеггер тайно потребовал выгнать из Геттингенского университета как «либерального демократа, близкого к Максу Веберу». Нацисты не дали это доносу ход, а один из них даже передал копию доноса Баумгартену. На своего бывшего ученика Макса Мюллера, не принявшего нацизм, Хайдеггер в 1938 написал характеристику с указанием, что Мюллер «непочтительно относится» к нацизму. Это должно было преградить Мюллеру путь в науку. Мюллер (ставший католическим теологом) просил Хайдеггера вычеркнуть эту фразу, на что бывший католик отвечал: «Как католик, вы должны знать, что каждый человек обязан говорить правду».

В конце 1950-х гг. Хайдеггер высказал озабоченность тем, что на философских кафедрах Германии опять появляются евреи.

После «ночи длинных ножей» Хайдеггер подал в отставку. Он был энтузиастом нацизма не столько Гитлера, сколько Рема – нацизма поножовщины и погромов. Хайдеггер не понял, что Гитлер тоже способен на кровь, и даже побольше, чем Рем. Утверждения, что Хайдеггер «разочаровался» в нацизме, лукавы. Хайдеггер никогда, ни публично, ни частно не отрекался от нацизма. В 1949 г. в одной из лекций он, говоря о технике, заметил: «Сельское хозяйство превратилось теперь в моторизированную индустрию по производству пищевых продуктов. Такую же, в сущности, как утилизация трупов в газовых камерах и лагерях уничтожения, как блокада и голод в сельских районах, как производство водородных бомб». Газовые камеры оказались в одном ряду с парниками.

Хайдеггер утверждал, что вступил в НСДАП лишь для того, чтобы в должности ректора находить язык с нацистами. Однако, после отставки, он ежегодно возобновлял членство в НСДАП. Он откровенно лгал, заявляя, что не начинал лекции с нацистского возгласа. Ректором он был избран лишь потому, что на выборы нацисты не допустили профессоров еврейского происхождения и либеральных взглядов.

Не столько Хайдеггер отказался от активного нацизма, сколько гитлеровцы отказались от Хайдеггера. В 1934 г. Вальткеру Гроссу нацистские «эксперты по науке» отсоветовали назначать Хайдеггера на высокий пост, заявив, что он «бестолковый схоласт», пишет «в худших талмудических традициях», и в его текстах «нет практического ничего полезного для национал-социализма». Если его назначить руководить высшей школой, «дело кончится тем, что наши университеты будут охвачены массовым психозом» (Кунц, 215).

Пострадавшими от антисемитизма оказались и его коллега Карл Ясперс, женатый на еврейке, и еврейка Ханна Арендт. Ясперс никогда не простил Хайдеггеру его активного антисемитизма гитлеровской поры. Арендт оказалась добрее, она заявила, что многие великие философы испытывали тяготение к тирании. Многие. Но не все тирании убивали людей миллионами.  Арендт, возможно, оказалась милосерднее, потому что переживала проблему Хайдеггера как свою, а Ясперс – как проблему любимого человека, своей жены. От себя простить легче.

Хайдеггер был католиком правой ориентации и руководил в 20 лет правой католической молодёжной организацией. Наставником Хайдегтера был архиепископ Конрад Грёдер, пламенно поддержавший нацизм в 30-е годы и разуверившийся в нем после 1940 г.

Поклонник Хайдеггера французский философ Деррида утверждал, что Хайдеггер в 1933 г. увлёкся нацизмом, ибо ещё разделял некоторые идеи гуманизма и рационализма. Когда же продвинулся вперёд, то создал философию, противоположную нацизму.

Нацизм есть гуманизм. Эта демагогия отнюдь не такая редкая, как хотелось бы, она стоит в одном ряду с «если хочешь мира, готовься к войне», «душу за ближних отдаёт тот, кто убивает на фронте». Гуманизм есть желание руководить человечеством. Гуманизм есть преобладание человеческого начала. Гуманизм есть рационализм, проектное, утопическое мышление. Гуманизм есть империализм, метафизическая основа нацизма.

Другой способ оправдания Хайдеггера избрал Эрнст Нольте, заявивший в своей книге о Хайдеггере 1992 г., что нацизм и Холокост были нормальным средством борьбы с большевизмом. Гулаг предшествовал Освенциму.

Большевизм, технология, американизация, демократия, - вот враги, против которых боролся Хайдеггер. И Гитлер. И Пий XII. И президенты России. И вожди талибана.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова