Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Заметки к истории Церкви: 60 поколение

Последняя треть ХХ в.

Искусство христианского мира. Сб. ст. Вып. 2. - М., Изд-во Правосл. Св.-Тихоновского Богословского Ин-та, 1998. 150 с. Тир. 1000 экз.

Грабар Андр. Никол. Р. 1895 - ум. 5.10.1990, Париж. Учился в 1915-16 в Спб у Дм Влась Айналова, затем в Одессе у Никодима Павл Кондакова. Нач. 1920 - эмигрировал с матерью в Болгарии, два года в Софийск. археол. музее, общается с Кондаковым. С 1937 на кафедру визант. хр-ва и христ. археологии в пятой секции эколь пратик, Сорбонна. С нач. 1960-х его ученик прот. Никол. Озолин. Озолин считает, что Г. ближе по духу к Айналову - принял за аксиому, что визант. ис-во органично выросло из античного под влиянием востока. Принцип: читать приемы, составляющие изображение, новые элементы. Образ состоит из элементов, как догмат - из слов - что нравится Озолину, параллель с защитой ортодоксии в языке. Я: но Грабар не имел в виду краски, в отличие от 3 канона Кп. собора 869 г.! Памяти Г. - Озолин, с. 5-9. В книге "Император в виз. иск-ве" (1936, на фр.) - византия продолжила римскую традиция - император как вечный победитель. Азиатские влияние в Византию пришли через Рим. Христ. атрибуты вводились в языческие композции, христианские изображения создавались на оснвое римских прототипов.

Максимов Е.Н. Опыт освоения византийской традиции в современном церковном искусстве Кипра. С. 10-17.

Пишут иконы очень многие миряне, специальная комиссия ставит на них печать, подтверждающую ортодоксальность. В селе Какопетрия старик (умерший) построил небольшйо параклит и написал для него множество икон, покрывающие стены как ковер (12). У каждой общины обычно несколько храмов - для общих служб, кладбищенский, для крещения, брака и т.д. Иконопись - доходна, года два назад в Европе "появилась мода на иконы греческого письма, и туристы, которых в летний период насчитывается на Кипре до 2-2,5 миллионов душ, с удовольствием раскупают греко-византийские иконы" (13). Дерево дорого, иконы пишут на ДСП или оргалите.Левкас синтетический обычно. Яичная темпера английская, как и большинство других материалов. Автор был на Кипре - писал фрески, технику которых там не знают. Колористику фресок знают и изучают плохо (есть хорошие византийские памятники, но педпочитают аляповатость). Максимов расписал и собор в Оптиной (есть илл.).

А.Салтыков. Икона Святой Троицы преподобного Андрея иконописца (Рублева) и тринитарный догмат.

О Троице Рублева - считает, что Средний ангел "почти всегда" (21) со знакам Спасителя. Уродливое благословение левого (к зрителю) ангела - это благословение Отца - поэтому тут отступление от реализма, и это благословение дальше от чаши, он благословляет не чашу, а остальных двух агнгелов- ипостаси. "При признании Второго Ангела Первой Ипостасью мы получаем, что Святой Дух исходит от Отца и Сына, то есть латинское учение, что совершенно исключено для русской иконы начала XV века" (26).

Макарий (Веретенников). Иконы святителя Филиппа. С. 42-48.

Новый источник: икона Соловецкой Боголюбской БМ, ныне в Успенском соборе (есть илл.) с надпись.: лета 7053 писаны бысть иконы сии ... при игнумени Филиппи". В то же время отлит благовестный колокол в связи с избранием нового игумена. 42. На иконе - БМ в рост на фоне мнря, перед ней монахи, разделенные на три группы - в самом низу пять монахов без нимбов согбенные, над ними без нимбов, но менее согбенные (почившие), еще выше в рост с нимбами. Связь с обсуждением на Стоглаве допустимости изображения живых людей на иконе Приидите люди Триипостасному Божеству поклонимся... Личная икона Филиппа - Умиление, хранится в ГИМе, илл. на с. 45, на обороте надпись: "Моление игумена Филиппа". Оп. также у Макария, м. 1996, кн. 4, ч. 1, с. 167. В Новосибирской картинной галерее экспонируется икона Страшному суда, в раме, на которой надпись: "Сия свяая икона Филиппа Колычева Соловецкаго монастыря старца" (45). Леонид, еп. Дмитровский. Жизнь св. Филиппа, митр. Московского и всея Руси. М., 1861; Святый Филипп, Митрополит Московский. М., 1885;

Квливидзе Н.В. Икона "Благословенно воинство небесного царя" и ее литературные параллели. 49-56.

Больше известна как "Цвь воинствующая". Название - от стихиры 5 гласа 0 перекликается с посланием митр Макария под Свияжск, сравнивал воинов с мучениками. Горящая Казань - Москва как небесный Иерусалим. Апокалиптические тона в иконе - небесный Иерусалим, на списке с иконы конца 16 в. из Чудова архангел Михаил в виде огненного ангела (53). Аналоги: румынская фреска конца 15 в. - царь Константин и святые воины, предводительствуе архангелом Михаилом. Греческая иконы ок. 1500 г., две процессии из Иерусалима земного - одна в Иерусалим небесный, другая в ад. Но тогда ждали конца света (?), а тут уже скорее идеи о Царстве и Церкви, а не конкретно о Казани. Ср. Морозов В.В. Икона "Благословенно воинство" как памятник публицистики XVI века // Произведения русского и зарубежного искусства. ГММК. Материалы и исследования. М., 1984. С. 17-31. Кочетков И.А. в ТОДРЛ, 38, 185.

Кызласова И.Л. О проблеме подделывания и копирования икон в XIX - начале XX века. 64-73.

Новые объекты в конц 19 в - доски с врезками остатков старых икон (лишь для коллекционера)У Н.М.Постникова - подделки по древние иконы, 74 штуки - создавались по его заказу - в 1890 г. выставлены -

Берташ А.В. Содержание и эволюция русского стиля в церковной архитектуре середины XIX - начала ХХ веков. 113-123.

Стиль официально утвержден - ссылка на Устав Строительный. Спб., 1842, ст. 100, 101. Часть уваровской триады. Уже Герценом воспринят как синоним самодержавия - критика как псевдорусского до 1990-х, в т.ч. Грабарем и его школой. Возник в 1830 г., когда на конкурсе проектов Екатеригофской приход. церкви в Спб победил проект Тона (115). Признаки: резко отделяет стиль храма от жилого дома (в классицизме легко было спутать), 116. Уцелела лишь Преображенская цвь на Аптекарском о-ве (было 4 полковых храма). Основной заказчик - император. Героич. монументализм. Первый типовой альбом для провинции - 1838, второй 1844. В 1860-е начинает преобладать византийский стиль (ошибочно тоновский именует византийско-русским). Но сохранялся тоновская композиция, а декор шел романо-византийский. Апофеоз - проекты памятника на месте убийца Александра 2, 1881. Русскими стали восприниматься  московские и ярославские хармы, кокошник и шатер, сплошная запись стены (боязнь пустой стены, Щенков). 1900-е - неорусски2й стиль, уже на псковское и новгородское - модерн - не связан с офиц. заказом.  Очень много у старообрядцев - все результат свободы частной инициативы. В поместьях, в дачных паоселках. В Эстонии для бедных приходов дешевые тоновское проекты, а для имперски значимых - московско-ярославскуий стиль (Пюхтицы, Таллин Невский).

Маслов К.И. К характеристике взглядов ранних славянофилов на церковную живопись. 125-130.

Большинство понимали пд иконописью обычную живопись  - эклектизм - Хомяков считал иконописцем Иванова,1848 - лишь К.Аксаков отказал церковному искусство в художетвенности - христианство неуловимо для искусстваа, "личность необходима для изображения художественного, но личность есть грех, уже потому Христианин, Русской человек, личность отвергающий, в искусстве неуловим... Другими словами, для русского человека нужно иконописное, а не живописное письмо" - цит. на с. 128 по: Искусство и художественность // Аксаков К.С. Эстетика и литературная критика. - М., 1995. С.186.

Горматюк А.А. Икона "святой Василий Великий и великий князь Василий III в молении". Краткая история и реставрация памятника. 131-138.

Икона после смерти, не позже 1570 г. Ранее считалось, что князь изображен с Василием Хутынским. Предстоят Знамению БМ. Высота 2,16 м на 1,64 - чуть больше натуральной величины, в 1,96 м. фигура. Крупный горбатый нос - фамильная черта палеологов. Светоносен лик царя. ТСоздание иконы могло быть связано с общей системой росписи Архангельского собора - в дьяконнике много фресок о теме смерти и суда - Лоно Авраамово, пир и смерть богаого, прощание умирающего князя с семьей. И.Снегирев считал, что Василий Великий тезоименит князю - но его хранителем былВасилий Парийский. Мб Василий Великий как совершитель литургии, собирающей живых и умерших? с. 136. При рождении 25.3.6987 был назван в честь Василия Парийского, иногда звался и Гавриил Тимофеевич, тюкю родился в дни архангела Гавриила и ап Тимофея.

Мих. Никол. Гребенков, 30.10.1922 - 5.6.1995, художник и педагог, продолжатель системы Павла Чистякова - воевал- потерял ногу и веру в коммунистические идеалы - не окончил Суриковское - знаком с Барановским - в ВООПИКе - в 1985-6 строил Рождественско-Богородицкий храм  в с. Сухарево под Белгородом - с конца 70-0 преподает рисунок. Некролог свящ Никол. Чернышева. С. 146-7.

И Некролог Вере Евг. Яковлевой, с. 148 - в 1971 ок. искусствоведч. МГУ, ум. 2.6.1996, преподавала лицевое шитье при Свт-Тихоновском.
 
 
 
 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова