Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

Заметки к истории Церкви: 60 поколение

Последняя треть ХХ в.

Статистика.

Церковь и тоталитаризм: Пиночет. - 1982 г., Билли Грэм в Москве. - Польское католичество в 1990-е гг.

Cоциальный вопрос: запоздалая реакция Монтини. -

Латинская Америка: социальный вопрос. 1990 г., Мексика: еп. Гарсия и команданте Маркос.

Реакция в Церкви: понтификат Павла Монтини: имитация реформ. 15 мая 1969 г., интервью Сюэненса: попытка одного из лидеров Второго Ватикана дать отпор ревизионизму Павла VI. Поддержали Сюэненса лишь Ив Конгар и Кюнг.

Реакция: Войтыла.

Католичество и коммунизм в Польше - См. о польском либерале-свящ. Адаме Бонецком. -

См. общий очерк Частного времени.

Пол: педофилия, с 1985 г.

Изменение функции молодежного бунта: Коупленд. Церковная реакция: ответ на "революцию" 1968. Запрещение фильма "Житие Брайана", 1979.

Персонализм: консерваторы и модернисты.


Появление экологии и христианство - История экуменизма: Тэзе.
Интернет

Либерализм: митр. Антоний Блюм.

*

Информационная революция: человек из субъекта превращается в узел сети, Лиотар, 1979.

Свящ. из Амстердама Ян ван Килсдонк (ум. 2008),

.*

В 1968 г. конгресс католических епископов Латинской Америке в Медельине одобрил создание общин мирян, которые - при нехватке священников - стали бы ячейками Церкви, живущими иначе, нежели традиционные "приходы". Число общин стало быстро расти, и в Бразилии к конце ХХ в. их было около 80 тысяч. "Обычно такие общины включают 12-15 человек, регулярно собирающихся для чтения Писания и размышления о нем в свете конкретной ситуации. Такие размышления часто ведут к каким-то активным действиям. Например, община может участвовать в строительстве дороги или колодца, или предпринять какую-либо политическую акцию" (Левинсон, в кн. "Иисус и евангелия", 1992). Эти общины в основном состоят из бедняков, маргиналов, которых привлекает в Христе прежде всего то, что Он пришёл к беднякам и угнетённым. Для них богословие - это "богословие освобождения". Несмотря на сопротивление Ватикана, который тут солидаризуется с консервативными теологами США, движения это не ослабевает, и покровительством иерархии пользуется. Менее распространено (хотя и есть) движение общин, делающих акцент на феминизме - борьба с дискриминацией женщин разворачивается обычно уже после того, как мужчины победят собственную дискриминацию.

Конечно, манипуляции, которые совершают феминистки с Библией, вызывают скепсис у непредвзятых исследователей библейских текстов. Однако, справедливость требует отметить, что манипуляции, путём которых из Библии выжимают ценные указания об отношении к гей-парадам, презервативам, римским папам, ИНН и т.п., вызывают не меньший скепсис, только его высказывать не всегда решаются - у римских пап больше средств испортить исследователю Библии жизнь, чем у феминисток.

*

Курс Церкви на союз с коммунизмом был только частным случаем общей западноевропейской тенденции. Летом 1973 г. в Осло проходила Всемирная конференция психотерапевтов, так она отказалась принимать резолюцию с осуждением психиатрических госпитализаций в Советской России, чтобы не препятствовать "наиболее прогрессивному сенйчас процессу сближения со странами Восточной Европы" (цит. по: Клайн Э. Московский комитет прав человека.М., 2004. С. 54).

 

СТАТИСТИКА

В 1970-1985 гг. ежедневно в Европе 4300 человек покидали Католическую Церковь, в Африке - 16 500 человек присоединялось. Количественный рост несомненен. Этот рост - не результат государственного воздействия, каким был "рост" в Средние века. Однако, точно ли такой рост - шаг вперёд? Насилие бывает не только государственным. Приход в Церковь от нищеты, от идеологической пустоты - тоже не вполне доброволен, как в Африке, так и в России 1990-х. И всегда ли это приход в Церковь или это приход в в контору бесплатной раздачи хлеба и зрелищ? Если из Церкви уйдёт один Зосима, а на его место придут десять пусть великих, но инквизиторов - или колдунов, которые рады в Церкви найти себе новое подспорье - точно ли это "рост"? И стоит ли говорить "из Церкви уходили" - может, всё-таки совестливее говорить "из Церкви были выдавлены"? Бюрократическая система охотно сменяет одного думающего на десять бездумных, но что растёт в результате такого обмена?

* * *

Блум «обратил» всего лишь тысячу англичан. Однако, драгоценнее обращение одного свободного человека, чем сотни несвободных. Когда в Киеве или в Уганде проповедник обращает за один раз тысячи людей, это легче. Там люди идут к Богу от нужды, часто – от невежества, подчас – из властолюбия, в Англии же – от свободы. Поэтому не следует придавать большого значения абсолютным цифрам, которые говорят, что христиан больше в Третьем мире. Цена этому христианству не велика, оно не прошло испытания знанием, деньгами и свободой. За одного битого двух небитых дают, за одного христианина в свободной и богатой стране - десятерых из нищей и тоталитарной.

 

*

 

ПИНОЧЕТ

Александр Тарасов (Общая газета, 17.9.1998) описывает чилийский опыт при Пиночете, вспоминая слова Святослава Федорова: "Нам нужен Христос в шинели Пиночета". Он отмечает, что при Пиночете было убито 30 тысяч человек (в России пришлось бы убить полмиллиона), эмигрировало из 10 млн. один, причем это самые активные люди. Разрыв доходов в Чили составлял 150 крат. Пиночет уничтожил средний класс, отнял землю у крестьян, экономический рост был только потому, что США строили в Чили космодром для системы СОИ, а когда стройка в 1990 г. была заморожена, прирост национального дохода упал до 0,7 процента. Так что не надо примерять шинель на Христа. Федоров — глазник, а явно не смог воочию представить себе икону (или хотя бы картину): Иисус в шинели...

*

Эмиль Паин (Пиночет. Модель сборки. // Независимая газета. - 28 августа 2006 г.):

"Пиночет – ревностный католик и традиционалист – искренне хотел выстроить государственную идеологию, опирающуюся на исконные ценности: католицизм, нацию, семью. Однако все его попытки получить в этом поддержку Католической Церкви провалились. В первые годы его правления Церковь демонстрировала холодный нейтралитет, понимая необходимость миссии Пиночета в разгребании завалов в экономике, созданных «безбожным правительством». Но уже с конца 1970-х гг., как только Пиночет выполнил задачи кризисного менеджмента, Церковь стала финансировать разнообразные институты гражданского общества, заведомо оппозиционные власти. Под прикрытием Церкви бурно разрастались не только детские, молодежные и женские организации, но и ассоциации жителей кварталов, а также правозащитные организации, которые призывали к солидарности с политическими заключенными и оказывали материальную помощь им и их семьям.
Любопытно сравнить позицию Католической Церкви в Чили с нынешней позицией Русской Православной Церкви. Чилийские католики поддерживали обычных правозащитников, призывающих милость к страждущим, униженным и оскорбленным. РПЦ выдвинула идею особой правозащиты, связанной с поддержкой особой миссии православия в мире и защиты России от «крестового похода западного либерализма». Католическая Церковь поддерживала общество, защищая его от посягательств государства, основанного на диктатуре. РПЦ всегда стоит на защите государства от общества. (Расхожий тезис о якобы принципиально большей гражданственности католицизма в сравнении с православием не имеет под собой оснований. Католическая Церковь в Испании и Португалии в период правления там авторитарных режимов вела себя точно так же, как РПЦ. Клерикалы, поставившие себя на службу авторитарному государству, ведут себя одинаково вне зависимости от конфессиональных различий.)"

*

Пиночет санкционировал убийства священников Антонио Льидо, Андре Харлана и Хоана Альсины. В итоге Церковь "заняла антидиктаторскую позицию" (Луис Сепульведа. Пиночет: ни славы, ни скорби // Ле Монд дипломатик - янв. 2007). Правда, открытого осуждения диктатуры не было, была поддержка антидиктаторских сил.

КАТОЛИЧЕСТВО: ИМИТАЦИЯ РЕФОРМ

 

Павел VI упразднил ватиканскую гвардию, кроме швейцарцев. Жандармерия Ватикана стал ходить в штатском, а не в парадных мундирах. Была распущена "палатинская гвардия", папская гвардия из итальянских аристократов.

*

Введение возрастного ценза для епископов и для избирающих Папу кардиналов было половинчатой реформой: ведь для Папы было сделано исключение. Реформа не вызвала большой критики, хотя один кардинал саркастически заметил, что возрастной ценз ограничивает действие Святого Духа, якобы "исчезающего" после 80-летия (Раффальт, 1973). Только при смерти (а отстранение от власти для многих смерти подобно) чиновник вспоминает о том Духе, на котором основана его власть, о том Духе, от имени которого он беспощадно калечил чужие судьбы, не задумываясь, а не Святой ли Дух дышит и в тех, кто "непослушен". Апостолы Пётр и Иоанн хором заявляли членам Синедриона: "Справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?" Для апостола Павла было очевидно, что иногда нужно выбирать: "У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога?". Вот это сознание конфликта между человеческим и Божиим фундаментализм утрачивает, возвращаясь к саддукейской самоуверенности.

У Монтини "аморальность капитализма вызывала отвращение, он считал приемлемой ценой за высокую нравственность ограничение свободы личности в коллективе при социализме" (Раффальт, 1973). Монтини не арабов любил, а союз с Советским союзом. Он жёстко блокировал несгибаемых антикоммунистов кардинала Берана (Чехия) и Миндсенти (Венгрия). В сложных отношениях польских католиков с коммунистами Ватикан выступал на стороне коммунистов, умеряя Вышинского.

14 мая 1972 г. в Каунасе 19-летний студент Роман Каланта пришёл к фонтану у музыкального театра в центре города, положил в стороне записку: "В моей смерти прошу винить исключительно политическую систему"", облил себя бензином и поджёг. Он умер на следующий день. 18 и 19 мая в Каунасе бушевали студенческие волнения, которые подавили спецчасти. За полгода до этих событий Рим советовал епископу Каунаса идти настречу требованиям советской власти.

Монтини с почётом принял представителя коммунистического Вьетнама, а законного президента южного Вьетнама, правоверного католика Ван Тхиеу, подверг остракизму. Ватикан предал "катакомбную" Католическую Церковь Китая, предпочтя бесконечную политики умиротворения коммунистов, создавших "лояльную" Католическую Церковь. Даже приматом Папы были готовы пожертвовать - временно, конечно - лишь бы состоялась конвергенция католичества и коммунизма.

Точно ли Монтини не подозревал, что за высоконравственным фасадом советской России был такой же цинизм и разврат, как за потёмкинскими деревнями католического клерикализма?

Ронкалли в своей энциклике "Мир на земле" (1962) первый "обелил" коммунизм, не называя его прямо: "В этих движениях, поскольку они согласуются с нормами благоразумия и выражают законные стремления человеческой личности, могут быть элементы положительные и заслуживающие одобрения".

Однако, Ронкалли очень точно указал критерии, позволяющее определить степень сотрудничества с коммунистическими режимами: уважение к личности и праву. Его преемник игнорировал и личность, и право, повторяя элементарную ошибку в сношениях с властью Кремля - как и эта власть, он предпочитал обращаться не к тем, кто внизу, а к тем, кто вверху, и в случае необходимости, приносил в жертву право, закон, верность и человеколюбие - попытки манипулировать деспотией. Разумеетмся, деспотия каждый раз переигрывает таких манипуляторов - ведь лукавство это её каноническая территория.

Более всего людей принёс Монтини в жертву свой долг заступничества за гонимых и правду. При нём (как и при его преемниках) Ватикан воздерживался от любой критики гонений на верующих в Российской державе. Не заступались за православных и протестантов, но это уж обычный конфессиональный эгоизм, так и за католиков не заступались. В 1971 г. митр. Максим Германюк, глава канадских украинских греко-католиков, упрекнул Ватикан в том, что в его резолюциях говорится о разных формах несправедливости (экономических, социальных, культурных), "но нигде не говорится о самой вопиющей для христиан несправедливости - преследовании Церкви". Большевики продолжали курс царизма на уничтожение греко-католичества. Монтини поддержал их. В октябре 1971 г., когда заканчивался епископский синод, архиеп. Иосиф Слипый, формально - глава украинских греко-католиков - провел в Риме торжественную церемонию открытия первого прихода для украинских греко-католиков на Пьяцца делла Мадонна деи Монти. Были приглашены главные проводники промосковской политики Папы: кардиналы Виллебрандс и Фюрстенберг, архиеп. Казароли. Они пришли, но были возмущены увиденным: Слипый, действуя в качестве главы Церкви, созвал учредительное заседание синода из 15 епископов. Брестский договор о союзе с Римом сохранял за главой украинских греко-католиков такое право.

В ноябре 1972 г. Ватикан объявил украинским греко-католическим епископам, что Слипый права созывать синод не имел, что его титул - пустая формальность, и что каждый греко-католический епископ подчинён Папе, а не Слипому. Это означало конец украинской греко-католической Церкви как самостоятельной поместной церкви. Слипый потерял право самостоятельно назначать епископов. Утверждали, что Казароли сказал, что к 1990 году Россия станет католической страной (подразумевая, что этому поможет отказ говорить о гонениях на украинских греко-католиков).

В феврале 1972 г. в соборе св. Петра Монтини ставил 19 епископов, в том числе, одного греко-католического. Слипого попросили не приходить, потому что на церемонию пригласили шестерых представителей Московской Патриархии. Позднее Слипый сказал: "Я отлично помню каждую минуту моего пребывания в советских тюрьмах, включая и то время, когда я был приговорён к смерти. В Риме я пережил мгновения, которые были много тяжелее" (Раффальт, 1973).

 

ВОЙТЫЛА

Из интервью ученика Тишнера о. Ярослава Ягелло:

"Войтыла был томистом, преподавал этику в Люблинском католическом университете, где царил томизм. Но у него был дар, которым обладает не всякий учёный: открытость ко всему, что делалось в мире. А в Европе доминировала феноменология, герменевтика, экзистенциализм. В столкновении этих течений не было бы пробелмы, если бы в ЛКУ не считали, что томизм - единственный путь к правде. Сам Войтыла позволял учёным получать образование на Западе, что было в духе старой южнопольской традиции" (Ягелло Я. Философ сарматов // Новая Польша. - 2006 г. - №5. - С. 24).

Не знаю, что это за "южнопольская традиция", но знаю, что бесчеловечно, когда кто-то "позволяет" или "не позволяет" учёному что бы то ни было. Вот поэтому европейская и американская интеллектуальная среда решительно антицерковна. Одобряю - хотя из-за этой антицерковности и меня эта среда не приняла. Риск слишком высок: протяни клерикалам мизинец - оттяпают голову. Причём готовность оттяпать католическая иерархия с криками об "общем благе" демонстрирует по несколько раз на дню. Даже не в силах помолчать хотя бы неделю, затаиться.

 

ЦЕРКОВНАЯ РЕАКЦИЯ: ОТВЕТ НА "РЕВОЛЮЦИЮ" 1968 ГОДА

Агрессия - она в чём. Туринская католическая благотворительная организация "Сермиг" (www.sermig.org), она же "Арсенал мира". Организована Эрнесто Оливеро и его женой в 1964 г. для помощи голодающим. В официальном описании Папского совета по делам мирян особо отмечено: "В жаркое время студенческого протеста 1960-х гг. члены группы не позволили яростным политическим лозунгам овладеть собою. Они развили в себе убеждённость, что Иисуса Христа достаточно и что Евангелие не нуждается ни в каких идеологиях, чтобы сеять семена жизни, которые изменят мир" ("Зенит", 3.7.2006).

Любопытно, что в этой фразе присутствует как раз идеология, которая ещё в XIX веке осуждалась иерархией: что мир всё-таки нужно менять. Как раз тогда, когда "большой мир" отходит от веры в прогресс, католический мирок её подбирает, словно игрушку после старшего брата. Провозглашение же аполитичности, столь характерная для реакции, есть лишь худшая форма политизированности - агрессивной, стыдящейся самой себя, отрицающей право другого на политику и оставляющей это право только за собой.

ПЕРСОНАЛИЗМ: КОНСЕРВАТОРЫ И МОДЕРНИСТЫ

Вот пример двух современников.

Мэлеки Мартин (1923-1999), автор книги "The Jesuits. The Society of Jesus and the Betrayal of the Roman Catholic Church" и других объёмных романов, изображающих историю Ватикана как триумф гнусных модернистов над праведниками. Мартин изучал богословие в Лувене, был иезуитом и вышел, изучал востоковедение в Оксфорде, в 1958-1964 работал в Риме, где (якобы) был другом кардинала Беа и папы Ронкалли. Жил в Нью-Йорке. Он определял модернизм как "подчинение религиозных верований и доктрин господствующим культурным нормам и потребностям современности". Мартин считает, что иезуиты предали своё служение, когда стали модернистами - с Шардена и Джорджа Тайрела (Tyrell). Иезуиты в конце ХХ в. проповедуют якобы допустимость гомосексуализма, отрицают иерархию, сводя Церковь к общинам. Любопытно: ссылка на сайт Мартина переадресует в какую-то странную дрянь, с которой в компьютер пытается прорваться троянская программа.

На самом деле, иезуиты виноваты в том, что, исполняя программу Второго Ватиканского собора, не поняли: преемникам Иоанна XXIII никакого обновления не требуется, кроме косметического. Попытки иезуитов хотя бы обсудить - с выслушиванием и противоположной стороны - проблемы целибата, женского священства, противозачаточных средств, стволовых клеток - были расценены как непослушание и модернизм.

В 1981 г. глава иезуитов о. Аруппе, перенесший инсульт, назначил себе временного преемника, но папа Войтыла отменил это назначение и поставил своего кандидата - пока в 1983 не был избран Кольвенбах.

А другой человек - ровесник Мартина - картезианец Эдвард Гастингс (1928-2001) - тоже ушел из официозных структур Ватикана в 1964 году, но из прямо противоположных соображений: курия саботирует реформы, выхолащивает их, отгораживается от мира в гетто. Он был активным пацифистом. Гастингс даже женился (в 50 лет) - не побоялся, что ему скажут: ага! вот оно, обновленчество-то к чему сводится! - и считал, что как именно католический священник имеет право жениться.

А общего у этих людей то, что в Средние века они были бы - оба - убиты сразу же, либо сдохли бы с голоду. А в наше время Мартин купался в деньгах, потому что его зубодробительные романы пользовались успехом, потому что жена некоего судовладельца сделала его своим духовником (что она была его любовницей мне представляется недостойным даже обсуждения). Гастингс же кочевал с кафедры одного университета на другую, издавал книги, - в общем, не под мостом валялся. Свобода, как и вера, цветёт, когда есть её подкармливают. Веру подкармливают богослужением, свободу - трудом, бизнесом, из которых и проистекает неподчинённое начальству изобилие. Университеты обрели свободу от папского и - шире - церковного диктата лишь после того, как появились капиталисты. Свобода исчезнет, вернётся ли средневековье или утвердится коммунизм. Частный бизнес - омерзительное явление, но все остальные омерзительнее намного.

*

Nash George. The Conservative Intellectual Movement in America Since 1945. Wilmingtoin, DE: Intercollegiate Studies Institute, 1996. Первое издание - в 1976 г., когда казалось, что все интеллектуалы - левые. С тех пор перелом: появилось неоконсерваторы (либералы, травмированные реальностью) и палео-консерваторы, более радикальные. Либерализм потерял цель и программу. Книга Нэша помогла консерватизму вырасти, удовлетворила спрос. Кирк не был так известне.

 

 

 


Не только у религиозных людей встречается уверенность в том, что может быть "некоммерческая зарплата", что маленькие деньги - не деньги, а просто ипостась Святого Духа ("Святым Духом питается"), а большие деньги - не деньги, а ипостась мирового зла. Но у религиозных людей эта уверенность получает себе, как ей кажется, высшее оправдание в призывах Христа к раздаче имения. Так ведь к раздаче имения, а не к получению маленькой, "некоммерческой" зарплаты. Коммунизм подражает тут христианскому фарисейству, призывая всех сейчас получать поменьше, чтобы дети получали побольше.

Сходятся дальние родственники (фарисеи христианские и фарисеи коммунистические) в лицемерии, потому что одних нанимают за копейки, а другим - у кого власть - платят намного более под предлогом, что "без них все развалится". "Все развалится" только без тех, кто на свой страх и риск живет, а без тех, кто умеет за высокий оклад поруководить, еще никто не умирал. И ведь так веками держали одних на голодном пайке, а другие ели на золоте, и считалось это истинным христианством. Как же появился капитализм и зарплаты тех, кто внизу, поползли вверх, вместо лаптей стали сапоги носить, а доходы тех, кто наверху, поползли вниз, из кареты цугом в "Мерседес" пришлось пересесть, сразу начались крики про "потребительское общество", "бездуховность" и пр. Безбожников-революционеров отвергают как безбожников. Когда же появляется Владимир Соловьев и говорит про необходимость такой зарплаты, чтобы она обеспечивала достойную жизнь, а кстати, и о необходимости единства Церкви, громко подхватывают: "Да-да, единство Церкви!" А насчет достойной жизни - это не по нашему ведомству, это идите в отдел кадров... Ну, послали - идут. Тогда в спину начинают кричать: "Куда же вы! у нас сейчас будет про роль мирян!" Но хороший мирянин не будет работать за "некоммерческую зарплату" - он будет работать за хорошую зарплату, а благотворительностью заниматься бесплатно или даже приплачивать, ведь из хорошей зарплаты не очень жалко что-то пожертвовать. Но таких мирян побаиваются. Они будут разговаривать на равных, а при случае могут и правду-матку сказать. Любят мирян, которые заглядывают в глаза, спрашивают советов, вечно нуждаются в помощи. Излечиваются зависимость от алкоголя у одних, зависимость от алкоголиков у других, и заменяют зависимостью от себя, целителей. Но алкоголик вредит себе, семье, возможно, пару прохожих повредит. Клирикозависимый человек не пьет. Но зато может запросто разгромить художественную выставку, а если будет случай - и какой-нибудь очередной Константинополь разорит.

*

"Аргументы и факты" (№4, 2004) разоблачают "ненастоящих" барабашек: "идет перераспределение социальных ролей в семье, возникают какие-то конфликтные ситуации. Кто-то хочет, чтобы на него обратили внимание. Раньше мы предполагали, что люди имитируют полтергейст, находясь в измененном состоянии сознания. Это называется "сумеречное помрачение": поджег спичку, а сам не помнит. Нет, оказалось, что все они пребывают в ясном сознании".

Не стоит подозревать в истероидности изобретателей всяческих видений и мироточащих икон. Они просто осваивают новую социальную роль. И так может быть веками - вспомним Средневековье. Общение сужается до поджога, до фальсификата - и приказа, повеления именем фальсификата. А истинная вера - там, где человек молчит именно тогда, когда с ним произошло чудо, а когда чуда не произошло - говорит, спрашивает, отвечает, что угодно, но не приказывает, не поучает.

Л.А.Маркова. Теология в эпоху постмодернизма. - Вопросы философии. - 1999. - №2. Рассказ о конференции, которую провел Институт Св. Троицы в Нью-Йорке в 1997 году, причем рассказ (в сущности, реферат сборника докладов) оформлен "при поддержке РГНФ". Конференция, в свою очередь, была посвящена обсуждению одной книги - Дж. Линдбека "Природа доктрины: религия и теология в пост-либеральную эпоху". Докладчики — преподаватели теологии и социологии. Участники конференции популяризировали, судя по пересказам их докладов, мысли о том, что наука больше не противоречит религии, что текст есть средоточие смысл религии. Также: А.А.Чучин-Русов. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика? - Вопросы философии. - 1999. - №4. Анализ понятий модерна и постмодернизма, автор склоняется к мнению, что постмодернизм есть возвращение к средневековому и даже более раннему периоду, духовности синкретизма, нерасчленного восприятия мира, где красота - ничья. 

 

Б.Хорев ("Прогнозные оценки роста мирового населения" ОНИС, №1, 1999) отмечает, что пессимистические прогнозы Римского клуба не оправдались: население растет не по экспоненте. О перенаселении речи нет, средняя плотность населения - 40 человек на квадратный километр. На одного землянина приходится 2,5 га. Где переселение есть, снимают по два-три урожая в год. Утверждение, что оптимальное количество населения - 1 млрд. - ни на чем не основано. 

А.Назаретян в статье "Векторы исторической эволюции" (ОНИС, №2, 1999) отмечает оспариваемость идеи прогресса в последние десятилетия, как с архаических позиций недвижности власти, так и с позиций политической корректности, когда всякое культурное явление оберегается словно в музее. Был только всплеск эволюционизма с 1930-х годов (антропология В.Чайлда) до конца 960-х. В 1970-е годы антиэволюционизм соединился с экологическим алармизмом. Но интерес к эволюционной проблематике остался в творчестве Ал.Тоффлера, Э.Янча.  Но концепции развития уже не идеологические, позитивистские, а социально-синергетические: прогресс не как цель, а как "средство сохранения неравновесной системы в фазах неустойчивости" (122). Человеческое развитие не противоречит природному, а является его высшей стадией, средством самосохранения космоса. Правда, и такой эволюционизм, основанный на неравновесной термодинамике Пригожина, не отвечает на вопрос, откуда берутся внутренние ресурсы у неравновесных систем и почему они реализуются не сразу, а также, "почему организму не безразлично собственное состояние" (124).

Перевод из книги Эриха Янча "Самоорганизующаяся Вселенная" (ОНИС, №1, 1999), в духе Пригожина трактует историю природы и духа как эволюционной модели. "Жизнь представляется теперь разворачивающейся во вселенной — сама Вселенная становится все более живой" (150). В природе господствует не равновесие, а, напротив, сильная неравновесность, поддерживаемая самоорганизующимися процессами, обменом энергией с окружающей средой. Эти структуры ("автопоэтические") глобально устойчивы, но никогда не в состоянии покоя. Порядок — через флуктуацию. Творческая индивидуальность — источник развития, она взрывает изнутри коллективный принцип. Вселенная проходит через три эволюционных фазы: космическая, химико-биологическая и социобиологическая, социокультурная (в которой доминирует личность, а не коллектив). В результате такой эволюции и появляется человек как многоуровневая в реальность, в которой нет управления — то есть, не информация поступает наверх, а оттуда приказы, но каждый уровень сохраняет определенную автономию. Мир создает сам себя, "Бог - не Творец, а Разум Вселенной".


"Еслистория": увлечение легендой о Граале. Искажение будущего: диспенсациолизм.

Консервативная рестарация Иоанна-Павла II: в целом - поощрение экономической утопии Любич; в одобрении фильма Гибсона.

Главные предметы разногласия: аборты.

в связи с образованием Израиля - и в связи с индивидуализацией, изменения в антисемитизме, рост диспенсационализма, пятидесятников. См. особо о харизматах (тело, речь, здоровье).

Распад тоталитаризма 59 поколения - а как остаток, "еслистория", фальсификация истории уже не сверху, а снизу, добровольно - в антисемитизме, у Фоменко, у фундаменталистов-христиан и пр.

Архимандрит Сергий Савельев: катакомбник и социалист, критик иерархии внутри Московской Патриархии (ум. 1977)

Шмеман о Ц. в "постхристианском" мире, 1982;

Излёт прогрессизма и утопии: теология освобождения: 1990 г. - избрание Аристида.

Солженицын в Гарвардской речи - июнь 1978 года - критиковал Запад: "Весь этот переклон свободы в сторону зла создавался постепенно, но первичная основа ему, очевидно, была положена гуманистически человеколюбивым представлением, что человек, хозяин этого мира, не несет в себе внутреннего зла" - сродственно Папе о добродушии атеизма, безответственноcти, нечувствии зла - Декарт виноват, поворот от метафизики к гносеологии, субъективизму. Культ свободы, равенства и братства на развалинах христианства. Якобы и Герцен и Тургенев верили в безгрешность человека. Люди поставили формальную свободу выше Бога, от этого все несчастья.

 

 

Александр Никонов - видимо, пересказывая американского публициста Фарида Закарию - подчеркивает, что в современном мире церковь потеряла монополию, поэтому стала мягче? "Конкуренция так обострилась, что малейший дискомфорт может заставить клиента отвернуться от нашей лавки" (Никонов А. Нулевой Бог. // Новая газета. - 15 нояб. 2004 г. - С. 23). В итоге: отказ от авторитетов, догматов, подчинения духовенству, церковь-клуб, церковь-развлечение, толерантность. Однако, процесс сложнее. Да, религия стала частным делом. Но именно поэтому наряду с религией развлекающей, антиморализаторской резко возрос вес религии фанатичной. Этот фанатизм реализуется, не только в прежних формах. Но и в католичестве, и в православии, и в протестантизме фундаментализм нарастает с середины ХХ века. Оказывается, источником насилия может быть не только государство, не только родовое и коллективное, но и частное. Из него исходят как садизм, так и мазохизм. В США есть множество сугубо развлекающихся приходов, но вот война в Ираке ведётся не толерантными, не либеральными христианами, а фундаменталистами - и таковых в США оказалось большинство. Это фанатики не национализма, как фундаменталисты арабского мира (впрочем, и Бен Ладен - вполне американского, индивидуалистического типа националист и идеолог). Но всё же это именно фанатики, и тем более фанатики, что они сознают: ответственность за судьбы религии целиком на их плечах, не на плечах пап, епископов, пасторов и т.п. Свобода есть свобода и для ума, и для глупости, и для доброты, и для агрессивности.

*

Некоторые итоги последней ХХ века, изложенные христианским эссеистом Филиппом Енси в сугубо американском стиле (Christianity Today May 2004, Vol. 48, No. 5, Page 88. Doubting the Doomsayers. Thank God not everything they say is true. By Philip Yancey). За тридцать лет количество неграмотных снизилось с 53 до 20 процентов, плохо питающихся людей стало меньше более чем вдвое (теперь – 20%). Число людей, не имеющих доступа к чистой воде, снизилось с 75% до 25%, живущих в некачественных домах – с 80% до 25%. В 1969 г. Поль Эрлих в книге «Демографическая бомба» пугал человечество тем, что в конце века будет массовый голод из-за переизбытка населения. Этого не случилось, а демографический взрыв заканчивается, и эксперты полагают, что население стабилизируется на уровне 9 миллиардов к 2050 г. Резко сократилась смертность детей в первый год жизни: в конце XIX века умирал один из пяти детей, не дожив до года, в 1968 году один из восьми, а теперь – один из шестнадцати. Хотя разрыв между богатыми и бедными странами сохраняется, более половины анселения получают менее двух долларов в день, но число людей, живущих в абсолютной бедности сократилось почти вдвое, а душевой доход вырос на 60%. В течение последней трети ХХ века развивающиеся страны больше продвинулись, чем за предыдущие полтысячелетия. Диктатур еще много, но более 70 народов стали более свободными, чем были. В Свободном мире алармисты говорят об упадке сексуальной морали, но число женщин, рожающих до 19 лет, сократилось за треть века на треть, а количество абортов – почти вдвое. Подростки часто более консервативны в вопросах секса, чем родители.

В обсуждении на сайте журнала Енси упрекнули в том, что его эссе бесполезно в борьбе со СПИДом и что уровень абортов снизился меньше, чем он указывает. В общем, комаров оцедили, остается верблюд: жить стало лучше. А вот почему жить многим стало не веселее, а грустнее... Может быть, слишком резко произошли перемены к лучшему? Хочется назад в дыру средневековья? Или паникерство - обязательная часть того самого мировоззрения, которое добивается прогресса?

*

В британском городе Вулверхэмптон в январе устроен конкурс, устроен католиком Билли Уилсоном. Соревнующиеся должны пронести деревянный крест в 25 кг. на расстояние в два километра. Реклама гласит: "Иисус Христос не был слабым и мягкотелым. Он был самым крутым Крепким Парнем всех времен". Ожидается семь тысяч участников (Известия, 31.12.1999). Католический кардинал Кирен Конри заявил, что Спаситель не может быть символом мачизма и агрессивности и что вся затея — эксплуатация христианства.

Амар Бхарти из Индии в течение 26 лет не опускает правую руку в знак почитания Шивы (Российская газета, 6.1.2000) — и тут же: Артур Блессит за несколько лет прошел 54 тысячи километров, побывал у более чем 200 народов, неся на плече крест.

*

Православие в ХХ веке заняло скромное, но прочное место на Западе, не вымерло вместе с эмигрантами. Правда, успехи православия часто переоценивались его энтузиастами. Марина Журинская писала о митр. Антонии Блуме (Газетное приложение к ж-лу "Фома", дек. 2003, с. 2): "Почему он стал самым знаменитым православным проповедником двадцатого века? ... В Англии была создана православная епархия! Громадная, абсолютно жизнеспособная, очень жизнедеятельная - это надо еще осмыслить". На самом деле, конечно, известность митр. Антония была достаточно локальной, епархию он создал не громадную, намного меньше той, что создал св. Николай Касаткин в Японии на сто лет раньше. К тому же, митр. Антоний был свободным человеком в стране, где соблюдаются законы, где официальная государственная церковь не давила его, а помогала, предоставляя помещение. К тому же до него не могло дотянуться собственное церковное начальство. Типичная протестантская модель строительства Церкви. Или, лучше сказать, апостольская, только еще без Нерона и даже с вежливым благожелательством властей.

 

Михаэль: рост влияние ТВ, поп-музыки, смыкание СМИ и профессионального спорта, качественный скачок науки и техники, урбанизация. Для людей СМИ стали большим авторитетом, чем Церковь. Церковь скучна. Женская эмансипация - генедерная революция. А Церковь отстает - консервативна, патриархальна. Релятивизм благодаря туризму (открытие других пространств) и компьютерной реальности.

 

К числу стран, которым изобилие нефти не принесло процветания, относится Нигерия: седьмое место в мире по добыче (2,3 млн. баррелей в день). Здесь и население почти равное российскому – 130 миллионов. Треть жителей живёт менее чем на доллар в день. Идёт незатухающая война между «мусульманским Севером» и «христианским Югом».

Другой аналог России: Венесуэла. Тут президент . Тут президент Чавес так же выступил за «государственный капитализм»№: «Столько государства, сколько необходимо, и столько рынка, сколько возможно». Чавес так же националистичен, апеллирует к «славному» прошлому страны (изменил её название на Боливарианская республика Венесуэла), принял новую конституцию, переизбрал всю номенклатуру, упразднил верхнюю палату парламента вообще, увеличил срок президентства до шести лет, пополняет номенклатуру прежде всего военными, выдавливает в эмиграцию наиболее мощных оппонентов, добился принятия «закона-кляпа» «О социальной ответственности радио и телевидения», обвиняет СМИ в «проведении террористической кампании против боливарианской революции» (Дабалягян Э. Чавес и Путин – почти близнецы-братья. // Политический журнал. – 26 июл. 2004 г. – С. 43-45).
Болгарский патриарх Максим в 2002 г. неожиданно тепло принял Папу: "Мы, христиане, должны совместно спасать мир от угрозы воинствующего материализма". Кстати, прием был на Кирилла и Мефодия, которых болгары считают, как и мы, "своими" (хотя те были отнюдь не в Болгарии, а в Моравии).

А Папа подарил Болгарской церкви храм свв. Викентия и Анастасия у фонтана Треви в Риме, у подножия Квиринальского дворца (президентского). Храм выстроен, кстати, Мазарини - тем самым, современником д'Артаньяна.

Кстати, в Милане кардинал Мартини давно уже подарил русским православным две церкви, коптам одну, румынским православным одну.

*

В 1972 г. афонский монастырь Эсфигмену (около 100 монахов), уже и ранее выступавший против любых реформ (в 1924 г. - против реформы календарной) объявил об отказе поминать константинопольского патриарха как еретика-экумениста. Настоятель иг. Афанасий прервал общение со всеми православными патриархатами и афонскими монастырями как "экуменическими". Над монастырь был вывешен плакат "Православие или смерть". В Греции были созданы подворья монастыря, в том числе, в Мегаре - тут поселился глава "Истинно-Православной" Элладской Церкви; один из монахов обители (Акакий) стал организовывать "истинно-православную" церковь в Сербии. Греческая полиция неоднократно пыталась захватить монастырь (формально он нарушает устав Афона). Московская Патриархия просила КПльского патриарха оставить Эсфигмену в покое (разумеется, если бы подобное случилось в России, расправа с бунтовщиками была бы быстрой - примеры тому ликвидация церковной оппозиции с ОМОНом в Обояни и Ногинске в 1992 г.).

 

1982 г.: Грэм в Москве

Билли Грэм посетил Москву с проповедями в 1982 году. Пригласил его патриарх Пимен, и Грэм проповедовал в патриаршем соборе (тогда - Елоховский). Визит был выгоден большевистскому режиму, потому что США тогда бойктировали Россию, воевавшую с Афганистами и травившую диссидентов. Грэма упрекнули в том, что он пошёл на компромисс и этим ухудшил положение с религиозной свободой в России, отбросив её на тридцать лет назад. Грэм ответил: "Виноват, я-то хотел отбросить её на две тысячи лет назад". Э, нет! Христос не искал поддержки кесарей. Грэм действовал по модели раннего Среднековья: пусть христианство растёт сверху. Результат налицо: и в США, и в России, христианская риторика вернулась в обиход власть имущих. В жизнь "обычных людей" вернулось лицемерие и страх: лучше с Церковью не связываться, а ходить в неё. Тогда как Бог создал Церковь, чтобы с нею связывались, а не её посещали.

*

CОЦИАЛЬНЫЙ ВОПРОС: ЗАПОЗДАЛАЯ РЕАКЦИЯ МОНТИНИ

Монтини считал самым важным социальный вопрос. Увы, жёсткость структуры, в которой он существовал, привела к тому, что важность социального вопроса была оценена тогда, когда вопросик-то уже был решён. Во всяком случае, решение было найдено, и в конце ХХ века проблема заключалась не в том, чтобы выработать путь к государству социального равновесия, а в том, чтобы двигаться по этому пути. Почему в Латинской Америке, Африке, в России движутся в иных направлениях, - другой вопрос. В 1972 г. бельгийский священник Жерардо Лутте в барачном посёлке Монте Ротондо под Римом обличал Церковь за то, что она служит богатым, а не бедным, заявлял, что посещать мессу - значит предавать интересы бедняков, этих "воплощениях Христа" (Раффальт, 1973). Спустя треть века бывшие "бедняки" всеми силами сопротивлялись притоку эмигрантов, отнюдь не видя в алжирцах или марокканцах воплощение Христа.

Папа Павел ужасался аморальности капитализма, его преемники только об этой аморальности и говорили. Только вот капитализма к этому времени уже не было - того, аморальности которого стоило бы ужасаться. Опять запоздание. К тому же Мартини видел выход в союзе с коммунизмом - российским и китайским. Ему представлялось, что именно коммунизм есть то "анонимное христианство", совместно с которым можно кормить голодных. Опять поражает запаздывание: курс на коммунизм был взят уже после разоблачений ХХ съезда, когда стало ясно, что коммунизм не кормит голодных, а убивает, не обращая особого внимания на рацион тех, кто попадает под его топор, убивает и голодных, и сытых, и умных, и глупых. Более того: курс на союз с коммунизмом стал активно продвигаться в годы агонии коммунизма, когда в российском деспотизме выдыхались последние остатки идеалов, стремления к равенству и братству, и оставалось то, что пышно расцвело после 1990 года: такая жажда наживы, цинизм и равнодушие к беднякам, какие капитализму в страшном сне не приснятся. Да если бы коммунизм и был силён, он бы никогда не пошёл на союз с Ватиканом - и не шёл, так что последние годы папа Мартини провёл в большой тоске, пенять на которую должен был лишь на себя самого. Коммунисты всегда вели переговоры с "полезными западными идиотами" только для того, чтобы получить "пользу". Так, Путин в 2007 г. встретился с папой Ратцингером, получил в подарок на несколько миллионов евро церковных зданий в Бари, и при этом ничего не дал - не вернул здания католической кирхи в Москве, не разрешил вернуться в Россию изгнанным католическим священникам.

"Горе от ума": Мартини и его преемники видели идеи, схемы, но не видели реальности российского деспотизма. Возможно, им мешало сходство российского (да и китайского) деспотизма с деспотизмом той структуры, которую они возглавляли. Признать бесчеловечность кремлёвского режима означает задуматься, а не бесчеловечен ли режим куриальный.

1990: МЕКСИКА, ЕПИСКОП ГАРСИЯ

Конгрегация обрядов в феврале 2002 г. ввела пятилетний запрет на рукоположение дьяконов в Чьяпасе (южная Мексика). Речь не идёт о сугубо обрядовом вопросе. Чьяпас – одна из беднейших провинций Мексики, где в течение десятилетий идёт гражданская война. В 1959-1999 гг. епископ города Сан Кристобаль де лас Касас Самуэль Руис Гарсиа (р.3.11.1924, обычно его называют «Руис») рукополагал здесь больше диаконов, чем священников. К 2000 году на одного священника приходилось пять диаконов. Своей семинарии в епархии нет, их присылают «из центра» - или не присылают. За 40 лет В Чьяпас прибыло всего 10 священников, причем не все из них знали язык майя, основной в епархии. Основной для бедноты, конечно – но в том-то и дело, что для церковной иерархии на первом месте стояли религиозные нужды местных богачей.  Во многих деревнях священника видели раз в год, но диаконы были местные, они крестили, проповедовали, широко использовали индейские обряды и религиозные песни, приспосабливая их к проповеди Христа. Диаконам помогают около 8 тысяч катехизаторов.  Среди «необычного», «простонародного», что вводят эти тысячи несвященников в христианство и что европейские теологи  считают пережитком язычества – убеждённость в том, что Бог говорит с людьми в видениях, и что, если женщина в видении увидела себя диакониссой, значит, такова воля Божия. Папа жёнам диаконов почему-то не снится.

 В 2000 г., когда Руис уже по возрасту вынужден был уйти на покой, ООН наградила его Международной премией Боливара за борьбу с нищетой, коррупцией, дискриминацией, насилием. Ватикан считал, что Гарсиа – сторонник теологии освобождения, скрытый коммунист – «эль обиспо рохо», «красный епископ», что его диаконы и катехизаторы – зачинщики смуты. Гарсиа же – сторонник ненасильственной борьбы с социальным злом. Он защищал майа от угнетения крупными землевладельцами и предпринимателями. Его обвиняли в том, что он проповедует классовую борьбу – как будто можно проповедовать то, что порождается алчностью богачей. Ватикан, часто призывающий богатых делиться с бедными, не поддерживал Гарсию.

Руис особенно активно помогал индейцам тельцаль, живущим на границе с Гватемалой в Лас Каньядас. Сюда бежали и майа из Гватемалы. Однако, с 1989 года в Чьяпасе стала бурно развиваться вооружённая оппозиция властям, которую возгласил «Команданте Маркос». Терпение крестьян имело границы: мексиканское правительство никак не помогло им справиться с резким падением цен на кофе в 1989 году и с конкуренцией дешёвого продовольствия из США. В 1992 г. в мексиканскую конституцию ввели поправку, которая ограничила права крестьян на распоряжение землёй. Гарсия знал, что близок взрыв, старался наладить диалог крестьян с правительством. Он объявлял пост (голодовку), но безуспешно. В ночь на 1 января 1995 года крестьяне подняли восстание. В феврале 1995 года правительство бросило войска для «восстановления конституционного порядка». Епископ пригласил в Чьяпас европейцев и американцев, членов  Servicio Internacional para la Paz – «Международной службы мира», которые просто оказывались там, куда приходили военные – в офисах правозащитников, среди крестьянских активистов. Этого оказывалось достаточно, чтобы военные никого не арестовывали и не убивали, как собирались – правительство не хотело международной огласки. Однако, миротворцев было мало, и во многих местах насилие совершалось.  Назначенный на место Руиса «умеренный» епископ Арисменди заявил, что пятилетний запрет поставлять диаконов – не дискриминация, а лишь средство восстановить значение священников.

 

ПОЛЬСКОЕ КАТОЛИЧЕСТВО В 1990-Е ГОДЫ

В 1991 году в Польше принимали новый закон об образовании. замминистра образования Анна Радзивил, автор законопроекта, неожиданно для многих демократов протестовала против предложения упомянуть, что школа должна воспитывать молодёжь в духе Всеобщей декларации прав человека. Действительно: когда упоминание о декларации внесли в проект, депутаты от "Солидарности" потребовали внести и упоминание о том, что школа основывается на "христианских ценностях". "И вот - свершилось: воспитание в духе христианских ценностей было принято вместо "социалистического воспитания" (Кулерский В. Анна Радзивилл // Новая Польша. - №2. 2009. - С. 76). Лишь курс на полный отказ от идеологии, а не курс на "хорошую" идеологию даёт морально прочную основу для победы над любым фанатизмом, для защиты человека от Царства Кесаря.

*

Лешек Колаковский (1927-2009), в 1960-е годы разочаровался в марксизме и начал с ним бороться, прославился в Польше простой мыслью о том. что зло коммунизма не в атеизме, а в тоталитаризме. То, что католическая иерархия в Польше согласилась с этой мыслью, помогло ей объединиться с демократической оппозицией.

*

Даниэль Ольбрыхский (Новая Польша, №10, 2002, с. 3-5): некролог филантропу Мареку Котанскому. Похоронен в Варшаве у церкви св. Станислава Костки 28.8.2002, рядом с о. Ежи Попелюшко, похороны небывалые. Род. 11.3.1942, Варшава, сын художницы и профессора японистики Варшавского ун-та, ок. психол. ф-т того же ун-та, участвовал в Движении молодых воспитателей (опека сирот и людей с "социальными патологиями"). Затем занимался лечением наркоманов и алкоголиков, в 1968 г. создал движение "Трезвость". При социализме на него косились (предполагалось, что наркомании при социализме не бывает), но делать дело давали. Потом занялся и больными СПИДом, и реабилитацией заключенных. Ориентировался на Макаренко, Корчака, Джеймса Дина. Создал центр "Монар". Погиб в автокатастрофе. "Вечно в кожаной куртке, с конским хвостом на затылке". Острый на язык, генератор идей. Четыре шунта после инфарктов. Впервые прославился, когда в 1978 г. в Глоскове с пациентами психбольницы в Гарволине восстановил усадьбу, чтобы создать там центр для наркоманов. Всего в "Монаре" 30 центров и 30 консульт. центров - всего для 1500 наркозависимых. Также "Маркот": 83 центра - приюты для бездомных, наркоманов, матерей-одиночек, алкоголиков, хосписы и пр. Сейчас в "Маркота" ок. 8 тыс. человек, ежедневно дешевые обеды для почти 100 тысяч. В центр "Монар" наркомана второй раз не принимали - сорвался, значит, прощай. В результате многие не срывались. На похоронах еп. Петр Ярецкий не удержался и припомнил Котанскому, что тот защищал презервативы - ну да, человек работал с наркоманами и ВИЧ-инфицированными...

*

В "Новой Польше" статья Ярослава Качинского, который не вызывает у меня ни малейших симпатий. Однако, возражения Качинскому Павла Спевака - видимо, вменяемый польский интеллектуал - тоже попахивают демагогией. Качинский говорит о том, что в Польше (совсем как у нас) к власти в 1990-е пришли представители номенклатуры. Спевак заявляет, что это марксистский классовый анализ, а потому чепуха. Помилуйте - что ж, номенклатура уже так, призрак? Мощная, сплоченная, хорошо вооруженная группировка с совершенно определенной идеологией, общим языком (очень своеобразным). Качинский, наверное, преувеличивает всевластие номенклатуры - его избрание лучше всего показывает, что она не всесильна. Но и приуменьшать её влияние странно.

Интересно упоминание: в 1989 г. польские спецслужбы насчитывали (без полиции) 30 тысяч сотрудников и минимум 150-200 тысяч секретных сотрудников. "Служба безопасности" была ликвидирована, но 30-40% её работников заняли влиятельные посты в госаппарате, многие пошли в бизнес. Вопрос в том, насколько посткоммунисты оказались близки к европейским социалистам, насколько вообще сегодняшняя Европа демократична - хотя бы в сравнении с США. Ответ очевиден: не слишком демократична...

И вовсе странен тезис Спевака: "В Польше уже давно ведётся принципиальный спор между либерально-западнической и национально-католической ориентациями, но вместо того, чтобы закосневать в этих схемах - как это делает Ярослав Качинский, - следует поддерживать такой католицизм, который не опасается ни патриотизма, ни либерализма". Помилуйте, а если такого католичества попросту нету? И почему нужно не опасаться патриотизма? В современном мире слово "патриотизм" есть верный указатель антигуманизма. Тришкин кафтан - либо личность, либо патрия.

 

ПЕДОФИЛИЯ

*

Скандал с педофилией у католиков: уже в 1985 г. о. Дойл, ныне капеллан ВВС США, обращался с письмом к американскому епископату, предупреждая, что педофилов очень много и с ними надо бороться или лечить, но нельзя просто перебрасывать их из одного прихода в другой. Правда, и Дойл советовал держать подобные инциденты в секрете от общественности. Более того: чтобы избежать исков и потери репутации, Дойл рекомендовал не обращаться и к гражданским властям. Дэвид Батстоун подчеркивает, что Ватикан оказался в той же позиции, что Энрон - церковь разделила судьбу капиталистов, которых так ненавидит, судьбу коррумпированных политиков. http://www.sojo.net

*

В 1987 г. выяснилось, что чикагский священник Joseph K. Coleman совращал мальчиков. Он думал, что те спят и ничего не чувствуют - чему только учат в семинариях! Несвятая простота. Его отправили лечиться в клинику (небось, за счет Церкви), шесть лет держали капелланом в католических больницах, разрешая служить мессу. Когда в 1993 г. разгорелся скандал с другим священником, епархиальный совет, опасаясь, что и дело Колмана выплывет, найдутся и другие пострадавшие (так пожаловалась мать только одного), взял с него письменное извинение - заранее, в адрес любого, кто будет жаловаться.

*

Philip Jenkins, не католик, написал книгу "Pedophiles and Priests", о ней в "Crisis" Deal Hudson (10 Myths About Priestly Pedophilia). Мифы: (1) патеры более склонны к педофилии (в Бостоне лишь 4 из 80 священников - педофилы); (2) к педофилии ведет целибат; нет, воздержание само по себе к этому не приводит; (3) женатое духовенство не склонно к педофилии; (4) целибат - средневековое изобретение - нет, с 4 века; (5) решить проблему можно, рукополагая женщин - нет, женщины тоже бывают педофилами; (6) гомосексуализм не связан с педофилией - нет, среди гомосексуалов в три раза больше педофилов; (7) католич. епископы не борются с педофилией - перечисляет всякие энциклики; (8) виновата ригористическая церковная этика; (9) католич. журналисты игнорировали проблему - перечисляют статьи; (10) требование целибата сокращает число кандидатов в священники.

Лит.: Fred Berlin, "Compulsive Sexual Behaviors" in Addiction and Compulsion Behaviors [Boston: NCBC, 1998]; Patrick J. Carnes, "Sexual Compulsion: Challenge for Church Leaders" in Addiction and Compulsion; Dale O'Leary, "Homosexuality and Abuse"

*

*

Требовать от антиправового государства соблюдения его законов, - что требовать стихов от бронзового памятника Пушкина. В диссидентском движении со времён Вольпина была эта ложь, что делало диссидентов плотью от плоти совка. Закон для России - метафора. Требовать буквализации метафоры означает отрицать сам факт метафоричности закона. Поступать так можно ради пропагандистского эффекта, но что именно будет при этом пропагандировано? Что можно жить по закону? Нет, диссиденты пропагандировали лукавство как средство борьбы с лукавством. Пропагандировали закон как издевательство над правом.

*

ЛИБЕРАЛИЗМ: МИТР. АНТОНИЙ БЛЮМ

Свящ. Джон Ли, ближайший помощник митр. Антония Блума, сформулировал две черты, которые ему представлялись в Блуме особенно оригинальными. Митрополит исповедовал принципы «Лучше нарушить правило, чем сломать человека» и что «ответы на главные вопросы ищешь долго и, что еще важнее, ответы эти не одинаковые для всех». Ли оговаривает: «Из сказанного может показаться, что митрополит Антоний был либералом худшего толка, но это не так».

Почему «не так»? Потому что всё-таки правила были у Блума «под рукой». Граница между «худшим толком» и просто человечностью проходит не в отношении к правилам, а в наличии правил.  Ясно, что тут «либерализм» есть синоним «анархизма», «вседозволенности», «распущенности», «нигилизма». Очевидно, что тут идёт борьба с несуществующим врагом: какие-то правила существуют даже у «нигилистов». Здесь налицо характерная для современного православия стеснённость в средствах языка и саморефлексии. Доминирует даже не консерватизм и национализм (хотя они тоже), доминирует неспособность говорить и размышлять на языке, не отягощённом предубеждениями и фобиями. Здесь, кстати, отличие между митр. Антонием Блумом и о. Александром Менем, у которого такой отягощённости не было, и между ними и движением о. Сахарова, который попросту ушёл от актуальной проблематики во внеконфессиональную, по существу, мистику.

Блум, безусловно, просто либерал. Тут нечего стыдиться. Он либерал в своём отношении к Священному Писанию – для него на первом месте личный опыт и для него на первом месте не покаяние, а творчество:

«Большей частью вам говорят: читайте Евангелие и отмечайте то, в чем оно вас обличает. Неправда, не этого ищите! Ищите в Евангелии то, что вас вдохновляет, то, от чего сердце делается трепетным, то, от чего в уме делается светло, то, что вас побуждает сказать: Господи, неужели я, какой есть, что-то имею общее со Христом?! Его слова до меня дошли, они звучат в моем сердце, в моем уме. Если только я сумею превратить свою жизнь, они станут самой жизнью».

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова