Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

Заметки к истории Церкви: 60 поколение

Последняя треть ХХ в.

Кьяра Любич, основательница движения "Фоколаре", в 1991 году начала в Бразилии проект "Экономика коммуниона". "Комммунион", "соучастие" (в романских языках очевидна близость и слову "причастие", и слову "коммуна") обозначает экономическое поведение, противоположное "потребительской экономике". Любич говорила: "Консумеристская экономика основана на идее обладания, экономика коммуниона есть экономика отдавания" (Агентство "Зенит", 15.9.2004, отчет о конгрессе Фоколари в Кастель-Гандольфо).

Около 800 предпринимателей, участвующих в программе, объединяют свои доходы и расходуют их, придерживаясь трех принципов: реинвестиции для развития бизнеса, распространение культуры отдавания и любви, помощь людям, испытывающим финансовые проблемы. Любич подчеркивала в 2004 г., когда "борьба с терроризмом" стала популярнейшим политическим лозунгом, что борьба с разрывом между бедностью и богатством, особенно в бедных странах, противостоит терроризму. Каждый час труда должен проходить в "гармонии", работник должен реализовывать свои таланты и совершенствовать себя. Работа из средства заработка становится еще и средством "любовного преображения всякой вещи, которая выходит из наших рук" (из выступления по радио Ватикана).

Программа Любич предусматривает существование между нанимателем и работником "той взаимной любви, которая открывает коллективность присутствию Иисуса".

Общество не спешит выяснять, может ли программа Любич реализоваться успешно вне обычной свободной рыночной экономики или это лишь периферийное явление, паразитирующее на достоинствах капиталистической системы. Так же неясно, не является попытка внести в деловые отношения призывы к любви и преображению источником потенциальных психологических сшибок, возможных там, где существует безразботица и человек не всегда устраивается на работу в соответствиями со своими желаниями и убеждениями.

Ватиканское информационное агентство, восхваляя программу Любич, не сообщает, включает ли в себя программа контроль участников над управленцами, не сообщает, какие "предприниматели" в программе участвуют - это восемьсот парикмахерских или восемьсот международных корпораций.

Мондрагон в интернете сообщает о себе все необходимые финансовые сведения. На сайте движения Любич - лишь несколько коротких общих фраз об "экономике соучастия" (http://www.edc-online.org/cosaeE.htm, 14.9.2004). Ничего неизвестно о пооощрении Ватиканом о. Арисмендариетты.

Социальное учение католической Церкви после Льва XIII достаточно расплывчато. На практике иерархия благосклоннее к тем проектам, которые легче поддаются контролю и предусматривают меньшую свободу личности в сравнении со свободой начальников. На официальном сайте Ватикана Любич упоминается десятки раз, в основном, в итальянском разделе, но часто и в испанском. Фамилия Арисмендариетты или название его движения не встречаются ни разу на всём сайте.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова