Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

Заметки к истории Церкви: 60 поколение

Фундаментализм

13 сентября 2004 г. Папа Войтыла, характеризуя «безудержный секуляризм», охарактеризовал его как сочетание (1) отхода от Церкви; (2) подрыв семьи; (3) поощрение абортов; (4) поощрение проституции; (5) стремление к успеху; (6) стремление к удовольствию; (7) чрезмерный индивидуализм; (8) отступление от разума ради интересов отдельных групп (Зенит, 13.9.4). Новозеландские епископы жаловались на снижение посещаемости воскресных месс. Папа отметил, что это результат превращения воскресенья в часть «уик-энда».

 

Папа 31.8.2002 выделил 8 главных задач: святость человеческой жизни (аборты); семья; борьба с бедностью (простить долги бедным странам и снять таможенные барьеры); права человека (особо подчеркнув, что дело это не субъективное, а то и демократические правительства могут скатиться в тоталитаризм); разоружение; медицина для всех; защита окружающей среды; строгое соблюдение международного права - камень в ООН за мальтузианство и релятивизм ("Зенит").

Кардинал Поль Пупар 10 декабря 2004 г. выступил в Минске. Он подверг критике секуляризм как следствие либерализма и релятивизма. Пупар - президент папского совета по культуре, выступал на экуменической конференции. Секуляризм Пупар отождествил с неверием и индифферентизмом. В качестве примера секуляризма он назвал недопущение на важный пост в ЕС Рокко Бутильоне, выступившего с критикой гомосексуализма. "Секуляризм никогда не изгонит религию из мира, хотя бы в силу того простого факта, что каждый человек в основе своей религиозен". Секуляризм делает акцент на эмоционализме, ведет к жажде благополучия, забвению высшего, увлечению техническим прогрессом, ставит демократию выше Истины, вместо того, чтобы заставлять демократию служить Истине и нуждающимся. Все это разрушает Европу. Тут же Пупар упомянул аборты и гомосексуальные браки и необходимость религиозного просвещения для того, чтобы студенты понимали мессы Баха и Бетховена, "Мессию" Генделя. Пупар призвал различать зло (секуляризм) и относительное добро (секуляризацию): даже атеист может оценить искусство. ("Зенит"). "Даже"...

Выбирая из двух зол - секуляризма и тоталитаризма Лукашенко - Пупар счел секуляризм злом бòльшим. Католические идеологи, исповедуя антикоммунизм, тем не менее, во второй половине ХХ столетия часто вместе с коммунистами обличали пороки западного мира.

Различие между секуляризмом и секулярностью Пупар, очевидно, усматривает в том, что секуляризм активно стремится изгнать религию, а секулярность лишь разделяет религию и государство. Однако, можно ли твёрдо определить границу? В крипто-советской России претензии некоторых церковных лидеров на союз с государством были облечены в очень похожее заявление: Церковь-де "отделена от государства, но не от общества".

В случае сомнений, нормальный человек (благородный) предпочитает уступить больше, чем ему кажется необходимым. Однако, церковные лидеры поступают наоборот. При этом они оказываются жертвами готтентотской наивности, потому что не желают понять, что общество и государство не стоят перед выбором - сотрудничать с Церковью или нет, а стоят перед выбором: сотрудничать с лидерами католичества, старообрядчества, лютеранства или с имамами, с ваххабитами, с конфуцианцами.

В речи Пупара любопытен выпад против "эмоционализма".

Реставрация триумфалистского католичества в риторике Ватикана стала резко нарастать в начале первого десятилетия XXI столетия. Стал вновь абсолютизироваться целибат. Например, свящ. Амедео Ченчини, преподаватель института психологии Григорианского университета в Риме, с 1995 г. консультант Конгрегации монашества, заявил 20.9.2004 в интервью официозному агентству "Зенит", что целибатное священство "есть напоминание о своеобразной "всеобщей девственности", которой должны и могут жить все, каждый применительно к своему призванию". Отметив, что связь между священством и безбрачием не является принципиальной, он, тем не менее, тут же заявил, что "наша Католическая Церковь ... сделала избрание священником целибата решающим фактором". Важно, что Ченчини сказал не "Римо-Католическая Церковь", а именно "Католическая Церковь". "Церковь никому не навязывает целибата, она просто избирает священником среди тех, кто получил эту харизму". Он напомнил "классическое" обоснование целибата: эсхатологическое - знак будущего состояния человека, христологическое - напоминание о безбрачии Христа, эсхтологическое - знак того, что Церковь Невеста Христова. Целибатный священник напоминает верующим, что любовь Божия выше всего. Ченчини, разумеется, не заявил, что женатый священник - например, о. Александр Мень - мешает верующим понять любовь Божию. Видимо, ему это кажется самоочевидным или он хочет представить это самоочевидным. Он отверг все обвинения, которые выдвигались против целибата как источника гомоэротизма среди римо-католического духовенства.

Папа в январе 2004 г. подтвердил распоряжение 1984 г. ("Familiaris Consortio"), в котором подтвердил запрет причащать разведенных, вступивших во второй брак. Исключение возможно, если во втором браке есть дети - ради них можно снизойти, при условии, что супруги воздерживаются от супружеских отношений ("Зенит"). Папа выразил свою "духовную близость" к тем, кто развелся, кто вступил во второй брак. Запрет Папа объяснил не онтологическими, а педагогическими соображениями: если допускать второбрачных к причастию, то невторобрачные меньше станут уважать брак. Правда, с точки зрения педагогики и монашество, и целибат - тоже не самые лучшие наглядные пособия для уважения брака.

* * *

Всякая новизна вызывает, как известно, вопрос: а почему не раньше? Почему раньше делали стиральный порошок без этой незаменимой добавки? Почему только в январе 2004 г. католические иерархи выступили с декретом, запрещающим причащать католических конгрессменов, которые поддерживают аборты и эвтаназию? Кардинал Франциск Arinze объясняет, что таковые попадают под канон 915: (1) канон наказывает "тяжелый грех", причем тяжесть измеряется не субъективно, а объективно; (2) грех совершается явно - поддержка аборта более тяжелый грех, чем аборт, выходит - ведь причащаются явно же; (3) отлучаемый должен упорствовать (preservarantes) - т.е. как-то давать знать, что он собирается и впредь вести себя так же; (4) канон говорит о сознательном (obstinate) упорстве - т.е. человеку должным образом сообщили, что его поведение греховно, но он упорствует.


Перес-Реверте Артуро. Кожа для барабана. М.: Эксмо, 2004. 592 с. Детектив 1995 г., подражание Эко: преступление, связанное с религией. Все попы неверующие, в лучшем случае - считают себя кожей на пустом барабане, то есть звук есть - но от пустоты и страданий. Как детектив слабовато, совершенно затянуто и натянуто. Но для автора безусловно, что при Иоанне Павле II в Ватикане - не "корректировка" курса, а обычная реставрация, возвращение к духу бесчисленных Пиев: консерватизм папы-поляка, средневековый кошмар в Ватикане, ради бы всех посжигать, только руки нынче коротки, журналистов боятся. Помнится, читывал я романы понтификата Павла VI, такого же детективного роду, только там отправная точка была другая: как масоны поставили своего гнусного папу-либералу и он все разваливает. А широкой публике неважно - либералы или консерваторы, важно, что оба хуже, Бога нет, а есть лишь властолюбие и вранье разных сортов. И подобные романы укрепляют в неверии, как романы ханжеские укрепляют в веровании.


Бывший губернатор Оклахомы Фрэнк Китинг ( Keating) год назад был назначен председателем комитета из 13 человек по расследованию педофильского скандала (точнее, расследуют вину епископа, покрывавшего педофилов). Назначил его еп. Уилтон Грегори, президент епископской конференции США. Китинг в интервью погорячился, сказал о каком-то церковном чиновнике, который мешает комиссии: "Я думаю, не очень-то нормально действовать на манер Козы Ностры, прятать и уничтожать улики" (To act like La Cosa Nostra and hide and suppress, I think, is very unhealthy). Что тут было! В общем, он подал в отставку - кардинал Фрэнсис из Чикаго заявил: "Епископская власть есть дар Христа. Иногда ею пользуются скверно, это грешно и нехорошо, но невозможно сравнивать это с чем-то столь преступным (evil) как Коза Ностра. Это сравнение неточное и оскорбительное". Китинг уже год назад вызвал бурю, призвав прихожан, которые не согласны с поведением своих епископов, не жертвовать им денег и переходить в другие приходы.
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова