ЭМОЦИОНАЛИЗМ
См. бездушие.
Для современного человека проблема религии есть проблема веры, религиозной
эмоции. Если этой эмоции нет, то нет и веры, от религии остаётся лишь форма. Напротив,
если чувство есть, то к нему нужно относиться максимально уважительно.
Поэтому современный человек сохраняет за уверовавшим право на религиозную свободу
- не стесняющую религиозную свободу другого. Поэтому он подумывает о необходимости
уважительно относиться и к гомосексуальным бракам - ведь гомосексуалы заявляют,
что эти браки основываются на подлинном чувстве. Если признать чувства гомосексуалов
не заслуживающими уважения, то почему нужно уважать чувства верующих? Объективных
критериев, позволяющих определить подлинность и надёжность чувств любви и веры,
нет.
Тезис о существовании "глубинной" религиозности означает, что может
быть религиозность, не проявляющаяся на уровне чувств. Религиозный опыт знает,
что переживание благодати включает в себя сознание вечности переживаемого и временности
переживания. Чувство благодати уходит, остаётся память о благодати. Она позволяет
выдержать сомнения, дойти до другого этапа религиозного опыта. Но, конечно, было
бы и логически, и эмоционально неверно требовать от человека, вовсе не имеющего
опыта религиозного переживания, признать себя "глубинно религиозным".
С таким же успехом атеист может заявить, что вера - наносное явление, краткосрочная
эмоция, а "в глубине" все люди неверующие.
Наконец, даже для человека с подлинным религиозным опытом очевидна опасность
бессердечия в религии, когда религиозное чувство убивается желанием власти. Достоевский
исчерпывающе описал это в образе Великого инквизитора, созданного именно в годы,
когда формировался современный религиозный фундаментализм.
Такой фундаментализм говорит: ты верующий, потому что я так же, как и ты, не
испытываю особых религиозных чувств или, во всяком случае, считаю своим долгом
их не проявлять. Такой фундаментализм подозрительно относится к харизматическому
началу в христианстве (харизматизм тоже может быть фундаменталистским, но в интеллектуальной
сфере). Но человек рискует убить веру, сводя её и к анархическому чувству, и к
деспотической бесчувственности.
|