Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Свящ. Яков Кротов

См. История Церкви в кино; история Церкви в 2000-е гг. Библия в кино.

Фундаменталистская паранойя: за что присуждают кинопремии, 2010. - Церковь и смертная казнь. - Cказка о Библии, 2010. - 2014 год: От Иисуса до Иды. - Надувной Левиафан и подлинные апельсины. - 2014. Фильм «Голгофа» ирландского режиссера Джона МакДона.

ФУНДАМЕНТАЛИСТСКАЯ ПАРАНОЙЯ: ЗА ЧТО ПРИСУЖДАЮТ КИНОПРЕМИИ

Элис Лев, преподавательница истории христианского искусства в католическом университете св. Фомы, жаловалась в 2010 г., что теперь для победы на Каннском или Венецианском фестивале достаточно посвятить фильм трём темам: абортам, эвтаназии, гомосексуализму, добавив немножко антикатолического флёра. Она ностальгирует во временам, когда призы давались «Звукам музыки», «Томасу Бекету» и «Человеку на все времена».

Посмотрим.

2010. Канн: "Дядюшка Бунме, который помнит свои прошлые жизни". Тайский вариант сказочного реализма. Второй приз, между прочим, дан фильму про семерых католических монахов, убитых в Алжире за миролюбие – терриста лечили. Венеция: «Ливан», израильский антивоенный фильм.

2009: Канн: "Белая лента". Жизнь немецкой деревни накануне Второй мировой войны. Деревня, правда, протестантская, так ведь зато и безнравственно живут – католики могут радоваться.  Венеция: «Ливан», израильский антивоенный фильм.

2008 – Канн: «Класс». Преподавание литературы в парижской школе. Ученики из бедных семей национальных меньшинств. Венеция: «Рестлер». Тяжёлая судьба пожилого американского боксёра, который никак не решится сделать себе эвтаназию (шутка)  и поэтому продолжает выходить на ринг.

2007. Канн: "4 месяца, 3 недели и 2 дня". Наконец-то – про аборты. Про то, как при коммунистах запрещали аборты и какая дрянь из этого следовала. Неужели в борьбе с абортами Ватикан готов на смычку с коммунистами? Венеция: «Вожделение», подпольщики и дипломаты в Шанхае времён Второй мировой войны. Много любви, но разнополой.

2006. Канн. «Ветер, который качает вереск». Гражданская война в Ирландии в начале ХХ в. Какая там эвтаназия – сплошная бойня. Венеция. "Натюрморт". Китайский вариант «Прощания с Матёрой»: индустриализация губит китайскую деревню.

Всему этому безобразию Лев противопоставляет незаслуженно забытый, как она полагает, американский фильм «Добрый пастырь», который в русской сети обозначен «криминальный триллер»: к Богу обращается не кто-нибудь, а священник. Гламурный пресс-секретарь епархии задумывается о вечности. Посмотрим...

В целом: один фильм про аборты, ни одного фильма-призёра про эвтаназию, ни одного про однополую любовь.

ЦЕРКОВЬ И СМЕРТНАЯ КАЗНЬ

Американский фильм "Пастырь" 2004 г. в оригинале называется "Пастырь добрый", так что потенциальный зритель сразу вспоминает Евангелие, где так Иисус называет Себя. Русский перевод не самый скверный - обычно переводчики не знают вообще религиозную лексику. Но и тут говорят "иже еси на небеси" (и переводят современный английский на церковнославянский, не на современный русский). Более всего режет ухо слово "рабыня" в переводе молитвы - вместо "раба". Две буковки, а какая разница в восприятии. По сюжету это детектив: погибает распутный юноша, в убийстве обвиняют священника, застигнутого на коленях у трупа. Священник мог бы оправдать себя, раскрыв тайну исповеди, но отказывается это сделать и погибает. Его искренняя набожность производит переворот в душе другого священника - секретаря архиепископа с талантом фандрейзера. Выбить три миллиона на больницу для него раз плюнуть.Гламурный прыщ (приятно видеть, что это не исключительно русская проблема) становится прыщом набожным. Вот из-за этого переворота фильм зачисляют в "христианские", "достойные Церкви". Но на многое рассчитывать не приходится - актёр играет неудачно, после преображения он такой же оловянный, как и до, только слова другие говорит. Вообще апологетическим фильм назвать трудно: да, один священник преображается, но архиереи изображены так, что Лютер на небесах радуется. Тем не менее, фильм смотрится неплохо - картинка и игра на твёрдую четвёрку, не дешёвка.

На пятёрку же тянет совсем другой фильм: "Мертвец идёт" (1995 год). Отлично снято, звёздный состав - в главной роли Сьюзан Сарандон: католическая монахиня, сопровождающая на эшафот насильника и убийцу Шона Пенна. Пенн играет похуже (или, вернее, режиссёр выбрал не того актёра), а Сарандон исключительно хороша - фильм даёт благодатный материал для актрисы бальзаковского возраста. Юная дева в такой роли была бы комична при любом таланте. Фильм очень добросовестно представляет основные аргументы за и против смертной казни. В основе - книга реальной монахини о реальном опыте.

Тем не менее, именно в сравнении с этим блестящим фильмом ясно видно, что такое просто кино, а что такое киноискусство. "Мертвец идёт" - кино, а фильм о смертной казни Кислевского - киноискусство. Кислевский сделал свой фильм в рамках сериала "Декалог" (серия 5, 1988 год). "Мертвец идёт" - изложение доводов, "Короткий фильм об убийстве" - обнажение кошмара, который замаскирован "цивилизацией". "Мертвец идёт" - для детей, "Короткий фильм об убийстве" - для взрослых.

"Короткий фильм об убийстве" из всего сериала, на мой взгляд, лучший - именно визуально. Другие фильмы, не говоря уже о позднейших (трилогия "Три цвета") ближе к Голливуду, а в фильме о смертной казни Кислевский попал в золотую середину между упорядоченным и поверхностным зрением большинства и хаотическим подвальным зрением маргиналов.

Одна из реплик "Мертвеца" напоминает о богоборческом характере смертной казни. Родитель погибшей девочки называют убийцу "ошибкой Бога". Вот - эталон кощунства. Бог не ошибается. Поэтому убивать нельзя, даже ненавидеть нельзя, поэтому можно любого любить. С Божьей, конечно, помощью.

СКАЗКА О БИБЛИИ

Фильм "Книга Элая" (2010 год, режиссёры Альберт и Аллен Хьюзы, братья; иногда называется "Книга Илая"). Начинается как антиутопия-ужастик ("постапокалиптический триллер"). Неожиданным является то, что фильм отлично снят, оторваться от изображения невозможно даже тому, кто ужастиков не любит. Сюжет обычный: сказка, Иван Дурак в поиске золотой щуки, роковая красотка ему помогает, Кащей мешает. В точности как "Водный мир" с Кестнером и прочие фильмы того же рода.

Ничего "постапокалиптического" в таких сюжетах нет - напротив, это сказка о предыстории Соединённых Штатов, о том, как одинокие герои осваивали пустынные (индейцы не в счёт) просторы. В этом фильме это ещё в лоб подчёркнуто тем, что герой движется на запад. Несколько комично, что попадает он в результате в тюрьме - на острове Алькатрас у Сан-Франциско. Тут его и ждёт щука в лице Макдауэлла, зачинающего американскую культуру с нуля путем книгопечатания. Шекспира уже отпечатал, только вот Библии нет. Но именно Библию Элай и приносит.

Конечно, "Элай" - это всего лишь имя Божие, "Господь", "Эли, Эли, лама савахфани"... Особо надо отметить качественный перевод - вся тонкости церковной лексики соблюдены. Замечательная вставная юмористическая новелла - среди радиоактивной пустыни коттеджик, в котором пожилые супруги привечают путников и даже угощают чаем, чтобы, натурально, убить и скушать. Супруги нежно любят друг друга уже полвека, почему и решаются на людоедство - как не положить сладенький кусочек в ротик любимой! Злее самих американцев по американской мечте - свой дом, свой избранник - и её оборотной людоедской стороне никто, кажется, не проезжается, что хорошо говорит об американцах.

Библия как основа американской культуры - это банальность. Однако, то, что вся библейская этика сведена к одной фразе, делает эту фразу, вполне банальную, очень яркой: "Для других надо делать больше, чем для себя". Равно как и милое протестантское самобичевание: "Я так ревностно охранял Библию, что не имел времени жить по Библии".

2013

Чрезвычайно понравился фильм "Девушка из шкафа". Режиссёр Бодо Кокс, 2013 год. Засасывает, нельзя оторвать глаз от экрана. Формально ближе к "Левиафану", чем к "Иде", но для "Левиафана" это лишь хуже, потому что нагляднее различие между кино нормальным и конъюктурным, между человеком живым и человеком озлобленным. "Девушка из шкафа" ставит вопросы не о власти, не о вине, это не причитания алкоголика, который убивал людей в Чечне и Украине, а ему горячую воду отключили, это не о плохих начальниках, которые не ценят своих верных Русланов. Это - о зле, которое глубже любой реальности, о грехе, о зле сатанинском и о любви настоящей, без поллитры. Три главных героя - очень современны: наркоманка, аутист и создатель сайтов. Это вам не архиерей, чекист и автослесарь.

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова