Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

ДЕЗЕРТИРЫ В КЛЕТКЕ

ПРАВОСЛАВИЗАЦИЯ: АНТИСЕМИТИЗМ

 

См. о светском антисемитизме Ненового Средневековья.

 

ДУХОВНЫЙ АНТИСЕМИТИЗМ В МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Антисемитизма не был чужд и патр. Алексий Симанский:

"Как-то за столом речь зашла о евреях. «Да, — сказал Патриарх, — евреи — это, конечно, ужас! Сложная, тяжелая психологическая формация. Столько с ними проблем! Но подумайте: ведь это притом, что они — богоизбранные, — и до чего дошли! А если бы Бог их не избрал, да не смирял, — то что бы тогда было? Еще хуже!» (Нечаев, 2004, 103).

Разговор был не случаен - случайно были опубликованы записи бесед Нечаева, в которых вполне антисемитски был охарактеризован о. А.Мень:

"Каким образом книги Меня издавались на Западе массовыми тиражами и доставлялись к нам, в то время, когда даже Библию почти невозможно было провезти через границу? И еще, у него была определенная идея: создать еврейскую национальную церковь. В принципе, в этом нет ничего плохого: если есть греческая или славянская национальная церковь, то почему не быть еврейской? Эти идеи развивались и распространялись в свое время в Париже, их, в частности, горячо поддерживала мать Мария (Скобцева). Но у о. Александра в этом был определенный перегиб" (Нечаев, 2004, 103).

Намёк на то, что книги Меня переправлялись в Россию по инициативе КГБ, великолепен - учитывая, особенно, особое служение самого митр. Питирима. То, что Нечаев учился вместе с будущим митр. Ленинградским Мельниковым, даёт основание твёрдо заявить, что именно Мельников - автор памфлета против Меня (хотя Л.Василенко, позиционирующий себя как интерпретатор наследия Меня, подчеркивал, что нельзя проверить, "писал ли это сам митрополит" - "За что ненавидят отца Александра Меня", Независимая газета, 13.9.2000). Сближает обоих авторов и жёсткая критика католичества. Мельников (оговорив, что "антисемитизма нет в самой природе Православия") назвал Меня "постовым" сионизма в Православии":

"Это Ваше конкретное место в многосложной и многообразной системе сионизма. Это ваша давняя, продуманная и добровольно взятая на себя миссия. И мне известно, что Вы сами это хорошо знаете. Здесь не последнее место занимают попытки доказать необходимость объединения Православия с католицизмом, которое мыслится не просто как добрые отношения церквей, а как проникновение католического духа, образа мышления и жизни в среду Православия. За последние годы между сионизмом и властями Католической церкви возник самый тесный союз. Это в значительной степени объясняется не только двойной игрой, которую они ведут друг с другом, но и некоторой духовной общностью. К примеру, католическая церковная политика ориентируется на приобретение всемирного духовного господства".

*

В январе 2005 года с речами, посвященными юбилею освобождения Освенцима, выступили президент России и патриарх МП. Логика речей оказалась одинаковой. Патриарх, как и президент, не упомянул, сколько именно евреев было убито нацистами. Он, как и Путин, сделал акцент на том, что в войне погибли 27 миллионов "сынов и дочерей народов России". Это - традиционный стиль советского новояза. Он умалчивает, что потери России во Второй мировой войне в огромной части - потери не от "немецких зверств". Это жертвы коммунистической номенклатуры. В солдатах видели пушечное мясо, которое можно тратить в любом количестве. В тех, кто попадал в плен, кто побывал на Западе, хотя бы просто жил "под немцем", видели мясо протухшее, которое нужно уничтожить, чтобы остальной народ боялся покинуть советскую систему, хотя бы невольно.

Президент закончил свою речь об Освенциме сравнением чеченских партизан ("международных террористов") с эсэсовцами (а русских солдат, ведущих в Чечне политику геноцида, следовательно - с погибавшими в Освенциме евреями). Патриарх воспроизвёл другой типичный ход советской пропаганды: чтобы не повторился Освенцим, необходимо "уважение к историческим и духовным традициям народов, к их праву свободно определять свою судьбу". В советском новоязе "народ" - это синоним "государства", "исторические традиции" - синоним выражения "внутренние дела", "право определять свою судьбу" означает право государства как угодно ограничивать свободу своих подданых, их права, истреблять тех из них, кого оно сочтет нужным. Это та же риторика, к которой прибегали все диктаторы ХХ столетия, от Мао и Ким Чен Ира до Саддама Хусейна и Путина.

Антисемитизм истеблишмента России является лишь частным случаем антисемитизма истеблишмента Запада. Путин и патриарх Алексий принимали лидеров "Хамас" в феврале 2006 г., нарушив "бойкот террористов". 13 апреля 2006 г. лидеры всех христианских конфессий Израиля (римо-католический патриарх Иерусалима, коптский архиепископ, англиканский епископ и др.) призвали Запад не бойкотировать "Хамас", а преодолевать препятствия через диалог. "При наличии доброй воли возможно преодолеть все препятствия".

В огромном количестве других политических и не политических конфликтов церковный истеблишмент спокойно использует бойкот (у римо-католиков получивший специфическое название "святого молчания") как лучшее средство поведения.

Тогда же, в январе 2005 г. дьякон Московской Патриархии А.Кураев выступил с "предположением", что именно иудеи отправляли в Освенцим своих крещёных собратьев. Разгорелся публичный скандал. Провинившийся всерьёз оправдывался тем, что он "выступал перед закрытой и своеобразной аудиторией - военными батюшками". В путинской России такие пропагандисты считались "либералами". Большинство патриархийного духовенства было куда примитивнее в своём антисемитизме, но сдержаннее.

В безвыходной ситуации оказываются те православные, которые редуцировали свою церковность к лояльности патриархийной верхушке. Павел Мень, брат знаменитого в России священника Александра Меня (ум. 1990), подверг критике антисемитское письмо депутатов 2005 года, но одновременно был вынужден защитить как светское, так и церковное руководство. Он подчеркнул, что "взгляды Патриарха известны", имея в виду, что Алексий II выступал перед раввинами Нью-Йорка в 1992 г. с дружеской речью (Мень П. Фальсификаторы // Новое время. - №5. - 2005 г. - С. 36).

При этом П.Мень вынужден был умолчать и о том, что такая речь, произнесенная за рубежом, в период краткой оттепели, когда казалось, что Россия рискует превратиться в свободную страну, относится к разряду пропаганды.

Мень отверг утверждение "Письма депутатов" о том, что его брата убили иудеи. Он не отметил, что эта идея активно распространялась даже следователями, которые "вели" дело об убийстве о. Александра. Такой же концепции придерживался и митр. Никодим Руснак, в интервью 1 февр. 2005 г. заявивший:

"Я его [А.Меня] глубоко почитаю и как человека, и как священнослужителя. Но, по моему мнению, он всей душой желал сделать невозможное – объединить евреев с христианами. Он это очень удачно делал, пока не переступил некую границу. Кто-то смотрел на него и допускал, чтобы он реализовывал свои убеждения в жизнь. Но когда он стал ректором православного университета, тогда его убили". На вопрос "Вы полагаете, что его убийство связанно именно с этим?" Руснак ответил: "Безусловно. Он, будучи евреем, отдавал абсолютный приоритет христианству. Он сам отказался сказать, кто его убил, так я скажу. Это уже не вера, а политика" (http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=30475).

Во внутренней своей политике патриарх - типичный представитель номенклатурного антисемитизма. Среди духовенства Москвы благодаря его многолетнему контролю - ни одного еврея. Тот же свящ. Александр Мень служил в храме в 40 километрах от Москвы. Патриарх спокойно относится и к тому, что в храмах Москвы продают антисемитскую литературу (вплоть до "Протоколов"), и к тому, что что книги Меня в этих храмах, естественно, не продают, а духовенство открыто называет Меня жидовствующим. Когда патриарха спросили, как он относится к тому, что пропагандисты патриархии в своих книгах разжигают ненависть к иноверцам и инославным (имелся в виду прежде всего антисемитский пафос), патриарх ответил, что никакой ненависти его пропагандист не разжигает, а вся проблема якобы в нервозности "оппонентов".

Не следует думать, что патриарх - инициатор антисемитской политики. Скорее, он её исполнитель. Он работал на тайную политическую полицию с середины 1950-х годов, был ею продвинут на высшие церковные должности в начале 1960-х, и он так же следует негласному антисемитскому курсу Лубянки, как и генерал тайной политической полиции Николай Леонов, один из авторов "письма депутатов", ведущий черносотенной "православной" телепередачи, пользующейся благоволением Патриархии.

Митр. Кирилл Гундяев заявил по телевизору 24 апреля 2005 года (передача В.Соловьева), что главам иудейских организаций России следует прокомментировать те места в книге "Шулхан-арух", которые вызывают возмущение антисемитов. Агрессия не в силах поработить себе весь мир непосредственно, тогда она приобретает хамскую направленность - пытается поставить другого в положение вечно оправдывающегося. Сама, конечно, при этом не оправдывается ни в чём, высокомерное молчание - и дёрганье врага: "А ну-ка, ты прокомментируй - верно ли, что ты ешь за завтраком кровь христианских младенцев?".

В связи с борьбой двух секулярных антисемитизмов Борис Туманов писал, разоблачая попытки выдать А.Кураева за "приемлемый вариант":

"Антисемитизм становится одной из идейно-политических - пусть пока и неофициальных - основ симбиоза армии и РПЦ. ... на базе одной из дивизий ВС РФ был организован семинар по боевой и политической подготовке для православных священников, окормляющих отечественное воинство. На семинаре ... выступал и ... Кураев, который разъяснил военным и священнослужителям, что Освенцима не было. ... евреи остались евреями: они отправляли на заклание не правоверных иудеев, а выкрестов".

Душевный антисемитизм церковных властей проявился в том, что Московская Патриархия через "пожелавшего остаться неназванным сотрудником одного из синодальных отделов РПЦ" сообщила публике, что 20 апреля 2005 году Синод МП принял решение, которое "однозначно воспринимается как весьма жесткое осуждение священников, подписавших антисемитские письма, и суровое предостережение им на будущее" (http://www.religare.ru, 28 апр. 2005). Озвучивший информацию анонима господин сам традиционно пишет под псевдонимом "Варвара Ильинская".

В указанном "анонимом" тексте нет ни слова осуждения в адрес антисемитизма, он осуждает лишь священников, которые ставят свои подписи под коллективными письмами, "расходящимися с соборными определениями". Между тем, ни один "собор МП" не осуждал антисемитизма. Указанный текст можно с одинаковой лёгкостью истолковать как предупреждение либералам (которые, впрочем, уже напугались до такой степени, что не подписывают ничего ни единолично, ни коллективно). "Суровость предупреждения" - классический парткомовский новояз, "строгий выговор без занесения", индульгенция на продолжение безобразий.

Характерна для духовного антисемитизма боязнь выступить под собственным именем: ведь его носители обычно прямо зависят от духовных антисемитов - например, какой-нибудь сотрудник Отдела внешних церковных сношений, считающий себя либералом (назовем его "Никита Балашов") советует руководству вставить в синодальное постановление такой-то абзац, и одновременно сообщает сотруднику про-патриархийного издания, финансируемого через про-кремлевскую структуру Глеба Павловского, что такой-то абзац нужно распропагандировать как доказательство того, что руководство - против антисемитизма. И сотрудник - назовем его "Алексей Кырлежев" - распространяется по интернету радостную весть.

Волки довольны - их выставили в лучшем свете. Совесть Алексея и Никиты успокоена: они считают, что смирили волчий аппетит и возвестили православным, что быть антисемитом нехорошо. Правда, от подобной самоуспокоенности овец - то есть, евреев, становится не больше, а меньше, ведь погромщики плевать хотели на столь утонченные предостережения. Они поняли одно: бить жидов под православными лозунгами можно, начальство прикроет сладкими речёвками.

Справедливости ради, нужно отметить, что подобное обеление "духовного антисемитизма" церковного руководства не русские церковные чиновники придумали. Многолетние попытки ватиканской бюрократии оправдать публичное молчание папства во время истребления Гитлером миллионов евреев, основаны на точно таком же принципе.

Опровергается это лукавство тем, что оно очень избирательно. Если бы молчание было вызвано боязнью рассердить власть имеющих, то церковное руководство должно было бы одинаково молчать в любых ситуациях, где диктаторы истребляют людей. Однако, когда речь идёт о "духовно близких" людях, папы и патриарха забывают о необходимости задабривать волков и довольно громко их порицают. Например, Ватикан очень горячо протестовал против гонений на Церковь в Мексике и России. Московская Патриархия, столь деликатно укоряющая антисемитов, наотмашь обличает либералов.

ДУШЕВНЫЙ АНТИСЕМИТИЗМ В РОССИИ

"Душевный антисемитизм" - это (разумеется, для верующего в Христа) хула на Духа Божия, утончённое извращение христианства. Душевный антисемит не говорит, что "жиды Христа распяли", не обвиняет их в питии крови христианских младенцев. Он выражается изящнее: раз иудеи продолжать ждать мессию, когда Мессия уже пришел, значит, иудеи ждут не мессию, а анти-мессию, антихриста. Следовательно, всякий, кто будет симпатизировать иудеям, симпатизирует антихристу.

Такой антисемитизм после Второго ватиканского собора принял у ультра-консервативных католиков форму отрицания решений Католической Церкви о мире с иудеями. Ватикан говорит о необходимости преодолеть "традиционное отношение к иудаизму" (решение Понтификальной Комиссии по религиозным переговорам с иудаизмом, 1985) - духовный антисемит заявляет, что Ватикан отвергает катехизис, тогда как тут под "традицией" имеется в виду традиция не Церкви, а околоцерковного антисемитизма. Папа более не говорит о необходимости проповедовать Христа среди иудеев? Значит, он отрицает, что нужно проповедовать Христа иудеям! Да нет же: просто не всегда и не всюду уместно проповедовать Христа. И антисемиты, особенно духовные, это отлично знают, они умеют, когда это им выгодно, притворяться белыми и пушистыми демократами, а то и прямо молчать о своей вере.

Антисемитизм объединяет тех, кто формально - страшные враги друг другу. Казалось бы, католик-консерватор, оставивший Ватикан живой ради верности Ватикану мёртвому, католичеству "дособорному", то есть, до 1964 года - что у него общего с православным-консерватором, который оставил Церковь, считая, что все патриархи - во "всеереси экуменизма", что церковь ограничены парой тысяч его единомышленников? А вот, кроме узости, у них именно антисемитизм-то и общий. Вот Александр Солдатов повторяет антисемитские придумки консервативного псевдо-католика и добавляет свои: якобы "модернизированное" католичество хочет вместе с иудеями готовить пришествие Мессии - тогда как Ватикан всего лишь призвал католиков вместе с иудеями участвовать в делах милосердия, в борьбе за права человека, за всякую справедливость.

Ватикан говорит: "Надо, чтобы мы приняли на себя нашу обязанность по приготовлению мира к пришествию Мессии". Подготовить мир к пришествию Христа, - это ведь совсем не то, что подготовить пришествие Христа. "Подготовить мир к пришествию Мессии" не означает "Мессия ещё не приходил". Умолчать о том, что для христиан будущее пришествие - второе, а для иудеев - первое, это умолчание, не более того. Антисемит же полагает, что каждый раз нужно громко подчёркивать межконфессиональные различия.

Антисемитизм в том, чтобы прилагать к иудеям слова апостола Павла: "Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведника с беззаконием?" (2 Кор 6.14). Следователь, который вёл дело об убийстве отца Александра Меня, именно эти слова (вместо с католическим текстом) цитировал в доказательство того, что Меня убили иудеи. Утончённый православный антисемитизм тщательно высматривает - когда христиане посмели с иудеями сделать доброе дело? Сделали? Значит, нарушили завет апостола Павла! В течение многих лет сайт, которым руководит А.Солдатов, ведёт именно такой мониторинг всем случаям совместной доброты и молитвы.

Правда, постановление папской комиссии по газете "Presens", Солдатов цитировал отнюдь не по первоисточнику. Подлинного текста он в глаза не видел, а взял цитату из третьих рук - из журнала "карловчан" "Церковная жизнь". Об этом говорит то, что он, вслед за журналом, неправильно указывает номер пункта (цитируется не 12, а 11!), и воспроизводит в прямых скобках слова "что и у иудеев", вставленных редакцией "Церковной жизни" якобы для уяснения смысла текста.

Чтобы понять настоящий смысл документа,  нужно учесть, что он посвящен не глобальной проблеме взаимоотношений с иудеями, а узкой теме - катехизации в духе терпимости к инаковерующим. Тема деликатная, в которой каждое слово - на вес золота. 11 пункт документа, как и любое человеческое слово, доступен всевозможным злонамеренным перетолкованиям. Имеет смысл процитировать предшествующий ему 10 пункт, который является отправной точкой всей мысли: «Кроме того, подчеркивая эсхатологическое измерение христианства, мы приходим к выводу, что, коль скоро речь идет о будущем, народ Божий и Ветхого, и Нового Заветов, устремлены к аналогичным целям: к приходу или возвращению Мессии, - при том, что занимают они две различные позиции. Следует со всей ясностью указать, что личность Мессии, споры о которой разделяют народ Божий, является одновременно и точкой, где сходятся представители народа Божьего. Можно сказать, что встреча иудеев и христиан возможно благодаря тому, что их чаяния сопоставимы, ибо основаны на одном и том же обетовании, данном Аврааму".

Это сильные слова: подчеркнуто не только единство исходной позиции, позиции четырехтысячелетней давности, позиции Авраама, но подчеркнуто и неустранимое, принципиальное различие позиций иудеев и христиан. Одни ждут второго пришествия Иисуса Христа, вторые - первого пришествия. Есть и общность догматическая - вера в Единого Бога Отца Вседержителя, и общность эмоциональная - состояние надежды. Но вера в то, что Иисус есть Мессия,   разделяет христиан от иудеев. Именно это побудило меня в протоколе допроса столь резко выступить против идеи совместной встречи Мессии: вопрос был поставлен в контекст, подразумевавший, что речь идет об отказе католиков веровать: Иисус и есть Мессия.

Документ был с разочарованием воспринят иудеями. Раввинат отметил, что слишком мало говорится о значении Иерусалима как священного города и столицы Израиля, слишком мало говорится о трагедии евреев при нацизме. Документ ведь умалчивает об одном простом психологическом факте: для современного иудаизма, для талмудического иудаизма грядущий приход Мессии есть абстрактный пункт веры, эмоционально не переживаемый, второстепенный по сравнению с необходимостью соблюдения Закона. Реального сходства иудеев и христиан в этом пункте как раз не будет. Католические богословы вынуждены были скрести по сусекам и кое-что наскребли - но все, в целом, имеет очень маленькую практическую ценность. 11 пункт документа как раз и указывает, какую: надо искать возможность вместе трудиться для "социальной справедливости, для соблюдения прав человека и наций" и т.д. и т.п.  Господи, до какой же низости дошли представители мировых религий, если их юному поколению нужно разъяснять такие элементарные вещи!

И вот это канцелярское богословие попадает в руки некоего французского журналиста Мадерана. О его газете карловацкий журнал сообщает, что это "консервативный орган". ѕоскольку сами карловчане - крайняя правая русской эмиграции, легко представить, что такое "консервативная" в их понимании. Мадиран сделал несколько подтасовок. Во-первых, документ говорил, что необходимо преодолеть "традиционное отношение к иудаизму". Журналист заявил, что "традиционное отношение" - это отношение католического катехизиса. Это был первый виток лжи, ибо документ говорил о народной, нехристианской традиции, о мощной западно-европейской традиции антисемитизма. Мадеран сделал абсурдный вывод: папская комиссия отвергает катехизис. Во-вторых, документ не говорил о необходимости проповеди Евангелия среди иудеев, потому что был посвящен катехизации молодых христиан. Мадеран провозгласил, что папская комиссия отвергает необходимость заботиться о евангелизации иудеев. Третья, самая большая и самая характерная для черносотенцев (нет разницы, русских или французских) ложь заключалась в том, что Мадеран дал статье подзаголовок: "Господин кюрэ, объясните мне это?" - но мнения у кюрэ спрашивать не стал. Зачем? Ведь тогда бы все его построения мгновенно рухнули.

Карловчане сделали на документе еще две накрутки. Во-первых, они обвинили католиков в ереси: нельзя-де вообще "готовить мир к пришествию Мессии", ибо Господь придет вне зависимости от наших усилий. Такой призыв к пассивности - не новость. Его всегда обращают к тем, чья активность почему-либо не нравится. За собою же оставляют право работать, издавать журналы, ухаживать за больными и так далее. Между тем, вера в то, что Господь придет в час, который Сам изберет, не исключает необходимости "готовить мир" к этому пришествию.

Во-вторых, карловчане заявили, что католики высказали готовность "сотрудничать с иудеями в приготовлении мира к приходу ожидаемого ими лже-Мессии". Но кто сказал, что иудеи ждут "лже-Мессию"? Они ждут того же Мессию, что и христиане, Мессию Библии. Только христиане знают, что Мессия уже был на земле, был распят, и воскрес, и вознесся, основав Церковь. Иудеи удивятся, увидев Иисуса Христа грядущего во славе - но не узнать в Нем Мессии тогда они не смогут; такова вера христиан.

Следующий виток лжи, который карловчане добавили к накруткам Мадерана. Оказывается, постановление вообще отмечает "эпохальное событие". Произошла "никем не замеченная смена вех в Ватикане, его отказ от христианской веры во Второе ПришествиеСпасителя во славе". К этой беспардонной лжи накинули еще одну маленькую петельку: "Так или иначе, в этом вся сущность экуменизма".

Семь витков лжи попадают к следователя Московской областной прокуратуры Лещенкову, абсолютному атеисту, члену коммунистической партии Бог знает с какого года. О Лещенкове и его своеобразных методах следствия писала Чайковская в "Литературной газете" - но теперь не прежние времена, прокуратура теперь плюет на прессу и даже оправдываться не изволит. Лещенков делает еще одну лживую петлю, по-большевистски широкую. Даже если постановление говорит лишь о совместной благотворительности, не противоречит ли оно призыву ап. Павла "не преклоняться под чужое ярмо с неверными"? Вот как толкует эти слова самый "традиционно мыслящий апологет православия" - блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский (XI век), автор свода святоотеческих толкований на Новый Завет: "Когда отступите от пороков, тогда соединитесь с Богом". Речь идет о не соучастии в нечистоте телесной и душевной. "К душевной относятся нечистые помыслы, подсматривание бесстыдными глазами, злопамятство, обманы и тому подобное; а к телесной нечистоте относятся: блуд, прелюбодеяние и всякое плотоугодие". Соучаствовать в добродетели - можно!

Главная же и самая лживая петля, которую изготовил Лещенков на этом материале - будто отец јлександр Мень был еретиком-жидовствующим, пособником антихриста, и убили его евреи. Тут, правда, ложь доходит до абсурда, ибо непонятно: почему? То ли недостаточно пособничал антихристу, то ли антихрист так развлекается, убивая своих активных пособников? Но этот абсурд характерен для черносотенства, которое ослеплено злобой, шизофренической подозрительностью, манией преследования.

Я насчитывал девять витков лжи - Солдатов прибавляет к ним еще пару петелек. Во-первых, он утверждает, что обратился к первоисточнику - чего не сделал. А главный виток - в том, что он называет меня нехристем, но не в лоб, а бочком: не всякий-де по праву носит священное имя "христианин". "Чтый да разумеет!" Это - характернейший карловацкий стиль. Ёто карловацкие архиереи мучаются уже которое десятилетие, ибо считают Московскую патриархию, да и  Константинопольский патриархат, да и всех православных (кроме себя), католиков, и протестантов - служителями антихриста. Но вслух вот так вот всех обругать - не смеют, и только с подковырочкой ехидничают.

 

Если врач-иудей попросит христианина подержать скальпель - не надо отказываться. Если полицейский-католик ловит бандита, прохожий-иудей может ему помочь. Господи, до какой же низости дошли представители мировых религий, если их юному поколению нужно разъяснять такие элементарные вещи! А Солдатов делает вывод: Ватикан сменил вехи, отказался от веры во Второе пришествие: "Хула на Истину Христову изрекается теми, кто не по праву носит на себе священное имя "христианин".

Такой духовный антисемитизм, как и антисемитизм телесный, любит подчёркивать, что он - вовсе не антисемитизм. Вот Григорий Лурье, священник той же юрисдикции, что и Солдатов, сперва критикует "так называемый антисемитизм, который ... несовместим с христианством", а потом вспоминает "большое избиение христиан по наветам иудеев" в 614 году (ни о каких погромах под христианскими лозунгами, разумеется, память отца Григория не ведает). После чего сооружается утончённая конструкция:

"С точки зрения христианства иудаизм является, можно сказать, самой первой ересью. Потому что именно в одном только вопросе разошлось христианство с иудаизмом — признавать ли Христа Тем самым Мессией, о котором говорят Закон и пророки. .... И вот, те, кто Его не признал, соответственно, и оказались первичными еретиками, как потом все иудеи. ... В вере, в религиозном содержании ничего общего нет, потому что иудеи это те, которые распяли нашего Бога. Как же у нас может быть вера в одного и того же Бога, если нашего Бога иудеи распяли? И те люди, которые не замечают этого противоречия, обычно либо прямо, как протестанты, либо косвенно признают, что Христос на самом деле какой-то человек, а не Бог, а Бога распять нельзя, и поэтому Бога иудеи не распинали. ... Мы не должны допускать, чтобы наша религия смешивалась с какой бы то ни было другой, и особенно с иудаизмом, в котором лежат корни всех ересей, не исключая и нынешнюю ересь экуменизма. Аминь" (http://www.portal-credo.ru/authors/riskzone/?status=txt&id=322, 2005 год).

Этот пассаж помещен был Солдатовым на сайте, который он называет "внеконфессиональным информационным агентством", и на котором Лурье ежедневно помещает свои тексты - многократно более, чем любой другой автор. Именно на этом сайте анонимный сотрудник прописал, что революция - дело рук евреев, потому Ленин был еврей.

Тот же сайт Солдатова в связи с Шоа поместил анонимное "выступление эксперта" (на вопрос об авторе было предложено считать, что это выступление отражает позицию "редакции"):

"Протестантское богословие рассматривает проблему Холокоста, скорее, в смысле "ревизии христианства", необходимости раскаяния христиан в том, что в его истории были высказывания и факты, которые можно истолковать как направленные против всех этнических евреев. Тут и культы "детей, от жидов умученных", и сочинения Отцов Церкви "против иудеев"… Это – типично протестантская постановка вопроса о ревизии церковного Предания в видах его улучшения и очищения от средневековой порчи" (Портал-Кредо, 4 февраля 2005 года, rusiteact=news&id=30365&topic=315&type).

Православным богословам, при такой постановке вопроса, чтобы оставаться православными, нужно отказываться от пересмотра средневековых заблуждений. То есть, священник Александр Мень, который выступал за деканонизацию "убиенных от жидов", оказывается "протестантствующим". Православие якобы столь идеально, что не порождает антисемитизма: вот брат Розенберга был монахом в Псково-Печерском монастыре, но не был антисемитом (тут налицо ошибка: в монастыре был монах по фамилии Розенберг, но он не был братом гитлеровского идеолога).

Для душевного антисемитизма христианских интеллектуалов характерна уверенность, что, если нацисты уничтожали иудеев не из религиозных соображений, то - христианство никогда и не использовалось антисемитами. Обычная логическая ошибка: не все антисемиты - христиане, не все христиане - антисемиты, но это не означает, что не было антисемитов, которые именно христианство использовали для обоснования антисемитизма. Если христианство в данном случае использовалось необоснованно - это надо объяснять и доказывать.

*

Антисемитизм обесцвечивает христианство и иудаизм, он одинаков у агрессивных православных и агрессивных иудаистов. Вот на сайте того же Солдатова в 2005 году Евгений Левин всерьёз обсуждает тезис, выдвинутый антисемитом отчаянным, антисемитом-позёром, жириновским от православия Алексеем Смирновым, который воспевает Гитлера, гордо украшает себя свастикой и титулом "епископа готского". Тезис такой: "Почему в МП так много жидов, особенно среди попов?"

Нормальный человек может обсуждать в данном случае одно: почему люди сходят с ума или почему люди имитируют сумасшествие (в случае Смирнова, мне представляется, скорее имитация). Левин же всерьёз обсуждает "феномен" - из евреев-священников называет, правда, лишь Меня (давно умершего) и одного семинариста - но именно его фамилию не указывает. На самом деле, никакого "много" нет, и Мень - не "жид среди попов", а обычный русский православный священник. Исходит Левин из посылки, которая роднит антисемитов с сионистами: кровь превыше всего, кроме власти. То есть, еврей всегда еврей, если только власть не решит иначе. "Властью" для Левина является почему-то "основная масса русскоязычного еврейства". Если эта "масса" решит (как? на съезде? или путем сбора подписей?), что еврей крещёный - не еврей, то "еврейские христиане рано или поздно будут вынуждены отказаться от своего еврейства".

Левин именно иудей и даже, судя по паре обмолвок, живёт в Израиле. Но советский человек, где ни живи - все равно советский человек. С какой стати голосование даже двадцати Коганов и сорока Васектомбергов заставит меня отказаться от моего еврейства? Я такой же еврей как Папа Римский китаец, но если меня собираются лишить еврейства - дудки! бубны! кимвалы и органы! Я не потому я еврей, что у меня мать еврейка, Царствие ей Небесное, а потому что я верую в Бога, в которого веровал Авраам до всякого обрезания, потому что этот Бог, который остановил руку Авраама, занесённую над Исааком, останавливает и мою руку и, что много удивительнее, даже мой язык, заносящийся над окружающими.

Я - еврей, и не потому, что какой-то персидский раввин в двенадцатом веке изволил дать определение еврейству, а потому что Творец обратился ко мне и я увидел в Нём Христа, не вычитал, а увидел. Не "я обратился", а Бог обратился ко мне как Христос. Усомниться? Не поверить, сославшись на традицию или Книгу? Это все равно, как если бы Авраам усомнился бы и отверг Бога, сославшись на "массу", традицию или святую для его предков клинописную табличку.

А лёгкость-то какая у Левина. "Скажем в XVI–XVII веках русский человек, перешедший в "латынство", скорее всего переставал быть русским и для окружающих, и для себя". А слабо посмотреть в книжке - действительно это было так или нет? Что такое "скорее всего"? Так вот - нет, не переставал. Бердяевы в XVII веке разделились на православных Бердяевых и католиков Бернацких (Вернадских), но никто не говорил, что Вернадский менее русский, чем Бердяев. Страшны идолы рынка, знания, власти, но страшнее их идолопоклонство перед кровью, когда убивают - физически или словом - из-за крови, созданной для жизни.

Труднее найти объяснение для антисемитизма православного еврея, который живёт в Израиле: Александр Занемонец в классически антисемитском духе утверждает, что, если бы евреи не участвовали активной в русской революции, "нацисты, быть может, не могли бы связать уничтожение евреев и свою борьбу против сталинской диктатуры" (Занемонец, 2005).

Можно предположить, что антисемитизм тут основывается на необходимости отстоять свою "православную" идентичность перед лицом господствующего в Израиле недоброжелательства по отношению к Церкви. "Большинство израильтян (даже тех, кто связаны с наукой и изучением христианства) не произносят на иврите имени Иисуса полностью – Yeshua, – но говорят Yeshu, - отмечает Занемонец, сам работающий в израильском университете, - что для обыденного сознания является не просто сокращением имени, но уничижительной аббревиатурой".

 

АНТИСЕМИТИЗМ КАК КОНФИСКАЦИЯ ОСВЕНЦИМА

Не все антисемиты способны, как упомянутый выше публицист, предположить, что иудеи посылали в газовые камеры выкрестов. Большинству хочется определенности, и вот уже тихий антисемит способен положительно объяснить, нацисты, уничтожая евреев, проявляли себя прежде всего не как антисемиты, а как антихристиане:

"Православное богословие рассматривает все же Шоа ХХ в. не как апогей христианского антисемитизма, а именно как апогей антихристианства, выразившийся в принятии обществами и народами, потерявшими христианскую веру, расистских и ксенофобских теорий" (сайт А.Солдатова, там же).

То есть, Освенцим - уничтожение прежде всего (в духовном отношении) христианства, а не евреев.

ЛЕНИН - ЕВРЕЙ

Классический русский антисемитизм: "Коммунистический антисемитизм не имел столь системного характера, и советская машина никогда не ставила задачи "уничтожить евреев", тем более, что евреем был и основоположник советского государства, и многие его соратники…". Классично и утверждение, что якобы русский антисемитизм ХХ века был "не систематичен", и, особенно, что Ленин был евреем. (сайт А.Солдатова, там же).

Чуть тоньше та же идея - в приписывании главной роли в революции Троцкому. Солженицын в своем якобы "анти-антисемитском" труде "Евреи в России", образце "тихоструйного антисемитизма", писал: "Троцкий явился единовластным руководительным гением Октябрьского переворота. Трусливо скрывшийся Ленин ни в чем существенном в переворот не вложился".

АНТИСЕМИТИЗМ - ВИНА ЕВРЕЕВ

"Мягкий" антисемитизм часто оказывается достоянием евреев, примкнувших к среде, где антисемитизм - хороший тон. Что еврей может стать антисемитом, показывает вторичность национального. Такой еврей, как и большинство "интеллектуальных" антисемитов будет вынужден объяснять, что антисемитизм вызван не антисемитами, а евреями. Михаил Ардов, выходец из семьи советских ангажированных интеллектуалов, по крови еврей, но вполне ассимилировавшийся в "советскость", стал священник и, более того, священником в ультра-реакционной православной группировке. Он пишет, что антисемитизм - не особенность христианства: "Это не церкви свойственно, это свойственно почти всем народам" (и далее ссылается на Эйнштейна, якобы сказавшего, что антисемитизм - тень, отбрасываемая евреями).

ХРИСТОС - НЕ ЕВРЕЙ

Ардов ссылается и на Бердяева, хотя тот относится к числу ненавидимой Ардовым же либеральной интеллигенции: вот Бердяев считал, что христианство не может относиться толерантно к иудаизму, "потому что еврейкой была Божья Матерь, Христос воплотился среди еврейского народа, и из евреев будет Антихрист". Мысль Бердяева здесь искажена (и уж подавно Бердяев не полагал, что антихрист должен быть из евреев, не стеснялся Бердяев назвать Иисуса евреем, а Ардов - отказывает Иисусу в еврейству, ограничивая Его национальность тем, что он "воплотился среди").

АНТИСЕМИТИЗМ - "ОСОБАЯ НАСТОРОЖЕННОСТЬ" К ЕВРЕЯМ

Бердяев писал, что христианин должен особенно любить евреев, Ардов - что христианин должен особенно подозревать евреев: "Поэтому христианство относится к евреям с особой настороженностью" (Михаил Ардов: Мы живем в последние христианские времена . - Молодежь Татарстана. - 13 мая 2004 г.).

Впрочем, в книгах Ардова много и примером антисемитизма вполне плотского, "низового", когда высмеиваются еврейский акцент и якобы присущие более всего евреям пронырливость и скупердяйство.

"Православный" Мих. Дунаев, критикуя Солженицына за то, что он сводит антисемитизм к тому, что евреи спаивали русских: "По сути имеет место столкновение двух народов, которые сознают себя избранными. Русский народ понимает избрание - как крест, который возложен даром Божиим - Истиной Православия. Он сознает ответственность за эту Истину, а не считает свое избранничество более удобным местом у жирного пирога" (Радонеж, №117, 2001, с. 7). Интересно, что именно сам Дунаев своими словами обнаруживает, что ощущает Небо как Жирного Пирога.

Максим Шевченко - бывший зав. религ. отделом в "Независимой", начавший свой путь в журналистике с поношения Войновича и солдата Чонкина и героической защиты чести советской армии - в интернете заявил, что высылка католиков из России отражает "интересы израильско-американского лобби, заинтересованного в разрыве отношений с католиками и Европой" (http://portal-credo.ru/site/?act=authority&id=77).

 

 


*

Анатолий Левитин столкнулся с антисемитизмом в Патриархии уже в 1943-м году, когда всевластный Колчицкий открыто говорил о еврействе Анатолия Эммануиловича как о препятствии к сану. Впрочем, случай Колчицкого был скорее исключением - открыто об этом не говорили. В храмах на несомненно еврейское лицо Левитина косились, но лишних вопросов не задавали, срабатывала "крестьянская" терпимость. В 1959-м году его коллега-учитель, однако, заметил:

"Беда с этими евреями -русские люди, верующие, ходят в церковь, едят по праздникам пироги — и довольны. А этот, из евреев, стал верующим, так подавай ему Бога всюду и везде. Даже в советской школе" (Левитин А. В поисках нового града. Тель-Авив, 1980. С. 22).

После 1990-го года ширился и выходил на поверхность в Московской Патриархии антисемитизм и те же самые "русские люди", которые при советской власти вели себя тише еврея, ниже иудея, стали активно добиваться обязательного преподавания православия в школе. Всё естественно: и пассивность, и активность этих "русских" (на самом деле, лишённых национального сознания людей, людей "советских", в отличие от абсолютно русскихо Левитина и Меня) вытекали из единого корня - ориентации на государственную власть, убеждённости в том, что не Бог, а земные начальники разных калибров определяют жизнь.


ПОРА БЫ ПРЕДУГАДЫВАТЬ

Оп.: Итоги, 16 апреля 1999 г.

Красивое слово опаснее дурака. Красиво сказано: "Умом Россию не понять" — и этим оправдывают тысячи заведомо алогичных рассуждений о России. Лишь через сто лет гипноз тютчевского "мо" развеял русский писатель Губерман (не вздрогнули? поздравляю, это была проверка на расизм) своим "давно пора, честная мать, умом Россию понимать". "Честная" следует либо произносить на церковнославянский манер, с ударением на втором слоге, либо заменять тем словом, каковое Губерман и употребил, а мне Заратустра не позволяет.

Хорошо бы Губерман сочинил что-нибудь, чтобы обезвредить другую тютчевскую глупость: "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется". Ох уж этот немецкий романтизм в русской упаковке! Неужели нельзя защищать право на сочувствие и благодать, не упраздняя обязанности рассчитывать, как что аукнется?

Вот 8 марта в Новосибирске учинили в синагоге очередной "акт вандализма". А вот чуть раньше вышедшая книжка, автор которой, Андрей Кураев, дьякон одной из московских церквей, предположил, что 8 марта было выбрано в качестве праздника Кларой Цеткин из-за ее детских еврейских воспоминаний, чтобы заставить людей отмечать иудейский праздник Пурим, который "воспроизводит модель обращения с теми, кого евреи однажды сочтут своим врагом. ... Ветхозаветная кровожадность не преобразилась. Ее нормы живы до сих пор". Предположение основано на двух тезисах: Цеткин была еврейка, с детства любившая иудейский праздник Пурим, праздник победы над гонителями евреев, и "возможно, в тот год, когда было принято решение начать праздновать "Международный женский день", праздник Пурима пришелся на 8 марта".

Оба тезиса неверны. Цеткин была чистокровная немка, дочка церковного органиста. 8 марта ни по какому стилю не совпадало с Пуримом ни в тот год, когда социал-демократы установили Международный женский день, ни даже в предыдущие и последующие годы. Первое легко проверяется в любой библиотеке, второе — в любой синагоге. Но даже если бы проверить это было трудно, сделать это следовало бы автору, а вместо него это потрудился сделать историк Валерий Каджая, обесценив одним абзацем многостраничные рассуждения преподавателя Российского православного института.

Газета "Труд", часто печатающая статьи оного богослова, не поленилась выяснить обстоятельства осквернения синагоги и заявила, что, мол, здание было закрыто 7 и 8 марта, так что еще неизвестно, когда оно было осквернено. Можно ли предположить, что богослов готовит себе алиби — значит, все-таки чувствует свою ответственность за происшедшее? В отличие от дат иудейского календаря, правда, такое предположение совершенно не поддается ни подтверждению, ни опровержению.

Что до ветхозаветной кровожадности, то она, конечно, никуда не исчезла. Каждый вечер в православных церквах хор поет о том, как евреи радовались утоплению "гонителя фараона". Правда, тот же богослов подчеркивает, что, мол, в отличие от истории с Пуримом, при Исходе никто никого не бил, фараона никто пальцем не тронул, это все Бог, Бог, мы тут ни при чем. Как будто для верующего есть разница между Божьей победой и собственной, как будто православные уже не читают псалма 17-го: "Ты обратил ко мне тыл врагов моих, и я истребляю ненавидящих меня". Как будто не у нас особенно вдохновенно поют псалом 136, включая знаменитое проклятье иудеев пленившему их Вавилону: "Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень". Ежели батюшка дерзнет указать хору этот стих опустить, сразу прослывет либералом и модернистом, ну и жидом, конечно, а заодно и католиком — это они у себя там сокращают богослужение. Нашу церковнославянскую духовность обрезывать никому не дадим, мы с Библией иначе справляемся. Ежели написано в Ветхом Завете "не убий", то сие не следует понимать буквально. Мы выше этого, мы призваны любить врагов, а уж убиваем ли мы их или просто пленяем, оставляется на благоусмотрение штаб, обер и унтер офицеров.

Одно счастье: в славянском переводе тексты Библии большинству молящихся малопонятны, а в исполнении наших дьячков и хоров всякий смысл исчезает, остается лишь романтическое умиление перед своей решимостью каяться после каждого греха. Так что посольства Египта и Ирака могут не выступать с протестами против разжигания межнациональной и межрелигиозной розни: никто не собирается сиюминутно топить руководителей Египетской республике в Красном море или разбивать о камни головы мусульманских младенцев. Лидеры Церкви просчитали, как могло бы отозваться переведенное на русский язык слово, и категорически запретили перевод. Слов не понимаем, Распятие понимаем — и слава Богу. Хорошо бы еще запретить богословствовать на русском языке. На церковнославянском любой бред и красивее, и безобиднее.

 


И УГОРЬ, СКОЛЬЗКИЙ КАК АНТИСЕМИТ

Видимо, от засилья французских романов в прежнем русском быту осталось по сей день выражение "скользкий как угорь". Ну кто в России не то что держал в руках, а хотя бы видел этих угрей? И метафора выходит дряблая, я бы ее предложил заменить на "скользкий как антисемит". Уж с увертливостью-то антисемитизма мы сталкиваемся чаще, чем с угрями. Вот интеллектуальный лидер нынешнего антисемитизма Андрей Кураев заявил, что Клара Цеткин был еврейка и поэтому самодержавие свергли в день еврейского праздника Пурим, когда отмечается победа над царем Аманом.

Кураеву возразили, что Клара Цеткин была отнюдь не еврейка, а чистокровная немка. Он возмутился: почему-де такие утверждения следует принимать "на веру"? То есть, утверждать, что человек еврей, можно без документов, а вот утверждать, что человек не еврей -- тут изволь тугамент на стол, отойти к стене и руки за голову, пока мы  твои бумажонки проверим.

Вы думаете, если у вас есть документ, что вы не еврей, Вы поймали антисемита? Как же! А мать? Вот мать Юрия Андропова была еврейка, Панштейн, значит, пишет Кураев, -- это евреи несут ответственность за появление в России карательной психиатрии. И Торквемада был еврей, значит, утверждает Кураев, и инквизиция -- на их совести.

Допустим, Вы нашли документ, что Ваша мать не еврейка. Но вы постойте, подождите опускать руки. Вы что думаете, еврей -- это физиология, это кровь, это раса? Не на таких напали. Вот есть такие  публицисты, Марк Маркиш и Александр Дворкин. Оба -- граждане США, оба вроде бы по крови евреи, но оба обличают в отечественной православной прессе Запад, иностранных миссионеров. Они, с точки зрения Кураева, уже как бы и не евреи вовсе. Маркиш сумел "избежать крикливого негативизма в своем отношении к России". "Но ведь есть и иное. Есть холодная отчужденность, есть цинизм" (Кураев).

Так что еврей -- не судьба и не кровь, это крикливость и цинизм. Куда там Гитлеру и прочим расистам, которые обмеряли черепа. На смену естественнонаучному антисемизму пришел гуманитарный. Честное слово, тот был лучше, потому что когда тебя меряют железкой, какие-то шансы остаются. Но когда начинают замерять уровень крикливости твоего негативизма в отношении к России -- это каким эхолотом? Какой градусник и куда всунут, чтобы определить, насколько твоя отчужденность "холодна"? Можно доказать, что ты не верблюд, но как доказать, что ты не циник?

Впрочем, даже если ты сумеешь доказать, что ты не циник, не имешь ни капли еврейской крови, не испытываешь к России крикливого негативизма, потому что вообще не подозреваешь о ее существовании, -- не думай, что поймал антисемита. Он вывернется все равно и поймает тебя. Вот та же Клара Цеткин, которую вроде бы оправдали по всем статьям, -- но Кураев нашел: "все же ее жизнь прошла в еврейском окружении". Значит, и все окружающие тебя люди должны доказать, что они не циники, не имеют матерей-евреек и далее по списку. Понятно, что если за себя какие-то справки можно собрать, то уж за окружение...

Сергей Нилус, пустивший по миру "Протоколы сионских мудрецов", собирал коллекцию предметов, несущих на себе шестиконечную звезду. Как Скупой рыцарь, он перебирал галоши и стаканы, тетради и изображения дворянских гербов, и размышлял о жидо-масонском заговоре.

Антисемит виртуальной эпохи собирает виртуальные улики и размышляет о "новом мировом порядке" (так теперь начитанные антисемиты называют жидо-масонский заговор). Он готов признать, как Кураев, что ошибся с Кларой Цеткин, готов признать, что связь Пурима с 8 марта "малосущественна", но все-таки -- произошла Февральская революция в день праздника Пурима? нет, это факт? Да, "факт таков". Следовательно для Кураева "вопрос о том, кто выбирал дату для начала революции, кто "совпадал" беспорядки и Пурим, как минимум имеет право на существование и спокойное обсуждение". Так и шестиконечная звезда на галошах -- факт, и этот факт тоже имеет право на существование, а люди имеют право на его "спокойное обсуждение".

Я бы даже сказал больше: и на буйное обсуждение этого факта люди тоже имеют право. И требовать справок, что у меня негативизм в отношении России не холодный, а теплый, что мой дядя был самых честных правил, что Солнце вращается вокруг Земли, -- на все это тоже окружающие имеют право. И на взрыв синагоги (в Новосибирске) люди тоже имели право, а что они именно 8-го марта взорвали, так это чистая случайность, и вообще, может быть, она (синагога) сама себя взорвала.

А двух антисемитов, взорвавших синагогу в Москве, на днях (в 1999) в институте Сербского признали сумасшедшими -- вот она, жидовская карательная психиатрия в действии. Не хотят сажать патриотов в тюрьму, к своим, к патриотам России (а где в наше подлое время может быть хороший человек?), хотят сгноить в палате для спокойного (а может, для буйного) обсуждения различных фактов. Но, будем надеяться, Андрей Кураев будет их там навещать -- с новыми фактами для новых обсуждений.
 
 
 

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова