Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СТРАНА ДЕЗЕРТИРОВ

Психология крипто-советских интеллектуалов

*

Андрей Пионтковский, государственный служащий (Институт системного анализа РАН), занимающийся международными отношениями,в двухлетней командировке в США, интервью газете "The Washington Post", перевод Александра Григорьева ("Washington ProFile").

Пионтковского прокуратура обвинила в экстремизме за антипутинские статьи. Статьи антипутинский горячие, с перцем. Любопытно, однако, что Пионтковского даже не увольняют с работы, что было бы очень легко сделать, он ведь не более защищён законом, чем дворник. Власть проявляет замечательную мягкость.

С другой стороны, Пионтковский проявляет в некоторых вопросах замечательную мягкость. Он считает, что плох не деспотизм, а плох только Путин - вот, знакомых по кооперативу рассадил на ключевые места. То есть, деспотизм без непотизма - ничего? Ельцинский режим - нормально? Пионтковский в принципе против номенклатурократии или он за "хорошую" номенклатурократию? Судя по тому, что он один из лидеров "Яблока", - скорее последнее.

Ещё более смущает, что Пионтковский, сам изображаемый экстремистом-террористом, верит в написанное им о террористах:

"НАТО изо всех сил старается защитить южное подбрюшье России. Если, под радостные визги российской антизападной клаки, НАТО не выдержит - что вполне может случиться - мы столкнемся с теми же проблемами, как и в 2001 году. Тогда "Талибан" должен был вот-вот преодолеть сопротивление Северного Альянса и двинуться на среднеазиатские республики. Напомню, что шесть лет назад в Москве обсуждались возможности бомбардировок Афганистана, посылки туда войск. Я был против этого, потому что все наши боеспособные части были заняты в одной восставшей провинции. Но так сложилось, что эта проблема была решена американцами"

Что Пионтковский милитарист, это нормально. Ненормально быть пацифистом, и блаженны ненормальные. Но всерьёз рассматривать войну в Чечне как борьбу с "восставшей провинцией"... Пожалуйста, но после этого, конечно, Пионтковский уже не среди демократов. Выбор идёт не между "западниками" и "антизападниками" в потреблении. Самые гневные "антизападники" всё-таки предпочитают потреблять по-западному, а не по-восточному, и отдыхают во Флориде и Ницце, а не в Китае или Северной Корее. Выбор идёт между западниками и антизападниками в истреблении: человек всерьёз принимает военную пропаганду Буша и пр.? Тогда это "западник истребления", и он так же потенциально опасен, несмотря на свой утончённый английский и высокий интеллект, как тупой российский антизападник-черносотенец.

*

Заседание «Общественной палаты». Валерий Тишков, Андраник Мигранян, Александр Ципко, - сидят трое кремлёвских пропагандистов и ожесточённо спорят между собой. Один говорит, что Россия великая, потому что религиозная, другой возражает: нет, потому что государственническая! Один говорит, что Россия так же велика, как СССР, другой возражает: нет, Россия величественнее! Чистая кин-дза-дза: «Я господина Пу очень люблю!» - «Нет, я господина Пу ещё больше люблю!» И все при причиндалах: один – бывший работник идеологического отдела ЦК КПСС – «философ», другой – апологет империи – «этнолог», причём ещё добавлено «учёный-этнолог». Чтобы не спутали ненароком с обычными этнологами, которые не из танка изучают этносы. О разнице между этнологом и директором советского института этнологии забыто. И вот Валерий Тишков возмущается: мир ненавидит Россию «отчасти по инерции холодной войны, отчасти из-за неизжитой потребности иметь большого врага и угрозу как средство консолидации собственных обществ» (Газета,  29.5.2007, с. 3). Вот не было бы России, и американские штаты, не имея, кого ненавидеть, опять пустились бы воевать друг с другом. Надо срочно научить ганцев и сомалийцев ненавидеть Россию, тогда они перестанут воевать друг с другом.

*

На сайте Евг. Берковича в "Еврейском журнале" №14 http://rjews.net/berkovich/ - 2002 - Наталья Гельман из Иерусалима сокрушается: "В одной из самых любимых и самых уважаемых в России радиостудий, радиостудии "Эха Москвы" Матвей Ганапольский, Павел Фельгенгауэр обрушились на Израиль: мол, сами виноваты, что их взрывают, сами террористы и пр. Вольно ж делать себе - в нарушение заповеди - кумира из "Эха Москвы", а потом разочаровываться в этом кумире! Обычные советские журналисты, не замеченные в особом свободолюбии, разве что (по слухам, я-то не слежу, хотя Фельгенгауэра знаю и не терплю по его статьям) любящие пофрондировать. Как и на ТВ-6, кроме Хрюна со Степаном - ничего. Новости - казенные, даже сюжет про "тоталитарные секты" позорно прошел. Катастрофа дома в Москве - так в сюжете показаны только несчастные люди, которые в доме живут, и нет ни лица Лужкова или хоть кого-то из боссов, нет ни мнения юриста - как бороться с большевистской нечистью, нет даже информации о том, что же это там такое роют, что дом почти упал.

*

"Московские новости" после небольшого - как курица летает - подъема в конце 1980-х опустились до чего-то вполне невнятного, но теперь грохнулись ниже некуда: Эрик Соломонович Котляр, авторов романов про героизм московской милиции, главный редактор газеты "Столичный криминал" (не обманывайтесь, это не про мэрию) опубликовал в "МН" в феврале 2006 г. гневную статью: азиаты захватывают московские дома и выдавливают коренных москвичей из их квартиры, причем за квартиры сами не платят - за них платят "районные диаспоры". Фамилия, повторяю - Котляр. Отчество - Соломонович.

А в Гагаринском районе Москвы судья не выдержал и выгнал из помещения адвоката неправительственных нацистов, он же - член Русского Общественного Движения (РОД) Матвей Цзен.

Пост-советский нацизм... Штильмарк, Цзен, Котляр...

*

"Известия" погрузились еще на пару сантиметров. В приложении "Наука" (12.7.2002) у них Глеб Павловский с очередной апологией подлости и антизападническим стебом и огромное интервью с Федором Кондратьевым из Сербского, который защищает Буданова. А ведь этот Кондратьев хорошо знаком тем, кто занимается религией: он делал экспертизы по "сектантам", заочно причем, доказывал, что мунисты-сайентологи и пр. психопаты. Причем непрофессионализм даже в теории: "Но и убийцу кто-то должен выслушать и даже пожалеть. Для нас, врачей, не стоит вопрос: виноваты ли они в том, что совершили?" Ему говорят, что он верит Буданову на слово (например, что девушка была снайперша, что она ему сказал, будто убьет его дочь). Кондратьев: "Эксперт все анализирует в системе ... То, что рассказывал Буданов, - классическая острая реакция". Вот если бы Буданов не взорвался, это была бы шизофрения, а он не шизофреник, тогда бы он был симулянт. Хитроумно! Но не опровергает того простого факта, что девушка не говорила по-русски и, следовательно, Буданов все-таки лжет. Причем Кондратьев обобщил так, что теперь все военные преступники могут спать спокойно: "Участник боевых действий испытывает мощное полифакторное стрессорное воздействие. ... Это приводит к так называемым "комбатантным" изменениям личности - обостренному чувству справедливости, тревожности, ранимости, аффективной нестабильности, ощущению вины и опутошенности, склонности к агрессивному и саморазрушающему поведению. Этот комплекс военные психиатры определяют как "боевое стрессовое расстройство". Его клиника может достигнуть уровня, исключающего вменяемость". Непонятно, правда, почему у Буданова было не саморазрушающее поведение, а поведение, разрушающее других.

*

Минкин критикует власти за коррупцию в связи с увольнением ген. Трошева - мол, поздновато, увольнять надо было раньше, за то, что под его руководством армия "никак не победит кучку отщепенцев" (Моск. комсомолец, 20.12.2002). Трошев кажется после этого куда симпатичнее Минкина, потому что Трошев прямолинейный, а Минкин - вроде бы демократ и антисоветчик, рекомендует слушать Галича и Окуджаву. Но вряд ли бы Галич и Окуджава сочли, что происходящее в Чечне - попытка усмирить "кучку отщепенцев". Слово "отщепенец" использовали как раз для характеристики Галича и Окуджавы. Характерный для постсоветской журналистики ход: под видом вольнодумства запустить (невольно, надеюсь, и без приказа свыше) такой крючок, чтобы человек счел естественным продолжение чеченского кошмара и мечтал бы, чтобы кошмар этот велся решительнее и деловитее.

*

"Там, в телевизоре — сплошные монстры и идиоты, к которым грудной (да и десятилетний) не может относиться с иронией. У них нет защиты. Они впитывают. И для них безумные образы ТВ - это картина мира. Там нет Бога, нет книг, нет человеческого языка и почти нет нормальных эмоций. А потом настоящий мир кажется им тихим, серым и скучным, и они начинают раскрашивать его, нюхая и глотая что попало, лишь бы этот тихий и серый стал немножко похож на тот яркий и громкий, который они привыкли видеть в ящике" Минкин (Новая газета, 11.1.1999).

*

Вл. Котляров. Журналисты, спасите Россию. - Независимая газета. - 2 июн. 2001 г. С. 15. Письмо из Парижа: "Понятая как беспредел, нынешняя "свобода", действительной свободой не являющаяся, привела к общей глубокой аморальности ... Свобода - это максимальные самоограничения при минимуме внешних. Увы, в России все наоборот. Свобода - это понятие нравственное! Спасите Россию, господа журналисты, вы проводники идей в массы!" Автор, кажется, известен эпатажностью -- может быть, это сарказм? Декларировать внутреннее самоограничение и предлагать его достичь через зомбирование журналистами... На этой же полосе Владимир Бурлак из Харькова доводит миф о чеченской угрозе до предела -- может быть, тоже стебется? - "Если бы русские батальоны не пришли в сентябре 1999 г. на помощь народу Дагестана, то через год-два ... потери россиян составляли бы не около 5 тысяч, а в 10-20 раз больше". Басаев убил бы сто тысяч русских? Cool... И вдруг опять топос головы: "У 4 заложников из Великобритании в 1999 г. были отрезаны головы".

*

Скандал: Академия Наук выпустила приказ, требующий от ученых докладывать о контактах с иностранцами. Забавно, что вице-премьер заявил, что такого приказа не могло быть -- но приказ оказался, и защищают его "академики" (советские) двумя советскими железными аргументами (абсолютно противоречащими друг другу): (а) ничего страшного мы не требуем и (б) это страшно, но это страшное есть на Западе, мы лишь повторяем тоталитаризм Запада. Самое же примечательное - что "Известия" (1.6.2001) опросили нескольких ученых, которым отчитываться, отзывы у всех нерадостные, некоторые оправдывают начальство, но любопытно, что все выступают анонимно. Взрослые люди, со степенями, с привычкой чистить зубы и подтираться туалетной бумагой - а навыка подписываться-то и нет. Люди без имени. Живые трупы в нашей труппе. Труп уже есть, а надгробия еще нет. Хуже только иметь видимость имя - как "академик Николай Платэ", который говорит: "У меня нет даже следов такого ощущения, что от усиления контроля могут пострадать контакты". Вот вроде бы имя и фамилия, должность - обозначены, а ведь псевдоним, прикрывающий пустое место

*

Вообще-то вранье самый глупый грех, ведь никого обмануть нельзя (кроме тех, кто хочет обмануться, а этих обманывать противно). Вот "академик" Геннадий Месяц (Известия, 1.6.2001) объясняет, зачем ученые должны сообщать в академию о своих контактах с иностранцами: "Академия получает 7 млрд рублей в год. ... И государство вправе спросить: ребята, а насколько вы их эффективно используете?" И в том же самом тексте -- от "ребят" требуют сообщать, в какие иностранные институты они посылают просьбы о грантах. Что, они пишут заявки на казенной бумаге? А если из дома? Нет, ясно, что ответил бы Месяц: государство дало людям бесплатное высшее образование, дало им марку, государство вправе... Теология нищеты: когда ободрали до кожи, остается взимать налог за имя, которое человек носит. ЗАГС это имя зарегистрировал, следовательно, государство вправе... Теология богатства: человек платит за свое имя (марку фирмы), платит по своему желанию.


*

Конвертация большевизма. Академики Георгий Георгиев (Ин-т биологии гена), Вадим Иванов (Ин-т биооорганической химии) и Евг. Свердлов (ин-т молекул. генетики) предлагают считать, что каждый, кто бесплатно учился в ВУЗе, получил в кредит 40 тысяч. Если человек 15 лет после окончания вуза остается в России, считать, что он ничего не должен. А вот если он эмигрирует, то требовать с него всю сумму. Впрочем, разрешить краткосрочные стажировки-командировки (Известия, 12.7.2). Очень глупое предложение: с какой стати после 15 лет прощать такую сумму? И вообще, надо это дело развить в систематическую систематизированную систему. Родился - в карточке делается отметка: должен правительству 5 тысяч долларов. Пошел в школу - задолжал 20 тысяч долларов. Умер - долг переходит к наследникам. Если, конечно, при такой системе, у кого-то еще останется охота рожать. Зато всякого можно будет посадить как неправильно хозяйствующего субъекта: задолжал тут, задолжал там...

*

Свидетельством имперской психологии является отождествление советскости с Советской империей. Выступая в Гарварде в 2004 году, Путин обиделся: почему в США все еще есть советологи, коли Советского союза давно нет? А ведь советская власть образовалась за пять лет до создания СССР. И никуда она не денется до тех пор, пока народ имеет право лишь советовать власти, куда расти.

*

Директор первого телеканала Константин Эрнст (Известия, 11.9.2002): "Традиционно в России интеллигенция была в оппозиции власти - интеллигентный человек должен ругать власть и ей противодействовать. Учитывая это, я всегда привожу такой пример: горит дом, кричат дети, а рядом стоит интеллигент и наблюдает, чтобы потом свидетельствовать об этом преступлении, вместо того чтобы вытащить детей из огня".

Эрнст, конечно, не интеллигент, а интеллектуал - то есть, тот, кто стоит с телекамерой у избы, которую поливают из огнемета спецназовцы, и сообщает, что это грузинские террористы подожгли. И при этом старательно следит за тем, чтобы в кадр не попала толпа пожарных, чиновников и холопов, которые не только радуются пожару, но и держат за руки и за ноги интеллигента, рвущегося погасить пожар и, хохоча, сообщают ему: "Глупый, какой же это пожар - это ликвидация очага терроризма".

*

Интервью Никиты Михалкова (Лит. газета, 6.11.2002) с призывом: "Пришла пора прибрать страну" (так и называется). Вспоминается "санация" Пилсудского и, конечно, опричники с метлами. Враг при этом сравнивается с испражнениями - отсюда возможен выход в терпимость, ведь не "фекалии" оскверняют человека, а призывы "прибрать".

*

Ничего себе мифы гуляют в головах! Анна Шамбурова в "Новой газете" (23.6.5): "В 1996 году одного миллиона подписей против войны в Чечне хватило, чтобы её остановить". Сколько лет г-же Шамбуровой? Если она, предположим, только закончила институт, то 22, тогда в 1996-м ей было 13-ть и она не может помнить, почему Ельцин уступил чеченцам. Но откуда она вычитала про мифический миллион подписей и ещё более мифическое влияние этих мифических подписей?

*

И в том же номере "Новой" чрезвычайно против не только усердное поливание грязью демократической Украины, но и усердная, системная забота о ландскнехтах - "контрактниках" - которые, бедняжки, в Чечне не получают всех обещанных им денег. В этот раз еще одна пахучая деталь: обиженные вояки, которые польстились на 1200 долларов в месяц, которые смертельно боятся собственного начальства, равно как и чеченцев, раньше служили во "внутренних войсках". Надзиратели, привыкшие издеватьства над бесправными заключёнными, вдруг сами стали жертвой издевательств. Все естественно! Майор В.Измайлов: "Военнослужащие - сегодня самая незащищённая часть российского общества" (Новая газета. - 23 июня 2005 г. - С. 17). Не бизнесмены, не дети, не женщины - а вот эти раскормленные, наглые, матерящиеся, бессовестные садисты с автоматами в руках, за квартиру, да и просто так готовые вспороть живот любому встречному. Вот оно - самое страшное порождение советской жизни: жалеть тех, кого нужно помиловать - предварительно судив, разумеется.

 

Демонстрация злобности: шовинизм

Империализм России наиболее важен не на высотах власти, а у тех, кто считает себя свободолюбивым демократом. "Новая газета", постоянно критикующая номенклатуру, тем не менее периодически грешит обычным расизмом (стращая читателей "жёлтой опасностью") и "национальной гордостью великороссов". "Оранжевая революция" на Украине в этой газете всё время изображалась презрительно. Евгения Пищикова опустилась до того, что бранит киевского официанта - путает слово "горбушка" со словом "буханка". "Большое, сложное, небогатое государство, в котором до пяти миллионов мужчин находятся на заработках на Востоке, а до миллиона женщин - на Западе" (Пищикова Е. На Украине Европы // Новая газета. - 31 марта 2005 г. - С. 7). На Ющенко выливается вся желчь (неважно, справедливо или нет), которую не смеют вылить на Гайдара и его команду. Не смеют не потому, что Кремль не велит. Кремлю безразлично. Не идолов, в которые превратили (неважно, справедливо или нет) членов этой "команда". Поклонение даёт возможность чувствовать себя демократами, к тому же гонимыми. Но не так важно, кому человек поклоняется, как кого человек пинает. Если человек поклоняется Христу, а пинает ближнего, он - нехристь. Если русский поклоняется демократии, а пинает украинских демократов, ему не стоит обольщаться на свой счёт.


*

Валерий Тишков, директор государственного института этнологии, критикует "Американский комитет за мир в Чечне", в который вошли более ста известных американцев из числа ученых, бывших политиков и дипломатов:

"Хотя внешние цели комитета объявлены как содействие миру и стабильности в регионе, а также забота о правах человека, но практическая деятельность этой организации направлена на противодействие восстановлению российскими властями контроля над регионом вооруженного сепаратизма и доведение до конца сецессии Чечни, которое уже казалось завершенным после Хасавюртовского соглашения в 1996 году. Вся исходящая от этой общественной организации информация по Чечне носит односторонний и даже намеренно искаженный характер, начиная с утверждений о якобы более чем 200 тысячах погибших чеченцев из числа гражданских лиц, о демографической катастрофе и 80% безработных в Чечне. Легитимные власти в республике намеренно не признаются, а федеральная программа постконфликтной реконструкции в республике замалчивается или третируется" (Тишков В. Антропология НПО // Новое литературное обозрение. - № 39. - 2005. - С. 31).

Тишков вторит Путину: оказывается, в России есть общественные организации, которые ведут "джихад против России на её собственной территории" (с. 31).

*

 

Предвыборная агитация ноября 2003 года. В метро плакаты Явлинского - в числе прочего, партия за повышение мер безопасности на улицах и в общественном транспорте. Это что, при входе в троллейбус теперь будут отпечатки пальцев брать? Да, нелегкий выбор между Чубайсом и Явлинским-Минкиным... Один хочет либеральной империи с возрождением армии в Чечне, другие, видимо, хотят возрождать армию на улицах Москвы.


22 ноября 2003 г. Украина отмечает 70-летие массового голода, унесшего жизни миллионы жителей страны. Посол России на Украине Виктор Черномырдин заявил: «Извиняться мы ни перед кем не собираемся». Он полагает, что, поскольку плохо тогда было всем жителям СССР и трагедия «не коснулась только Чукотки и северных регионов, потому что там нечего было забирать», постольку «России нужно и так в ноги поклониться, что она несет этот крест». Назвав СССР крестом, Черномырдин оскорбил коммунистов. Назвав Россию Христом, он оскорбил Христа. Иисус был праведником, отдавшим Cебя за жизнь мира, а Его сравнивают с людьми, которые озлоблены на весь мир, считают, что им хуже всех, хотя они лучше всех и ни за что не отвечают. Иисус взял на себя грехи всего мира, тогда как Россия – в интерпретации Черномырдина, да и слишком многих его единомышленников и соотечественников – не желает нести даже собственные грехи. Иисус пришел спасти избранный народ, чтобы затем были спасены и все остальные народы, не теряя своей независимости и оригинальности, а, наоборот, развиваясь и возрастая в свободе. Российские квази-патриоты не пришли, а уходят и хотят, чтобы все остальные народы покорно следовали за ними, не блея, отдавая шерсть, мясо, рога и копыта в количестве… ну, сколько есть, столько пускай и отдают. Христос воскрешал людей, а эти – претендующие нести крест – состояли в одной партии с теми, и единомысленны по сей день с теми, кто хладнокровно устроил искусственный голод, чтобы уничтожить возможный очаг сопротивления людоедскому режиму. Иисус пришел спасти все народы, а эти до сих пор не поняли, что украинцы – это отдельный народ. Одно утешает: Черномырдин так же не имеет права говорить от имени России, как римские солдаты не имели права говорить от имени распятого ими Богочеловека. Украинскому народу – сочувствие, покаяние и соболезнования, Богу – слава, а тем, кто считает, что подобен распятому Христу, радостная весть: вовсе вы не распяты, вы уж скорее готовы пораспинать еще, если будет случай, но случая – не будет, уж это мы у Бога вымолим.

 


Алексей Симонов (Новая газета, 23.12.2002) отмечает, что угрозу свободе печати составляет и переход их к иностранцам: "это значит - уйти из социально значимой ниши, так как иностранные инвесторы, как правило, стараются держаться подальше от общественно-политической тематики".

*

Юрий Снегирев в "Комсомольской правде" от 16.1.2002 - прямая проповедь расизма устами депутата Старицкого райсобрания Александра Шиткова: мол, "недавно чеченцы попытались протолкнуть через нас проект мусульманского кладбища. Пока мы дружно его зарубили".

*

Осатаневший человек способен на многое даже, если у него в руках только алфавит. Пропагандисты отстоя дружно обвинили испанцев в трусости за то, что те хотят вывести войска из Ирака - уступили-де террористам. Этой претензией на храбрость отличаются, конечно, именно люди, которые сломаны напрочь, которые боятся даже собственной теми, боятся Лужкова, Путина, боятся самоуправления, бояться остаться без попечения дворника, бояться в жэк пойти поскандалить, боятся порог бесплатной поликлиники переступить, чтобы не быть выруганными. Эти наследники тех, кто породил Сталина и пытается породить его опять - и выходит, надо сказать, что-то вполне адекватное - любят упрекать Европу, что она пошла на сговор с Гитлером.

И вот Александр Будберг из "Моск. комсомольца" в числе прочих что-то брякнул про испанцев в свойственном "МК" особо развязном стиле, ему Хавьеро Томэ из "Диарио де Леон" ответил на уровне Будберга же: "В России - только что выбравшейся из грязи для того, чтобы свалиться в канаву, ... превратившейся в сломанную игрушку, чье самое заветное желание превратиться в огромный преступный рынок, - помолчать стоит многим".

Что тут с Будбергом стало! И он превзошел самого Ж.: "Испанцы еще неоднократно получают уроки от "Аль-Кайеды". Трусов и слабаков бьют до тех пор, пока они не дают отпор. ... Наша страна положила 26 миллионов своих граждан, чтобы разобраться с Гитлером. Гитлером, который возник из европейских политических игр 30-х годов и который подмял всю эту Европу под себя. ... Советский Союз освободил континент. И до фашистского выкормыша Франко не добрался только потому, что ему помешали англичане с американцами" (Мк 3.4.4, с. 3).

Советская пропагандисткая риторика возрождается без всяких указаний начальства, просто от пустоты и трусости. В этом отличие путинизма от сталинизма, который создавался как побочный продукт энтузиазма и идеализма.

*

 

"Врагов можно уважать, но защищать их нельзя" (Латынина Ю. критикуя сторонников мира в Чечне, цит. по: Мих.Калишевский, Иностранец, 9.3.2004, с. 7). Прямо наоборот: врагов невозможно уважать, кого уважаешь - тот друг. Стычки аристократов друг с другом были войнами друзей. Врагам барам были крепостные. Но защищать врагов необходимо. Это и есть - побеждай зло добром. Впрочем, все это к чеченскому вопросу не относится, потому что главный враг "российского народа" вовсе не на Кавказе.

В один день в двух достаточно полярных газетах (Общая газета и Независимая газета, 3.2.2000) две статьи против исламского экстремизма: Рамазан Абдулатипов в первой, Хашим Ибрагимов во второй.

МАРГИЛЕНЦИЯ

 

Из огромного моря современной газетной эссеистики, так или иначе возрождающей великую традицию предреволюционной русской мысли, торчит как мачта корабля статья А.Галковского "Андерграунд" в "Независимой газете" в ноябре 992 года. Она и была рассчитана на эффект - иначе бы редакция не стала уделять две полосы под обычное эссе ("опыт о человеке", позволю напомнить первоначальное название этого жанра). Эффект разорвавшейся бомбы? Может быть - в среде того "советского истеблишмента", который автор окрестил "андерграундом", изничтожил, оплевал и так далее. Вроде бы повторено то, что сказал Мережковский: "Хам пришел", но повторено так крепко, так точно схвачены реальные черты хама, и устроена ему такая хамская вселенская смазь... Но среда торжествующего хама -достаточно замкнута, и о ее реакции мне знать не дано. Как историк - и, следовательно, немножечко социолог - почти уверен, что обличаемая элита отреагирует правильно: молчанием. Такова лучшая стратегия обвиняемого на всяком допросе, таков единственный способ сколько-нибудь обеззаразить любые обвинения - в стукачестве ли, в безграмотности ли, в краже ли. Как спорить с человеком, который нагадил на твоем обеденном столе? Если не можешь его выставить из дома и не можешь уйти - молчи. Начнете спорить - вас же он полгода спустя на смех поднимет: не умеете отличить фекалии от филиппики.

Статья произвела сильнейший эффект, однако, в той среде, от имени которой выступает Галковский - в среде маргинальной. Возмутились отверженные. Гуинплена освистали лорды - Галковского освистывает прежде всего чернь. Это-то что за эффект? Ведь все его обвинения справедливы, и надо бы радоваться, что кто-то сказал - или, точнее, свистнул - правду. Не в первый раз, конечно, но свистнуто не средне, а очень даже изрядно. Не просто сказано: вся "элита" современного русского общества - сволочи, суки и мразь, совершенно несправедливо зажирающие век людей талантливых, а сказано в превосходнейшей степени. Но зажираемые - возмутились: смердяковщина-де, гордыня сатанинско-подвальная (действительно: давненько уже никто про себя так не писал: я - гениальнее всех, и пошли прочь с дороги!). Те, от имени кого свистнул Галковский - зажимают носы и уши, отворачиваются, знать его не хотят. Но единственный вразумительный довод, который приводят в оправдание своего отвращения: то, что обруганы не только подлинные мерзавцы, но и заветные кумиры, облегчавшие интеллигенции жизнь, а вернее - украшавшие подавленное ее прозябание: Николай Бердяев и Сергей Аверинцев.

"Эффект Галковского" отвратителен - он отвращает от себя союзников, потому что говорит нечто непосильное им. Слишком многие узнали себя в Галковском - и их стошнило. Потому что, прежде всего, это эффект подонка, который плюет на других подонков. Неужели мы - сидящие в подполье, невостребованные, неангажированные, мнящие себя умнее, лучше и чище - неужели и мы на самом деле просто глупы, так же глупы, как и те, кто на самом верху, как и сидящий внизу Галковский? "Не всякий, кто бит нагайками - революционер", - сказал Алексей Пешков. Неужели и в нашем случае все дело в элементарной логической ошибке? Не всякий, кто против подлецов и глупцов - честен и умен, - вот, Галковский же... Может быть и я... того... Может быть, и все мои ненапечатанные книги такой же вздор, как характеристики, данные этим философом Аверинцеву и Бердяеву? А какой-нибудь совсем юный маргинал еще и усомнится: а что, может про Аверинцева с Бердяевым и про масонов - того, правда?..

Галковский абсолютно прав: Россия - страна, где подполье стало верхом. Но как же он примитивен, выводя из этого, что революция была механическим переворотом, что верх и низ просто поменялись местами. Россия - страна подпольная от крыши до погреба. И потому положение в социальной системе - отвержен ты или обласкан - ничего не говорит о том, умен ты или глуп, холоп ты или свободен, творец или потребитель. А вот то, что в сердце у тебя злобная зависть, - верный симптом состояния анти-творческого, разрушительного, анти-умного. Но у какого маргинала в сердце нет этой злобы на мир, в котором печатают - не нас, за границу зовут - не нас, не нас любят и даже плюют не на меня. Вон, Галковский хотя бы ругательные о себе рецензии десятками меряет, а ты - сам себя не оплюешь, так и сидишь чистенький как Михалков.

Более того, по самосознанию интеллигенция России не делится на элиту и подполье - или на "элиту" и "андеграунд". Лауреаты и звезды, богатые и бедные, преуспевшие и затертые, - все в равной степени считают себя униженными и оскорбленными, профессионально посвящая себя зависти и злобе. Всем недодано: и ректору какого-нибудь очередного "гуманитарного" университета, выросшему на партийной халяве, и физику-кочегару, выросшему на халяве жэковской. Оба считают возмоможным красть у казны и сограждан, оба - борцы с истеблишментом, оба - смердяковы.

Только подлинная сила всякого эффекта не может быть в одной вони и злобе. Они - лишь оболочка, которую разрывает иное чувство, причастное подлинному бытию и потому динамитных свойств. И эффект Галковского - в отчаянной, могучей любви и вере. Вот то, что провидел и что любил Достоевский в самых мерзостных своих героях: и они - люди, обычные в своей жажде необычного. За этой всхлипывающей гордынькой ("Я умный, я хозяин, я хороший) - всего лишь пронзительный крик: "Полюбите меня! Я нуждаюсь в вашей любви! Я умру без нее!" А за постоянной оглядкой на Запад - трогательная в своей нелепости вера в то, что есть где-то норма, есть дом, где подполье - внизу, а чердак - вверху. На самом-то деле - последняя правда сказана Христом: "Весь мир во зле лежит". И в Англии, и в Сингапуре "во всех цивилизованных странах", и в дореволюционной России - вовсе не лучшие правят и вовсе не самые талантливые получают самые большие гонорары. И кто винит нынешних правителей России в ничтожестве, кто полагает, что на Западе есть "великие", "умные", "знающие" - очень сильно ошибается; и там у руля - ничтожества. Для того они и завели демократию с цивилизованностью, чтобы и с ничтожествами кое-как выгребать.

Ибо нет ничтожеств в ничтожном мире. Но и не "все черненькие, все прыгают". Все - люди, и высшая степень интеллигентности, ума и благородства - в евангельской заповеди: "Любите врагов ваших". Умных и глупых, достойных и недостойных, ничтожных и чтожных - любите всех, ибо все - ваши враги, все могут в любое мгновение запрезирать вас и ударить вас, и нет человека, который мечтает спасти вас. И возрастай потихонечку - от веры в кисельные берега Темзы и молочную справедливость Гарварда до веры в Бога, любившего людей, распятого людьми и все же до конца и после конца Соединяющего божественную Свою природу с человеческой. Ты плюешь в человека, хотя знаешь и чувствуешь, что попадаешь в самого себя, а ты согласен быть оплеванным? Тогда не плюй в человека, потому что ты попадаешь - в Христа.

*

Михаил Золотоносов (Московские новост, 24.9.2) описывает развитие Дм.Галковского: довольно типична. Начав с антикоммунизма и обличений номенклатуры, закончил "консерватизмом" "Нового мира": антилиберализм, антиамериканизм, долой "гиперинформационное общество", интернет и чрезмерную свободу. Золотоносов рецензирует публикацию Галковского в журнале "Новый мир" (до 1990 г. журнал, считавшийся ЦК КПСС "либеральным"). В этом же журнале "Рената Гальцева одними из главных врагов России назвала либерализм и свободу, обвинив их в антипатриотизме, и в анархическом стремлении разрушить государство. То есть в том же самом, в чем Галковский обвинил Интернет".

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова