Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СТРАНА ДЕЗЕРТИРОВ

МИЛИТАРИЗАЦИЯ

* * *

Тут церковный вариант.

*

*

«У нас завтра большой парад!
Представляешь, Солдаты… организации… в общем все, как в Советские времена. Даже на душе теплее стало. Повеяло молодостью… Я тоже пойду… посмотрю..
У нас стал возрождаться патриотизм.. Люди стали гордиться тем, что живут в России».

Классический образец милитаризма. Первая компонента: человек агрессивно убирает из числа воевавших с нацизмом всех, кроме сверхчеловеческой абстракции - России. Он исходит из материалистического, количественного представления о мире - кто больше, тот главный. Он не говорит, что победили Америка, Россия, Грузия, Армения. Победитель - Россия. Не русский народ - ведь русские сражались и против России в той войне.

Вторая компонента: само существование себя доказывается военной победой этой абстракции. Человеку "теплее". Хотя горячую воду, весьма вероятно, у него уже отключили. Это экстравертность солдата: "Оно победило, следовательно, я существую". Личные победы, которые есть в жизни любого человека, при этом игнорируются - и если не будет военного парада, человек впадёт в уныние.

*

В 2008 году на 9 мая одновременно Россия наслаждалась фильмом "Отец солдата" про грузина, берущего Берлин под красным знаменем, и грозила грузинам оружием.

*

Война в Чечне была высшим актом легитимации Ельцина. Ельцин победил Горбачёва как более воинственный генерал побеждает менее решительного. ГКЧП был обречён на неудачу, потому что у его организаторов дрожали руки и, что хуже, это дрожание было видно на телеэкране. Путём естественного отбора у власти оказались люди, у которых не то что руки дрожать не способны, - у которых и ресничка не шелохнётся, даже если переедут автомобилем родную внучку и пару австралийских коал впридачу. Примечательно, что о дрожании рук Яннаева отзывались (вполне штатские интеллектуалы) пренебрежительно, проявляя психологию вполне милитаристскую: "Слабак...".

*

Радуется Вл.Смирнов (Труд, 14.10.1999): "Смерть отброшена за Терек". Обнажается жажда бессмертия, которая — на самом деле — ведет людей в бой, а вовсе не жажда справедливости и, тем более, не жажда спасти от смерти другого. "Войскам даны особые права — проводить задержания, проверки, допросы всех подозрительных лиц без санкции прокурора. И не надо псевдогуманистам сокрушаться по этому поводу. Благодаря всем этим жестким мерам контроля над частью вотчины бандитов матери уже вряд ли будут получать от боевиков отрезанные руки сыновей — и таким образом нелюди "поторапливали" ставропольцев с выплатой выкупа". Отличный образ военной пропаганды, когда главным гуманистом изображется господин полковник, о враге сообщаются всевозможные небылицы, никем никогда не подтвержденные, и всячески уводят читателя от ответа на вопрос, каким чудом сможет механизм насилия остановиться ровнехонько на чеченцах, не зацепив своих. В том же номере той же газеты старый коммунистический лозунг сформулирован на блатном жаргоне: "Есть такая профессия — Родину зачищать". Любопытно, что даже те журналисты, которые усердно восхваляют Путина, все-таки время от времени брезгливо упрекают его за использование слова "мочить" вместо "осуществлять боевые операции". Поэтому люди и боятся перевода богослужения на современный язык — предпочитают, что слова скользили по коже, не проникая до сердца.

*

Президент 15.10.1999 подписал, оказывается, указ №1366, разрешающий посылать на фронт солдат любого времени службы (это было запрещено в мае 1996 г.; см. Труд, 23.10.1999). "Труд", вообще настроенный античеченски, дал слово представителям солдатских матерей но и генералу Генштаба (анонимному, что кажется безнравственным), который заявил, что "война, даже если называть ее антитеррористической операцией, все равно остается войной. Какая, к чертям, антитеррористическая операция, если в ней принимают участие воздушная армия и реактивные системы залпового огня? Ну и представьте, что 22 июня 1941 года мы стали бы на передовую посылать только добровольцев ... Поверьте, при нормальной постановке дела шести месяцев достаточно, чтобы из юноши сделать военного". Хорошо проговорился: значит, чеченцы опять попали на одну доску с гитлеровцами. А генерал-то трус, побоялся назвать свое имя.

*

К вопросу о трагедии в Грозном. Оправдания размножаются как кролики. А.Веклич ото имени военных заявил, что федералы провели спецоперацию, ликвидировали склад боеприпасов у рынка, причем "по данным разведки" "мирные жители в результате этой операции не пострадали" (Труд. 23.10.1999). Руководитель чекистского пресс-центра Зданович заявил, что на рынке скопилось столько оружия, "что мог произойти самопроизвольный подрыв боеприпасов".

*

Хороша военная пропаганда наших милитаристов, оплотом которых из газет является "Независимая". А.Хатуев (29.10.1999): "В результате точечных ударов штурмовой авиации горят целые жилые кварталы". Это все равно, что сказать: орудуя скальпелем, хирург раскроил череп больного топором.

*

Статья Эрлена Бернштейна - "Новое время", №43, с. 32 - "Научный прогресс как Божий промысел" "Хиросима и Нагасаки -- это оптимальный способ провеки, минимальная плата за то, чтобы научиться пользоваться атомным оружием ... Кощунственно звучит, но ведь едва ли следует представлять себе прогресс как монотонное движение по восходящей", нерациональны, ибо никто не знает будущего и не знает, действительно его не решатся использовать или нет. Наши, российские генералы, к примеру -- готовы его использовать, и уже одни их об этом заявления есть прелюбодеяние с сатаной. И все эти заявления, конечно, рядятся в рясы: тот же Бернштейн: "После акта сотворения Божий промысел, если он есть, состоит, в частности, в том, чтобы обеспечивать адекватную реакцию общества на неотвратимые научные достижения ... Атомная бомба уберегла человечество от неисчислимых бедствий, возможно, от деградации. А ее своевременное появление и введение в действие -- возможно, и от полного уничтожения". Бернштейн напирает на то, что изобрети бомбу позже, и началась бы атомная война, -- "Наука сделала это вовремя -- пусть прсят ей души сгоревших в огне атомного пожара, -- и началось великое ракетно-ядерное провостояние насмерть перепуганных обладателей бомбы. Чем не Божий промысел". И от коммунизма атомная бомба спасла -- Горбачев понял, что советская экономика не выдержала бремени ядерного противостояния. Наконец, наука "проникла в тайны поведения электрона, создав высокоточное оружие. С его помощью удалось "убедить" Саддама Хусейна остановить работы по созданию оружия массого уничтожения". И в Косово высокоточное оружие победило. Гимн науке - она-де создает новые потребности, и вот -- телевидение и интернет. Как будто бы наука изобрела потребность в информации и общении! А такая наука требует межнациональной экономики. "Наднациональная экономика постепенно лишает войны главной, статусной опоры -- государственности".

*

Елена Владимировна Митасова, преподаватель Военного университета Министерства обороны: «Участники 1-й Чеченской войны перенесли самый тяжёлый посттравматический срыв, потому что все газеты тогда писали, что эти мальчики – убийцы, что онои мирное население расстреливают. Но разве они убийцы? Их кто-то спрашивал – хотя они или не хотят?» (Как оживить выгоревшие души // Военно-христианский вестник. - №1, 2007. – С. 15).

Характерная психолога ошибка: в реальности газеты поддерживали войну в Чечне. Уж я-то знаю – я был одним из немногих, кто говорил, что там идёт геноцид и убийство мирного населения.

Попытка снять с солдата вину за убийство, ограничив убийство лишь сознательным, по своему решению, по своей воле лишением жизни другого, может быть, хороша для психологической реабилитации. Но хороша ли она для жизни в целом? Такая реабилитация не станет ли индульгенцией на следующую войну? И уж, конечно, скверная психологическая помощь – внушить человеку, что его «не спрашивали». Он приносил присягу – а мог не принести, мог отправиться в тюрьму. Из газет, кстати, хорошо известно, что большинство воевавших в Чечне рвались туда – как же, такая блестящая возможность и заработать, и прославиться, и реализовать подростковые мечты о самоутверждении через агрессию. Митасова, кстати, отмечает, что воевавшие в Чечне по призыву возвращаются туда как контрактники. Они так ничему и не научились. А она и ей подобными им помогли «реабилитироваться».

Называть «военную психологию» - «помогающей психологией» можно. Только это помощь убийце, а не потенциальной жертве. Наверное, и палачи Освенцима нуждались не в повешении, а в реабилитации. А вот убитые ими реабилитации точно не просили.

Митасова сокрушается: вот во время Второй Мировой войны (она говорит «Великая отечественная») была идея, и даже во время афганской войны «ребята понимали, что выполняют интернациональный долг». Она это блудословие считает «пониманием»? Тогда почему бы ребятам не утешаться тем, что они осуществляли проверку паспортного режима – так официально именовалась война в Чечне. Чем это блудословие хуже «интернационального долга»?

Главная ложь войны та же, что в любом грехе – якобы это зло совершается не ради себя, а ради ближнего. Это сатанинская карикатура на любовь. Татьяна Мигунова, в Чечне была медсестрой, о москвичах: «Им вообще нет дела до того, что кто-то там где-то за них умирает» (Как жить после войны // Военно-христианский вестник. - №1, 2007. – С. 17). Тут она вспоминает про Бога и начинает бороться со злостью. А не со злостью ей надо бороться, а с ложью в себе – никто в Чечне не умирал за москвичей. Умирали за деньги, за инфантилизм, за возможность не думать и не отвечать ни за что. И всякий убийца убивает не потому, что «ему не оставили другого выхода», а потому что грешит. Мигунова в Чечне вопрошала Бога: «Почему на войну мальчики приходят такими жестокими?» Она бы ещё спросила, почему к проститутке мужчина идёт такой возбуждённый. Путаются причина и следствие: мужчина возбуждается от мысли о проститутке, «мальчик» идёт на войну, потому что жесток.

С военными точно та же проблема, что с гомосексуалами. Они пытаются примириться с Богом и с собою без покаяния. Блудил – а теперь, Боже, утешь меня, но только не надо требовать, чтобы я больше не блудил. Я убивал – а теперь, Боже, помоги мне успокоиться, только не надо требоваться, чтобы я больше не убивал. Добрый дядя психолог, помоги мне радоваться блуду и убийству, сделай с моей совестью что-нибудь, чтобы она не дёргала меня, а подбадривала на грех.

 

*

Сообщение "ФедералПресс":

"В начале сентября [2007] в одной из воинских частей, дислоцированных в Читинской области, сотрудники военной контрразведки обнаружили несколько тысяч экземпляров книг религиозной организации "Миссия Гедеона". Теперь этим делом займется военная прокуратура. Как отмечает "ФедералПресс", "в службе информации военного округа подчеркивают, что в последнее время в регионах и местах дислокации воинских частей СибВО активизировалась деятельность различных религиозных организаций, административно-финансовые центры которых находятся за рубежом. Эти организации вовлекают в свою среду военнослужащих, используя при этом изощренные методы и формы влияния, которые отвлекают личный состав от решения задач, стоящих перед Вооруженными Силами".

"Гедеоновы братья" распространяют одну-единственную книгу - Евангелие. Отвлекает, конечно, Евангелие, отвлекает... Хотя я бы не назвал Евангелие "изощрённым методом". Но у генералов, конечно, свои представления об изощрённости. Всё, что длиннее трёх букв - интеллектуальное чтение.

*

Милитаризм проникает все поры российской жизни и принимает иногда очень причудливые формы. Пример милитаризма бухгалтерского: Игорь Суздальцев, "президент российской организации специалистов финансовых рынков" при том самом Инвестсбербанке, который человек, склонный к скорочтению более, чем к инвестициям, воспринимает как Инвеститсбербанк.

"Война России с Америкой не может начаться, потому что она не кончалась. ... В 90-е годы нам внушили миф о возможности мирного сотрудничества России и США" (Суздальцев И. Доллар против рубля // Национальный банковский журнал. - Июль 2007 г. С. 59).

Кредо изложено: существует зомбирование - психологическая агрессия, когда мою душу завоёвывает враг. Этой агрессия надо противопоставить аналогичную, которая начинается с покаяния:

"Многие искренне верили в это и содействовали организации российско-американских контактов и бизнесов. Не скрою, и сам был грешен и в вере, и в старании".

Покаяние принесено, получены возможность и право зомбировать других, использую "политтехнологии", а попросту - пропаганду:

" В 2002 году выяснилось, что в лос-аламосских лабораториях сотнями изготавливаются новейшие ядерные боеголовки, что Россия находится в списке стран, по которым может быть нанесен ядерный удар, что американские ракеты по-прежнему нацелены на российские города, и все это способствовало окончательному протрезвлению. А наблюдаемое сейчас нами маниакальное упорство администрации США в развитии системы ПРО, якобы не направленной против России, уже никого не удивляет".

Фоменко что-то там сопоставляет, придумывает. Наивный человек! Писать историю можно без всяких придумок, достаточно воображения:

" После выхода наших войск из Афганистана в 1989 году США, по сути, подарили эту страну основного производства героина своему давнему союзнику по борьбе с Советами - Осаме бен Ладену. В обмен перед бен Ладеном была поставлена конкретная задача - подрыв непокладистых нефтяных государств и их европейских союзников путем массированной поставки афганских наркотиков. В СССР наркотики из мусульманского Афганистана шли через мусульманский Таджикистан, в Европу - через Албанию, мусульманский анклав в Европе. ... 24 марта 1999 года началась спецоперация по расширению коридора наркотрафика в Европу - отторжение Косово от Югославии и передача его под контроль Албании. План удался, бизнес бен Ладена пошел еще лучше. ... еракты 11 сентября 2001 года в США позволили американцам уже 8 октября 2001 года начать вторжение в Афганистан, создать плацдарм в Азии для будущих нефтяных войн и при этом отодвинуть бен Ладена от выгодного бизнеса".

Враг, в поте лица кующий против нас оружие, обрисован. Теперь призыв "всё для фронта":

"Россия не ляжет под Америку, вызов принят. И вот теперь о главном. Что делать? Ответ: Убить доллар США раньше, чем США убьют рубль и вместе с ним - государство-эмитент Российскую Федерацию".

Бред пьяного бомжа в вонючей подворотне? Стёб политрука, с похмелья накачивающего новобранцев? Это напечатано на шикарной бумаге в шикарном журнале, на который можно и в США подписаться. Это читает на завтрак холёный номенклатурщик - правительственный или "независимый".

*

"Известия" издеваются над оппозицией: "плюшевые радикалы": в них якобы сочетается "неуёмное желание устроить в стране потрясения" и "плюшевый менталитет" (11.5.2007). Вот, между прочим, отличие языка милитаризма от новояза. Новояз назовёт пацифиста милитаристом, министерство войны - министерством мира (или обороны; но "министерство обороны" есть такой древний новояз, что он даже не осознаётся как абсурд). Милитаризм издевается над "плюшевостью", воспевает "твёрдую руку", ценит "железную леди", а не "кутафью". Для нормального человека, который заботится лишь о сохранении своего пространства, было бы противоречиво одновременно критиковать "плюшевость" и желание "устроить потрясения". Для милитариста, логика которого опреляется желанием завоевать, это последовательная позиция: потрясения - часть военной операции, они должны быть (но, разумеется, должны быть обращены вовне, на соседа), и плюшевость при этом совершенно неуместна.

*

В номере "Новой газеты" от 16 апреля 2997 г. - восторженный (анонимный) очерк о журнале "Искусство войны", который издают "герои" необъявленных имперских войн последних 16 лет. Они жалуются: "Двадцатилетние ветераны в инвалидных колясках, оказавшиеся никому не нужными".

Я не скажу: "Я вас туда не посылал". Я скажу: "Я требовал и требую, чтобы вы никого не убивали". Почему я должен жалеть тех, кто выжил? А те люди - в том числе, мирные жители - кого они убили - их как и кто будет жалеть? "Наше прошлое замыливается. Давайте не дадим ему пропасть. ... Каждый, кто прошёл войну, должен оставит след о себе и после неё". Очень опасный взгляд! Кремль устраивает гламурный шабаш вокруг "дня победы", оппозиционеры Кремлю - шабаш вокруг несчастных, забытых Кремлём ветеранов. Только до штатских никому дела нет.

ТРУДНО НЕ БЫТЬ БОЖКОМ

Президент России призвал международные организации, ищущие пути к примирению Косово и Сербии, «не корчить из себя господа бога и решать за все народы все их проблемы». 

Президент хочет, чтобы лишь Россия корчила из себя бога. Иначе он сразу бы предупредил, что теперь Россия перестанет решать проблемы абхазов, молдаван, украинцев и т.п.    

C богословской точки зрения примечательно, что президент не имел в виду Бога Библии. Этот Бог никогда и нигде не обещал решить ни одну, самую маленькую проблему самого маленького народа. Бог Церкви обещает собрать все народы на Свой Страшный суд и поделить – не на хорошие и плохие народы, а на людей. Не народам, а людям будет дана чёткая оценка: милосердный или немилосердный, овца или козёл. После чего народы попросту исчезнут, и в рай отправятся не национальные команды, а стадо овец. Считать исчезновение русского, сербского и всех прочих народов решением их проблем, конечно, невозможно.

Значит, президент верует в какого-то иного бога. Это божество противоположно Христу, Который хочет, чтобы Ему подражали все. Христианина не раздражает, если кто-то поклоняется Христу и подражает Христу. Сторонник же антихриста считает себя единственным избранником и нервничает, когда кто-то кажется ему соперником в бесновании. Узок путь Христа, но на этом пути миллионы идут и не толкаются.

Широк путь, ведущий к погибели, но на этом пути даже двое человек не могут пройти и полшага, не обругав друг друга, не попытавшись спихнуть другого, чтобы единолично валяться в корчах. На узком пути в Царство Небесное могут идти бок о бок и американцы, и русские, и французы с китайцами, и все-все-все, и сообща будет лишь удобнее продвигаться. На широком пути в царство ненебесное вольготно лишь  антиамериканизму с антисемитизмом, ненависть к африканцам корчится в лад с ненавистью к китайцам, дружно режут и армян, и азербайджанцев.

Божество, поклонники которого лишь за собой оставляют право решать проблемы других народов – от тайги до британских морей, хорошо известно религиоведам. Марс, Вельзевул, Кали, Минобороны, - имён легион, а суть одна: милитаризм.  Это милитаризм предупреждает миротворцев, чтобы они не лезли со своими бумажками, а подождали, пока он, милитаризм, не подготовит свои ружья, чтобы решить за все народы их проблемы, а некоторые народы и просто порешить.

На веру в то же божество указывает и то, что президент, говоря об убийстве Анны Политковской, обвинил неких врагов народа в желании «принести кого-то в жертву, чтобы создать волну антироссийских настроений в мире». Что человеческая жертва может вызвать бурю, - мысль, которая христианину в голову придти не может. Христианин знает лишь Христа - Жертву, бурю прекращающую. Антироссийские настроения в мире вызывают не какие-то жертвы, а лживость, скупость и кровожадность российских властей. Власть, которая полагает, что убийством можно что-то вызвать, не может вызывать к себе симпатий.

Хотелось бы верить, что власть эта свою веру не воплощает в дела, да только доверчивость тут неуместна. Ты-то, доверившийся, может и уцелеешь, а кто-то погибнет. На Земле власть всегда искушает своего носителя стать Марсом. Трудно быть Богом любви, а быть божком, который живёт от одной кровавой жертвы до другой, увы, не трудно. Впрочем, быть Богом никто не требует. Бог есть, Он один, - достаточно.  А если кому надо помочь перестать быть идолом на военном пьедестале, так это всем миром, всем миром… Демократией, если кто уже по-русски не понимает, вот как это называется.

*

 

Волошин писал про 1918 год, что "в том году Христос не воскресал". Потому что, видите ли, нам было очень плохо, мы друг друга резали. Но с еще большим основанием можно сказать, что Христос не воскрес в России 2002 года, что Он был здесь только распят. Потому что, изволите ли видеть, это ведь мы (читается раздельно), русские, в селе Гойты арестовали троих чеченцев. Через несколько дней нашли их останки. Из арыка "выловили "штаны" - безголовый и с удаленными половыми органами мужской труп". У тела Романа Ахадова, недавно, кстати, ездившего в Москву по делам, "коленные чашечки прострелены. ... Пальцы - тоже. Челюсть сломана. Кости раздроблены" (А.Политковская, "Новая газета", 29.4.2002, с. 7). Родным заявили, что, мол, эти чеченцы напали на патруль 3 апреля - хотя их арестовали русские 1 апреля.

*

"Известия", 7.6.2002, с. IV: в Минобороны создают "единую медицинскую службы всех силовых структур страны". К 2010 году она будет обслуживать 7,5 миллионов военнослужащих. А ведь формально у нас армия в миллион с небольшим. Реально же - в стране 143 миллиона жителей, порядка 70 миллионов работающих (если не меньше), и каждый десятый - в армии. А каждый пятый - работает на армию. А каждый второй - так или иначе обслуживает работающих на армию. Вот уж матрешка: огромный кусок свинца тянет всю страну вниз, не дает возможности двигаться иначе, кроме как на одном месте покачиваясь и позвякивая. Изнутри такая система реформироваться не может, она может лишь - как и в любой армии - имитировать перемены. А внешняя среда такова, что скорее поощряет нашу инертность. Пока мы не учудим какой-нибудь неимоверной гадости окружающим народам а ля Милошевич, - тогда придут, наденут смирительную рубашку и будут кормить с ложечки, отворачиваясь от зловонного нашего дыхания.

*

У Даля зафиксировано как "казацкое" слово "учечениться" - "разрядившись, чинно усесться". Да уж не к этому ли попытка забить Чечню, задавить её - чтобы воссесть на задавленном чинно, полагая, что главная красота России в толщине тела, в полноте и округлости имперского тела? А выходит - "кутафья", баба, у которой тело полное и округлое, но рыхлое.

*

Выступление Путина перед генералами, ноябрь 2001 г. Сравнил две с половиной тысяч погибших в Чечне солдат с погибшими под автомобилями за год. Небось, когда начинал войну, не говорил: "Ну, подумаешь, чеченцы взорвали дом -- у нас от взрывов бытового газа гибнет в сто раз больше людей". Примечательно, кстати, что вождь не считает, сколько погибло мирных жителей в Чечне -- они для него существовали, пока были живы, не существуют и как жертвы. Кстати, и ко всем гражданским это относится - мы для них не существуем, лишь иногда номенклатура вспоминает, что к нефти есть досадное приложение в виде паразитарного народонаселения.

БЕЗУСЛОВНЫЕ ИРОДЫ

Валерия Новодворская предложила измерять деятельность российской номенклатуры в "условных царях иродах" (выступление на радио "Свобода" 27 января 2005 г.). Для краткости, очевидно, лучше говорить об "условных иродах" - у.и. Так сошлась древнерусская традиция глядеть на современность сквозь Евангелие и русская традиция 1990-х годов глядеть на рубль сквозь "условную единицу".

"У.е." - доллар это или евро - остроумцы расшифровывают как "убитые еноты". Упоминание об убийстве ещё более сближает "у.е." с "у.и."

С точки зрения экономики духа главный вопрос - это курс у.и. к рублю. "Рубль" тут обретает свой первоначальный смысл - то, что отрублено. Отрублено, зарублено, заколото, расстреляно, - важен результат: был человек и нету.

Можно ли определить содержание у.и. в физических величинах, например, в массе убиенных младенцев? Очень трудно, потому что убиенный младенец - величина не физическая, а духовная. Физически было убито, видимо, несколько десятков ребятишек в возрасте от двух до пяти лет - метрик тогда не вели, возраст солдаты определяли на глаз и, очевидно, предпочитали перестраховаться.

В Средние века полагали, что убитых младенцев было несколько десятков тысяч. Это потому, что не только у страха за себя, но и у страха за других глаза велики. Это очень, очень правильно, а вот считать, что проблема зла начинается там, где гибнет по меньшей мере шесть миллионов человек - это очень и очень неправильно. Это неправильно в принципе, потому что свидетельствует о душевной чёрствости, о готовности мириться с "небольшим" злом, а главное - потому что это поощряет истребление людей малыми порциями.

По сорок младенцев - можно, по сорок тысяч - нельзя? Тогда будем считать, что сорок младенцев равны сорока тысячам. Тем более, что вифлеемских младенцев убивали ради блага других младенцев. Евангелисты побрезговали целиком фиксировать аргументы Ирода, но они же очевидны. Не просто он хотел сохранить за собой и своей семьёй престол. Престол - не самоцель даже для у.и. Любой у.и. держится за престол для блага младенцев, нынешних и будущих, потому что лишь при мудром и самоотверженном попечении у.и. всякая слезинка младенческая будет предотвращена или, в крайнем случае, отёрта и отомщена.

Пусти Иисуса на трон - да ведь всех младенцев и взрослых Израиля тогда бы поубивали римляне, арабы, персы, русские, да кто угодно. Ведь Иисус - экстремист, который готов дать Себя съесть (и в буквальном смысле - т.е., распять, и в переносном смысле), лишь бы разорвать кровавую, но столь необходимую для выживания цепь самообороны.

К счастью для национальной славы России, курс у.и. к российской рубке - в нашу пользу. Потому что Ирод убивал младенцев по-язычески, сугубо прагматически, как животное. Тогда как русские ироды убивает, цитируя Достоевского и помавая хоругвью с ликом Нерукотворного Спаса.

Ироды древности убийство обставляли всяческими условностями, оправданиями - ироды наших дней на пропаганде экономят. Расчёт сбывается: оправдания иродам подыскивают их же враги, в надежде умиротворить агрессора. Оправдания эти, конечно, условны - зато они окончательно превращают иродов условных в безусловных. К счастью, Божья правда, Божий Сын, Божий суд - безусловны при любых иродах.

*

К биографии покойного Артема Боровика — случайно попал в руки выпуск альманаха "Детектив и политика", №5, 1990 г., с его очерком о войне в Афганистане "Спрятанная война": уже тогда был зародыш нынешнего милитаризма. Его элементы: суеверная религиозность: "Афганистан был никчемным университетом для юного атеиста. Именно там ты начинал верить в абстрактное существование Добра и Зла, хотя через пару месяцев и обнаруживал, что в итоге их противоборства Дбро отнюдь не всегда выходит победителем ... Война давала столько поводов, чтобы стать циником. Или убежденным мистиком. ... Сегодня солдат возносил молитву тому, кого на следующей же день проклинал. И наоборот" (С. 4). Рассказывает о снайпере, у которого в апреле 87-го на подворотничке был написал 90 псалом, о монахе, который пошел в монастырь, дав обет в Афганистане — останусь жив, уйду (С. 4-5). Фекальные мотивы: "Как-то раз в нужнике я стал невольным свидетелем страстной, неистовой молитвы дюжего сержанта-спецназовца ... сортир был единственным безопасным местом в той части, куда не мог проникнуть вездесущий глаз замполита, который, скорее всего, тоже молился втихаря" (С. 5). Отказ рассуждать о причинах войны, сводя все к тому, что какие бы ни были причины, важнее всего субъективный героизм русских солдат: "Эта война стала для нас началом переоценки наших этических ценнгостей. Именно в Афганистане изначальная нравственность нации вошла в вопиющее противоречие с антинродными интересами государства. ... Социализм потерял тут свою девственную непорочность" (С. 14). Что была Чехословакия, игнорируется. Как будто до Афганистана социализм был институткой. Отказ признавать свою вину: "Я не виню журналистов. Если кто из нас и пытался писать правду, то военная цензура виртуозно превращала ее в ложь" (С. 15). 

*

Военный обозреватель "Независимой" Салават Сулейманов критикует приказ, согласно которому "проверки паспортного режима" (зачистки) в Чечне должны проводиться военными не в масках, а с предъявлением документов и т.п. Логика его такая: "В бой нельзя идти со связанными руками" (15.4.2). То есть, "проверка паспортов" - это бой, а отсутствие повязки на глазах - это веревка на руках. В бою, конечно, документов не показывают, но хотелось бы все-таки ясности: чем все-таки проверка паспорта отличается от штыковой атаки? На всякий случай, ведь и в Москве случается паспортные проверки.

После чего Сулейманов возмущается: "Какие же задачи теперь должна решать 80-тысячная группировка"? Ну как же: уничтожить полторы тысячи чеченцев - вот задача группировки, дело известное. В этом бреду интереснее другое: Сулейманов походя пропагандирует идею, согласно которой в любой войне главные силы всегда переодеваются в форму противника: "Войска спецназначения были всегда, есть и будут в любой армии мира, их деятельность изначально должна быт скрыта. При этом они вполне могут действовать в униформе противника. "Маскарады" и "маски-шоу" при действиях на территории противника являются обязательными ... Так, американские подразделения специального назначения под видом афганцев действовали на начальных этапах операции "Несокрушимая свобода".

Эти казенные фантазии (не имеющие, кстати, ни малейшего отношения к порядку проведения зачисток) напоминают анекдот про цэрэушника в Калуге, которого разоблачает первая же бабулька, потому как американец, хоть и отменно говорит по-русски, имеет черный цвет кожи. Американцы и англичане, который идут в атаку на талибов под видом талибов... Важнее другое, конечно: характерная для тех, кто порождает путинщину, уверенность в том, что действительность есть обман, а реальность всегда - за кулисой, под маской. И они искренне пытаются все делать под маской, лгут, лицемерят, а потом удивляются: почему ничего не выходит... Впрочем, могут и не удивляться. Вот Сулейманов уверен, что некие спецотряды в Чечне добились больших успехов. Это, конечно, засекреченные успехи, о которых нельзя сообщать, чтобы не дать врагу ценную информацию. Другие люди уверены, что вкравшиеся в доверие Ельцину интеллектуалы провели реформы. Правда, реформ нет, есть только их видимость, но тем более: значит, настоящие реформы где-то в глубине проходят, только их не показывают, чтобы злые силы их не остановили. "У меня посылка для вашего мальчика..." Вот они где - симулякры, симулякр без конца и без краю, а Бодрияр - детские игры.

*

В 2005 году стало бросаться в глаза обилие в Москве не просто милиционеров - военных патрулей, с дубинками, с автоматами. Причем раньше этого были какие-то довольно расхлябанные молодчики, а сейчас, хотя по-прежнему очень молодые, но стали они какими-то по-путински многозначительными, подобрались, приосанились, в движениях и в выражениях лиц появился цинковый холод. Эти по первому приказу расстреляют и тысячу, и миллион, и родную мать, не говоря уже о бабке. Эти зачистят любую контрреволюцию. Тонтон-макуты. Тут вам не там. Это в Грузии или на Украине побоялись стрелять в народ. Здесь - расстреляют спокойно. Ведь, в конце концов, земля важнее.

*

ЧЕЛОВЕК С ЯДЕРНЫМ ЧЕМОДАНЧИКОМ

Итог 25 октября, как и 7 ноября, кратко выражен в названии фильма о Ленине: «Человек с ружьем». Все зло, которое было до революции, осталось, только оно вооружилось по-настоящему и стало пускать оружие в ход без колебания не только против внешнего врага, но и против врага внутреннего. Вполне – прочно и надолго - социализм был построен в России только с появлением у ее правительства атомной бомбы. После этого все разговоры о мире, любые попытки реформ стали смешны. Какое примирение или согласие, если слова эти произносятся в стране, обвешанной атомными боеголовками как гипертоник – пиявками.

Не только Россия обладает запасом атомного оружия, которого хватит, чтобы несколько раз опустошить весь мир. Но только в России к атомному оружию привыкли настолько, что его не замечают и не понимают, насколько факт его наличия все меняет. Здесь совершенно неспособны понять, что чувствуют украинцы, которые под честное слово всяких добрых дядь выдали России свое атомное вооружение, и теперь вынуждены слушать всякие речи о добрососедстве, - прекрасные речи, только вот произносят их люди, у которых не только бульдозеры, но и ядерные боеголовки. В какую проблему российской жизни ни углубляйся, от протекающего крана до тихого кремлевского омута, рано или поздно обнаруживается, что ничего сделать нельзя, потому что вертикаль власти – не из нефтяных вышек состоит, а именно из ядерных боеголовок.

Человек с ружьем стал человеком с ядерным чемоданчиком. История в ужасе остановилась. Одна радость: человек – не история, он остановиться не может. Только надо понимать, куда двигаться – и понятно, что о мире и согласии можно всерьез говорить лишь с тем, кто готов расстаться с последним доводом королей и с первым доводом большевизма – с готовностью накормить ядерными грибками всех несогласных и немирных.

*

 

Одна моя родственница в 2002 г. приехала в Москву. Прямо на перроне ее встретили сердобольные люди: один осведомился, откуда поезд, другой подбежал к первому и стал просить довезти его, потому что – о ужас! – в метро якобы заложили бомбу, вход перекрыли на ближайшие два часа… Она очень обрадовалась, что узнала о проблеме и тут же нашлось решение, не удивилась, что набилась полная машина. Авто стояло прямо у перрона, повезли ее так, чтобы она не видела, как люди спокойно входят и выходят из метро. Отобрали у нее триста долларов, милостиво оставив еще две сотни на обратную дорогу… Совершенно тот же сценарий реализует российская номенклатура: один пугает угрозой, исходящей из Панкисского ущелья, другой просит спасти, третий заливает бензобак. Но есть маленькая разница: если низовые мошенники способны оставить человеку не только жизнь, но и двести долларов, то актеры наверху себе такого позволить не могут, да и не хотят. Три года назад они сумели многих убедить, что Москва вот-вот будет завоевана двумястами ваххабитами. Это стоило жизни десяткам тысяч мирных граждан России, не говоря уже о погибших с обеих сторон солдатах. В 2002 году убеждали, что, если Грузия не разрешит себя бомбить в угодном российскому генштабу масштабе и со свойственной российской армии точностью, то завтра гелаевцы забомбят шестую часть земли. И если кому-то все равно, что будет война с Грузией, то этот человек забывает, что с того, кто садится в танк, возьмут куда больше, чем с того, кто решил прокатиться на попутных «жигулях».

*

В 2002 году предполагали, что трагедия в "Норд-Осте", история с заложниками - сплошная инсценировка: чеченцы были убиты давно, их тела заморозили, изображили их чекисты в масках, а потом подложили трупы на места, а заложников убивали тех, кто что-то заподозрил. Cлабое место подобных гипотез то, что они не имеют никакого значения для свободных людей. Я свободный человек и поэтому я против бойни в Чечне вне зависимости от того, почему она ведется, кому она выгодна, инсценированы или нет взрывы и захваты. Как свободный человек, я свободно выбираю сопротивление злу через сопротивление войне, а не через попытки найти, наказать, уничтожить тех, кто инициирует зло. Конспирофобия есть один из истоков войны - милитаристы погружены в розыск: не этот ли олигарх все затеял, не ради ли нефти воюют, не распад ли СССР причиной. Конспирофобия сильна, потому что паразитирует на несомненном: да, какие-то причины у зла и войны в частности есть. Но для преодоления зла не только не нужно, но даже опасно вникать в эти частности. Чеченца, которого Кремль пытается заполучить из Дании, обвинили в том, что он в 1995 г. "захватил с бандой административное здание и терроризировал население". Тут слово "терроризировал" обретает новый оттенок. Во всяком случае, людей, которые, захватив с 25 октября административные здания, терроризируют население, в России куда больше, чем кажется.

*

Русский гражданин Василий Кононов, из своих 80 лет шестьдесят проживший в Латвии, 3 октября 2003 года был признан латышским судом виновным в бандитизме и освобожден от наказания в связи с истечением срока давности. В 1944 году Кононов участвовал в убийстве девяти мирных жителей в деревне Малые Баты в Латвии, тогда оккупированной гитлеровцами. Среди погибших была беременная женщина. Ее сожгли заживо. Адвокат Кононова Александр Огурцов сказал, что "приговор соответствовал истине и был справедливым". Президент Путин в свое время в порядке исключения предоставил Кононову российское гражданство, чтобы спасти его от возможной отсидки. Российское министерство иностранных дел заявило, что суд над Кононовым - "новый вызов всем, кто чтит геройство борцов против нацизма, в 1945 году освободивших Европу от коричневой чумы". Известие же о том, что Кононова признали всего лишь бандитом, вызвало поразительно единодушную оценку российских газет: «Оправдали!» Неприятно раздумывать над тем, как следует называть людей, которые убивают по принципу коллективной ответственности женщин и детей в Москве: боевики они, бандиты, борцы против ига, инсургенты. Но куда неприятнее видеть радость людей, которых назвали бандитами – и они рассматривают это как оправдание, и трубят об этом восторженно. Все-таки нацизм победили не те, кто сжигал беременных женщин. Следовательно, чтобы остановить тех, кто гордо несет звание бандита, кто считает допустимым любую ложь, любую пакость и зверство ради сохранения латышей или других каких минориторных граждан в составе себя, любимых, - чтобы остановить этих товарищей нужно не в партизаны уходить, не убивать, не сжигать, вообще не свирепеть. И это хорошая новость. А что нужно – об этом написано довольно много, в книжке, которая по стечению обстоятельств тоже назвается «Хорошая новость». В России она обычно издается под греческим названием: «Евангелием». Ее можно читать под чутким руководством тех, кто одобряет сожжение беременных женщин, они сейчас любят поговорить о православии, побороться демонстративно с абортами. А можно – при невидимом свете того костра, в котором сгорела та женщина и ее нерожденный ребенок.

*

Количество и качество (в смысле высоты положения) миротворцев и пацифистов достигло, видимо, предела. Президенты и архиереи, журналисты и чиновники разом выступили против насилия, силовых методов, попрания права, войны и прочих нехороших излишеств. Если бы они еще не продолжали одновременно обгладывать косточки ближних, утирая лоснящиеся от человеческого жира губы газетной бумагой, их проповеди стоило бы даже записывать на магнитофон. А так - слова правильные, а вот дикция какая-то своеобразная... Дикция людоеда, который вдруг отчетливо представил себя строчкой в меню. И понимает, что никто его есть не будет, самое большее - дадут по шее, а все-таки страшно: он-то ведь на месте другого обязательно съел бы слабейшего.

*

29 мая 2005 г., первый телеканал: в Ярославле Андрей Палачёв, отставной военный, организовал обучение "спецназовцев". Толстые, рыхлые парни накачивают мускулы, кричат: "Хочешь мира на земле, Будь всегда готов к войне!". Фамилия-то какова!

*

Вл.Гаврилов, С.Ищенко, Труд, 19.8.3: госпрограмма вооружений, утвержденная президентом, предусматривает к 2005 г. запуск всех остановленных было военных заводов. В 2001 г. государство закупило оружия на 1,7 млрд. долларов (53 мрд. р.) , в 2002 г. - на 2,6 млрд. долларов (80 м.р.), в 2003 г. - 3,7 млрд. (112 м.р.). Минобороны считает, что нужно ежегодно по 10 млрд. долларов (300 рублей).

В 2004 г. на оборону в целом пойдет 13,7 млрд. долл. (412 м.р.) (больше на 20%). Доля "силовых" статей выросла до 27,2% - за счет сокращения расходов на социалку и поддержку регионов.

На госаппарат 2,5 млрд. долл., на безопасность 10,3. На социальную политику 5,4, на образование 4 млрд., на фундам. исследования 1,5 млрд.

На уплату долгов 9,6 млрл. (больше на 4%, но инфляция-то 10%).

Доходы бюджета - 91 млрд. долларов.


Павел Фельгенгауэр пишет о росте "силовиков" - так приходится называть армию, разбитую для множество министерств: "Всего в этом "блоке" - более пяти млн. сотрудников (точная цифра есть гостайна). ... По мнению военных - штатных сотрудников думского комитета по обороне, сегодня реальная милитаризация и бремя расходов на содержание "силового блока" на среднестатистическую душу российского населения существенно выше, чем в советские времена" (Нов. г., 4.8.3). Милитаризация видна и по культуре: что показывают, что поют, как говорят. Конечно, эта милитаризованная культура не похожа на культуру, скажем, Спарты или гитлеровской Германии, но и армия тоже... своеобразная...


 

Геннадий Соколов (Известия, 16.10.2002) критикует идею переговоров с Масхадовым, и милый аргумент: "Не говорите о Боге с язычником". ("Неужели не понятно, что масхадовы и прочие не умеют ничего больше делать, кроме как убивать").

А если не говорить язычникам о Боге, то откуда возьмутся не язычники?

 

*

Бывший министр по атомной энергии Викт. Михайлов возмущается тем, что один бандит грозит России атомным террором (взорвать АЭС?). Министр заявляет: "На земле Чечни не останется". А дело все в том, что бандит по паспорту - чеченец. И вот уже Михайлов грозит во множественном числе (хотя высказался лишь один господин): "Боевики должны осознать: ответственность за их действия понесет весь их народ. Если чеченцы займутся ядерным шантажом, на земле Чечни не останется".

И тут же Михайлов начинает заниматься ядерным шантажом всего мира: мол, мы разрабатываем ядерный "скальпель", который может устраивать мини-землетрясения. И вообще, "нас зовут во все эти "семерки" и "восьмерки" только оттого, что Россия продолжает оставаться великой ядерной державой". А иначе бы американцы давно бы нас завоевали. "Наш народ может выбирать себе любое правительство, оставаться независимым, потому что никому в голову не приходит воевать с Россией".

Конечно, примечательно не то, что именно человек с психологией шантажиста боится шантажа. Это банально. Примечательна убежденность, что народ у нас "независим". Как всегда, хочется спросить: от чего не зависим? У меня такое ощущение, что мы независимы от жизни, как елочная игрушка, покоящаяся в вате. Игрушки мы, конечно, разные, но вот оватнены одинаково.

*

Подборка материалов в "Известиях" 25.12.2002 об уехавших русских - все как один, как встарь, отмечают, что в России жить невозможно человеку с мозгами и совестью. Ради такого случая газета даже позволила себе процитировать столь неприятных ей диссидентов: "Если из страны можно уехать, из нее можно и не уезжать". Интервью с программистом, который работает в Бельгии, пишет программы для бытовой техники, оправдывается тем, что деньги нужны на лечение матери (что оправдываться! деньги всегда просто нужны). И при этом тоскует - ну, говорит, что тоскует, по "настоящей" интеллектуальной работе, которой занимался в России - а в России он "на родину работал, на обороноспособность страны. Интереснее были задачи". Стиральная машина не в пример интереснее атомной бомбы!! На одного человека, скорбящего о том, что он работает на войну, приходится тысяча, наслаждающихся сложностью интеллектуальной задачи. А кто использует их решение - Хусейн или Ладен - им вовсе неинтересно.

 

Алексей Митрофанов в Госдуме отвечает на попытку снять Жириновского с поста вице-спикера за матерную брань в СМИ: "Мы стоим на пороге третьей мировой войны! И на этом пороге мы занимаемся разбором поведения отдельных депутатов!" (Моск. комсомолец, 6.2.3).

*

В Кенигсберге судят двоих десантников, выпускников школы подводных диверсантов ВМФ, которые полтора года куролесили по Эстонии, убивая в точности, как их учили. Двенадцать трупов. Офицер части: "Нормальные ребята были. У нас вообще отбор очень жесткий. Мы и с демобилизованными моряками связь поддерживаем. Многими из них мы гордимся. В гражданской жизни навыки, приобретенные здесь, помогли им найти себя, некоторые даже представлены к различным наградам. А что случилось с Алексеем и Артемом - непонятно, мы учили их быть воинами, а не хладнокровными убийцами" (Изв., 26.1.4). Фельдфебеля в Сократы дам. Найди себя - перерезав глотку другому. Это кому ж они глотки перерезали, что их в мирное время орденами награждают? Небось, и эта парочка не в Чечню отправилась, а геройствовали среди эстонцев, которые, однако, вполне по-европейски хладнокровно их в конце концов поймали.

Противопоставление "воинов" и "хладнокровных убийц", которое может кого-то из желающих обмануться обмануть у берсеркера Ильина, тут обнаруживает всю свою лицемерность. Воин - не убийца или воин - не хладнокровный? Мотивация у этих мужиков была, кстати, вполне простая, как у Иуды: деньги. Их и поймали, потому что они жили не по средствам. В Эстонии это кажется странным. А в России не ловят только тех, кто живет не по средствам.

*

Еще соловей войны: драматург Александр Кравцов (Вечерняя Москва, 23.9.1999): чеченцы сами попросили защитить их от Шамиля в 1858 году: "Чечня оказалась первой, осознавшей в 1858 году бессмысленность войны против тех, кто не посягал на веру, обычаи, уклад жизни народа". У Басаева - "исламский нацизм", позволяющий "мстить даже внукам за грехи дедов" (то есть нам за грехи Сталина). "Мы — нация великодушная, что доказали все исторические войны России. Но у нас всегда находились дух и мужество, чтобы защитить свой дом". Интересно, а если бы нас стали завоевывать, обещая оставить в неприкосновенности веру, обычаи, уклад жизни — мы бы тоже сдались?

Трусливый аноним "просто русский" в письме (Общая газета, 13.1.2000) защищает войну в Чечне: "никаких двойных стандартов", чеченцы в 1991-4 гг. вырезали 450 тысяч русских, "а сейчас все то же самое происходит с самими чеченцами". И ссылка на Притч 11, 1.

*

Партия "Яблоко", предвыборный лозунг 2007 г.: "Россия победит!" Кого победит? Для чего победит?

 

*

Дмитрий Тараторин возмущается судом над военными, которые расстреляли мирных чеченцев – сперва обстреляли машину, в которой те ехали, потом, когда они остановились, расстреляли («дело Ульмана», обвиняемые скрылись от суда). Расстрел – «на совести штабиста, отдавшего приказ, а отнюдь не тех, кто его исполнил. … спецназовец вообще не имеет права расуждать … Такая у него работа – «Родину защищать». А для её защиты требуется иной раз без суда и следствия ликвидировать её врагов. Да, именно так» (Русский курьер, 27.5.2007). Последняя фраза – религиозного характера, избыточна как «аминь» и указывает на то, что автор изложил догмат свой веры. Интересно, а Тараторкин готов к тому, что его самого по ошибке «ликвидируют»?

"Я просто выполнял приказ". "Нет у армии и права другого выбора — воевать или не воевать" (Виктор Сокирко, Московский комсомолец, 21.12.1999).

*

* * *

В 2010 году впервые георгиевские ленточки стали повязывать на одежду и на руки. Это качественный скачок, показывающий углубление милитаристской психологии.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова