Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

ДЕЗЕРТИРЫ В КЛЕТКЕ

 

ПРАВОСЛАВИЗАЦИЯ

 

М И Л И Т А Р И З А Ц И Я:
В

Ц Е Р К В И

См. отдельно: Евгений Родионов. Дм. Смирнов. Милитаризм в психике.

*

*

По словам завсектором ВДВ синодального Отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами священника Михаила Васильева, В 2008 Г. на территории частей министерства обороны действуют 530 храмов, в которых несут служение 850 священников, - сообщает «Интерфакс». Из них в войсках ВДВ - около 12 храмов и 16 священников.

 

Муромцу посвятили построенный в 1996 году храм в военном гарнизоне Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения в Одинцове под Москвой.

*

В 2007 г. МП обвинила Румынскую Церковь в национализме: как та посмела создать семь епархий в Молдавии и Украине.

Московская Патриархия считает Молдавию и Украину своей территорией. Румынская Патриархия считает её территорией своей. В разное время эти территории бывали и под властью Москвы, и под властью Бухареста. Сейчас они - как светские государства - независимы.

В то же самое время МП в очередной раз подтвердила, что считает своей канонической территорией и Эстонию. Еп. Иларион Алфеев заявил, что Константинопольский патриархат пытается стать "восточным папой". Он противопоставил ему другой авторитет - МП, "численность членов которой превышает совокупную численность членов всех остальных Православных церквей вместе взятых". Редкая откровенность - редкая, потому что с точки зрения и церковного прав, и приличий количеству верующих в той или иной Церкви значения не имеет. Редкий цинизм - большевистский - потому что реально в МП не только не больше членов, чем в, к примеру, Элладской Церкви, в ней вообще реального членства нет, потому что посетители её храмов не имеют никаких прав в определении церковной политики.

МП здесь воспроизводит идеологию российской светской номкенклатуры, которая считает нормальным говорить: власть пользуется таким огромным доверием и даже любовью своих подданных, что не следует проводить выборы, предоставляя этим подданным выразить свою любовь.

Демагогия МП имеет за собой ту правду, что это демагогия не национализмом питается. На первый взгляд, может показаться, что МП создаёт всемирную сеть для русских православных. Это неверно. Граница проходит не по крови, а по духу. МП создаёт всемирный православистский интернационал, собирая людей с особой психикой - готовых принимать лукавство, насилие, манипуляционные техники как норму жизни.

Сегодняшнее православие фактически признало, что разделение верующих по национальностям не противоречит единству Церкви. Поэтому в одном городе уживаются епископы для православных разного национального происхождения. (Только не в России - МП исповедует двойные стандарты и, охотно пользуясь гостеприимством других, сама гостеприимством не страдает). Только история уже сделала следующий шаг. В информационной персоналистической цивилизации национальный язык не является главным в человеке. Главным становится язык той или иной ориентации - духовной, психологической, интеллектуальной, но прежде всего - личностной. Общины неизбежно будут подбираться по новому признаку - признаку сходства жизненных идеалов, а не национального происхождения. Это уже и сейчас происходит - в католичестве через систему конгрегаций и различных движений, в православии через появление прихожан, концентрирующихся вокруг того или иного священника. Видеть в этом угрозу единству Церкви так же странно, как видеть в существовании в Иерусалиме I в. синагог для евреевразных стран доказательство раздробленности иудаизма того времени.

*

Митр. Кирилл Гундяев 20.4.2007 в интервью правительственному агентству сказал, что служба в армии является "святой обязанностью каждого мужчины в России - и никаких отсрочек в виде дипломов и университетов тут возникать не должно". Справка: Гундяев никогда не выступал против отсрочек, пока они были установлены законом. "Святая обязанность" - это попытка казённой церкви перетянуть на себя ещё немного денег у Министерства обороны. Если не сработала большевистская "почётная обязанность", пусть будет "святая".

Примечательно - с чисто военной точки зрения - что великие империи (Британская, Российская, Австрийская) создавалась без всеобщей воинской повинности.

*

Свящ. Дм.Николаев, военный отдел МП: "Стране нужны мужчины". Это - в поддержку призыва в армию. По логике наоборот: если стране нужны мужчины, в армию нужно набирать только женщин.

Защищает войну в Чечне М.Соколов (Известия, 27.12.1999): "Почему поддерживать свою армию и желать ей победы есть верх цинизма? По этой логике и песнопение "Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя" есть не что иное, как циническая припевка". В тропаре Кресту речь не идет ведь о военной победе — наши военные в Чечне ведь не крестом "зачищают" чеченцев? Речь идет о победе над собственными грехами — других "сопротивных" у христиан нет. Желать победы своей армии неверующему не обязательно цинично, но когда это война против собственного народа — ведь Соколов считает же Чечню частью России — то это гнусно и цинично обязательно. Да ведь, главное, и войны-то нет — есть просто "террористическая операция". 13 января в Москве в честь Дня российской печати прошел прием в лучших советских традициях: сообщение ТАСС (Известия, 14.1.2000), награды. Минпенчати раздало премии: одну Максиму Соколову

*

"Как только сторонники той или иной идеи, того или иного религиозно-политического выбора начинают навязывать его силой, ответом должны быть тюрьма или пуля". Из интервью протоиерея Всеволода Чаплина газете "Казахстанская правда", февраль 2007 г .

Самое ужасное, что с ним согласны большинство христиан, от Папы Римского и Билли Грэма до вполне рядовых интеллигентных либералов. Не всякий, конечно, решится высказывать это вот так- по-ленински чётко. Но когда католик объясняет, что крестовые походы были подвигом веры и любви, когда протестант молится о победе в Ираке, когда православный принимает от верховного главнокомандующего храмик...

*

Евг. Великанов (Наше время. 22.11.2006): в российской армии 400 отдельно стоящих православных церквей, 200 часовен и молитвенных комнат. Постоянно работают 400 священников, регулярно бывают в частях около 2000 тысяч. С осени 1999 г. в Чечне побывало более 100 священников, 4 из них погибли. При храмах и монастырях создано около 50 военно-патриотических клубов для подростков. Свящ. Михаил Васильев, зам. свящ. Дм. Смирнова (военный отдел МП) считает, что должно еще быть 40 мулл, 2 раввина, 5 лам. Главное, чего требует МП - официального статуса духовенства и официальной зарплаты. Васильев полагает, что "начать" следует со ста штатных ставок для священников, которые будут не исполнителями, а организаторами "духовной" работы. МП недовольна тем, что МО сопротивляется легализации её статуса в армии.

*

"Люди идут на самопожертвование. А как нам говорит Господь, нет больше той любви, как если кто свою положит душу за друзей своих. Сейчас готовится канонизация нескольких воинов-мучеников, которые отдали свою жизнь за Христа и веру. Уже пишут их иконы. ... Нашу армию разоружают не только внешние враги, но и внутренние. В ней работают много сектантов, а православных священников – капля в море" (Зав. сектором ВДВ военного отдела МП, настоятель церкви Ильи Муромца при штабе ракетных войск во Власихе, воспитанник о. Дм.Смирнова, свящ. Мих. Васильев, Военно-промышленный курьер. 26.9.2005).

*

Милитаризм в истории российского православия (и не только) тесно связан с эротизмом. Вот православный журнал для гламурной пост-советской номенклатуры "Нескучный сад" - блок материалов о службе в армии и сразу за ним блок материалов о многодетных семьях (особенно священнических, т.е. "идеальных", нормативных). Анонимный священник рассказывает о своей службе в армии, хвалит, как и положено в таком журнале, путинский режим: "Сейчас ... в армии больше настоящих офицеров, действительно патриотов, которые понимают, что Россия без веры, без Церкви ничто, что русский, по слову Достоевского, без Православия "дрянь человек" (Нескучный сад. - №4. - 2006. - С. 23). Сокрушается о пытках в армии (ласково именуя их, в брежневском духе, "дедовщиной"), и поспешно декларирует: "Но я не жалею, что служил в армии. Мужчина должен служить, это его призвание - защищать родину". Типичная сексистская позиция. Женщина, служащая в армии, - явление при этом совершенно загадочное, "кавалерист-девица". "Защита родины" оказывается синонимом оплодотворения, - ведь это единственное, что может "мужчина" и чего не может "женщина". Тогда многодетная семья - часть военной службы. Конечно, это ещё и специфическая для России разновидность милитаризма, при которой всё население страны рассматривается как разные войсковые службы. Тем не менее, мотивация "защищать Родину" - "быть мужчиной" характерна и для милитаризма в целом. "Мужское" здесь - нечто, что отражает угрозу. Что сексуальный акт возможен из любви, не с целью размножения, не для проявления своей силы - это не понимается. Чтобы вступить в половое сношение такому "мужчине" нужно убедить себя, что налицо угроза женщине, а он - защитник. Он не любит женщину, а производит пушечное мясо и полковых поварих, зачинает будущих секретарш для СМЕРШа и самих героев контрразведки. Поскольку же жизнь устроена, слава Богу, так, что угрозы Родине обычно никакой нет, то милитаризм всегда параноидален. Он ищет угрозу и сочиняет её. Он боится, что его собственность (а жена тут - лишь собственность, внесённая в инвентарь полкового имущества) изнасилует чеченец или грузин. Милитарист строит вавилонскую башню не для того, чтобы сравняться с богом, а чтобы высматривать врагов - и если их нет вблизи, где уже всё зачищено, то башня должна быть такой, чтобы и в Новой Зеландии разглядеть то, от чего будет защищена Родина!

*

В Симонове монастыре в 2006 году демонстрировали "посох Пересвета". Его копию подарили патриарху Алексию (а полугодом ранее дарили копию "меча Ильи Муромца"). "Меч Пересвета" был подарен в Рязанский музей в 1924 году, "а предыдущее место его хранения неизвестно". После демонстрации посоха перед храмом XIV века прошла "Всероссийская социально-патриотическая акция "День призывника". ... Здесь же 33-му отряду спецназа внутренних войск МВД, которому на днях было присвоено имя Пересвета, была торжественно вручена полковая хоругвь с изображением святого покровителя" (Церковный вестник. №343, сент. 2006, с. 15).

*

Cвящ. П. Лысенко (Тюменская еп., Ишим) преподаёт каратэ детям солдат ВДВ, ездит раз в квартал в Чечню ... христианство – освещающая мировая религия, которая покрывает, наполняет любовью своею и тем самым и боевое искусство, и всё остальное освещает и дополняет. И здесь получается, военное искусство, но в лоне божественном. Священный Синод русский православный церкви и мой личный духовник, управляющие епархии, благословили мне этим заниматься". Он служит в храме, который находится "на балансе ВДВ" и откровенно говорит: : "Я человек государственный, нахожусь на службе". Лысенко уверен, что "нет ни одного священника-эмигранта", потому что все эмигранты антипатриотичны - привет карловчанам в Сан-Франциско, они вот с этим иереем будут в каноническом общении.

С восторгом описывает визит в Чечню:

"Я был в Чечне. Случилось историческое событие за историю этой кампании, а может быть за историю 42 епархиальной краснознаменной дивизии. Все наши солдаты молились, весь генштаб. Представляете, когда армия стоит – круче, выше только Господь Бог! И они стояли на плацу и молились каждый день Господу православному нашему, Иисусу Христу. И также федеральная прокуратура собиралась и каждый день молилась".

*

Митр. Кирилл Гундяев (Комсомольская правда, 27.2.2002): "На войне христианин приносит в жертву своим ближним не только свою жизнь, но и в какой-то степени свое собственное нравственное совершенство. Именно о таком подвиге говорит в Евангелии Христос Спаситель: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ио. 15, 13).

Нет, Иисус нигде не говорил о том, что любовь достигается через грех! Отдать физическую жизнь - пожалуйста, но убить - нет. Иначе не было бы проблем. Иначе почему бы Иисусу не поубивать всех злодеев? Он - может. Почему бы митрополиту не пойти убивать чеченцев? И для него автомат найдется, облегченной конструкции.

В том-то и проблема - идет ли речь о смертной казни, пожизненном заключении или войне - что вопрос не о том, каков другой, готовит ли другой убийство или затаил месть. Вопрос о том, каков я. Я - готовый убить? Готовый гноить ближнего по гроб его жизни? Готовый перестрелять всех врагов истинных и кажущихся? Что нужно моему ближнему - жизнь или существование бок о бок с подлецом, каким я стану, если убью другого?

*

Пасхальный номер газеты "Русь державная" (№95, 2002, с. 6). Вяч. Минин призывает: "Нужно заново учить наших детей играть, и делать это нужно в первую очередь на приходах. ... Необходима постоянная работа над преодолением детьми страха плоти. ... Согласно Русской народной традиции, бояться (.е. не быть готовым к бою) попросту недопустимо. Но что же делать, если человек все-таки "бояка" и не боец? Нужно вернуться к традиции и, в частности, к традиции Русского боевого искусства". И дальше цитаты из книжек: "Согласно русской традиции кулачные и палочные бои всегда начинали подростки четырнадцати-шестнадцати лет..."

Минин: "Русский кулачный бой - это древнейшая воинская традиция, неотъемлемая часть народной культуры, черта национального характера, один из столпов и Русской Державности, и Русского Православия".

*

Руководство Московской Патриархии ещё в  апреле 1997 года года добилось у правительства права посылать священников в армию. Министерство обороны обещало, что  аналогичное право будет предоставлено и представителям других христианских конфессий, а также инославным, но эти обещания не были выполнены.

Министерство обороны держит сотрудников Московской Патриархию в армии, но не оплачивает их труды – во всяком случае, официально. Министерство, однако, на казенные средства построило несколько сотен церквей в различных воинских частях. Это продолжило новую правительственную политику, согласно которой за казённый счёт строятся церкви при посольствах России за рубежом. Финансирование тут не всегда осуществляется прямо из бюджета – иногда деньги в традиционном советском добровольно-принудительном порядке дают ходорковские.

10 февраля 2006 г. патриархийное духовенство продемонстрировало, в каких оно отношениях с армией. В Ярославле дом офицеров сдал помещение для конференции "богородичников", но священник из храма местного гарнизона Андрей Скалин, взяв с собой иером. Серапиона Митько и семинаристов, блокировал вход и заявил, что Дом офицеров Ярославского гарнизона является его "канонической территорией и он здесь исключительный хозяин" (сообщение Портал-кредо). Он позвонил военному руководству, и проводить конференцию было запрещено.

В последние годы патриархия добивается ещё и зарплаты от государства военным священникам. Проект закона о военном духовенстве, сочинённый главной военной прокуратурой в феврале 2006 г., требует, чтобы священники по статусу должны быть приравнены к военнослужащим по контракту и получали жалованье из казны.

Это показывает, что патриархийные священники, очевидно, не завоевали в армии такой популярности, чтобы их стали содержать на свои пожертвования солдаты (родственники солдат) и офицеры. Хотя это более соответствовало бы духу православной соборности.

Требуя денег из казны, Московская Патриархия ссылается на опыт того самого Запада, который она же постоянно отвергает как слишком демократичный, не сооветствующий якобы духу русского коллективизма. Однако, армии в странах демократических имеют свои особенности. Во-первых, они комплектуются из людей свободных – в большинстве этих стран и воспитание другое, а во многих просто нет обязательного призыва. Западный солдат не задумаясь откажется идти к священнику, к которому он не хочет идти. Русский пойдет из вполне резонного страха неприятностей. Во-вторых, в западных армиях духовное окормление солдат не отдано на откуп одной конфессии – там есть даже капелланы для агностиков, для неверующих.

Ссылается Московская Патриархия и на дореволюционный опыт. Но и он неутешителен. Среди полковых священников не было ни одного, который был бы причислен к лику святых, ни один не пользовался почитанием как старец или хотя бы уважением как хороший исповедник и проповедник. Полковые священники в России по отношению к большинству духовенства находились в такой же примерно пропорции как в советской армии политруки – к освобожденным парторгам на заводах: интеллектуальных коэффициент был ниже, гонор, соответственно, выше, а если доходило до дела, то командир вынужден бывал попросту послать комиссара куда подальше. Таково будет и будущее полковых священников, если они появятся. Результат тоже хорошо известен – достаточно перечитать Пруткова, «Бравого солдата Швейка» или «Поединок» Куприна – казённый кагор будет расходоваться не по назначению.

Некоторые - даже атеисты - защищают идею капелланов: появится хоть какая-то независимая инстанция, куда солдат сможет пожаловаться. Этого не подтверждает и дореволюционный опыт, и современный: разве духовенство Московской Патриархии сильно заступается за свою паству? Оно заботится о правах человека? Патриархия - не параллельная структура, она часть государственной структуры, и когда её духовенство ворчит на правительство, то оно делает это точно в том же стиле, с теми же целями, как это делают другие правительственные чиновники, начиная с президента и кончая дворниками.

Появление священников в армии ведет, однако, к одному положительному результату. Хотя бы формально познакомившись с воскресшим Христом, солдат может неформально задуматься не только над тем, можно ли исполнять преступные приказы, но и над тем, можно ли быть солдатом вообще. Так появляются, наконец, христиане, отказывающиеся брать в руки оружие, чтобы не служить двум господам. А если выбирать между армией, в которой есть солдаты и нет священников, и армией, в которой есть священники и нет солдат, то с точки зрения Воскресения – выбор очевиден. 

*

Юрий Кублановский (Труд, 14.10.1999) хвалит "репортажи о войне нашей армии с чеченскими террористами. В горле комок от забытого было чувства, что Россия умеет-таки постоять за себя". Ну, во-первых, с чеченцами мы еще не сталкивались, только с мирным населением. Во-вторых, как наши — так армия, а как чеченцы — так террористы. А по сути: обнажается жажда славы, составляющая праведную суть человека, но неправедно искажаемую гордыней и злобой, и воинская слава — самое страшное искажение той славы, к которой Господь предназначил человека.

 

*

*

Певец К.Кинчев написал песню против "террористов": "Взрывы самолетов да захваты школ... Вот неполный перечень "славных" дел. У зверя вместо Бога - чека да ствол. Зверя лечит только отстрел...". Он публично заявил, что относительно строки "зверя лечит только отстрел" "обратился к своему духовнику. Но тот согласился с мыслью Кинчева" (Прусенкова Н. Право, славный? // Новая газета. - 14.11.2005. - С. 24).

Странный оборот "чека да ствол" обретает смысл, если первое слово писать с большой буквы.

*

Интервью с еп. Константином Горяновым (р. 23.3.1951, юг Казахстана, сын фельдшера, 1974 ок. Винницкий мед, работал сельским врачем, защитил кандидатскую в Смоленском меде, преподавал, по благословению Филарета Минского оставил работу, поступил в Жировицкийй монастырь, на 1 курсе МДА пострижен, кандидатка "Русская рел.-философ. антропология на рубеже 19-20 вв., 2.2.1990 - ректор новооткрытой Минской дух. семинарии, 17.7.1996 - ректорм питерских дух. школ, еп. Тихвинский, викарный). Неожиданное интервью: ни слова против сектантов и католиков, критика карьеристов ("именно "оборотни" сплошь и рядом захватывают главенствующие позиции, вытесняя тех, кто действительно что-то дела, чтобы тоталитарный режим пал, Много ли сегодня слышно о романтиках диссидентства?" Вот как безымянность все портит: это что, о Якунине? о Регельсоне? непонятно, и слова теряют цену. Похвала войне: мол, чеченский синдром, вьетнамский - от неверия. "Я никогда не читал о "синдроме 1812 года". ... Мой верующий дед Федор брал Берлин ... никакого "синдрома" у него не было, он оставался добрейшим человеком". Крупно: "Высокая правда христианства в том, что для нас война -- явление столь же ненормальное, как и грех".  За военных капелланов. "Руководство страны последние десятилетия недооценивало значение христианства. Эти промахи показали себя особенно наглядно во время военных кампаний. ... Для христианина война -- это убийство, а убийство, чем бы оно ни было вызвано, по определению является грехом, то есть злом. Другое дело, что это зло может быть вынужденным, что оно допускается, дабы избежать зла еще большего. Мы живем в грешном, падшем мире и принимаем его законы, но мы отдаем себе отчет, что в идеале так не должно быть, что мы совершаем грех, потому что исходим из того, что человеческая жизнь священна. Такова христианская этика" (Независимая газета, 27.7.2000, с. 13).. Ну, положим, это не христианская этика, а христианская казуистика. 

*

В Московской области руководство поощрило создание в Балашихе при Центре военно-патриотического воспитания кружка иконописи. Конст. Кудряшов (Аргументы и факты, №28, с. 15): "Диковато выглядящий кружок военной иконописи".

А в Уфе настоятель Пантелеймоновской церкви о. Виктор Иванов бывший десантник. Организовал при церкви военно-патриотический клуб для подростков с тренировками по рукопашному бою (Виктор Скворцов, Версты, 15.6.2002).

Сильно: еп. Викентий Екатеринбургской в 2002 г. по просьбе местного комндования обязал духовенство провести в 58 военкоматах беседы "Историческая необходимость военной службы и ее поддержка церковью" - с призывниками. Чтобы никто не соблазнился возможностью "альтернативки" (да неужто кто-нибудь польстился бы на ту псевдоальтернативную службу, которую прописали в "законе"? Я бы даже посоветовал цикл лекций: "Историческая необходимость смертной казни... взяточничества... прелюбодеяния... самодурства..."

Анастасия Суслова. Как отец Михаил военкомату помогал // "Орловский Меридиан" # 41 (186), 9-16 октября 2002 г., в "Труде" от 30.10.2 информация повторена, с уп., что о. Михаил слу;ит в Ахтырском соборе): " в военкомате Советского района Орла нашли способ отличить убежденных пацифистов от желающих "закосить" от армии. В состав призывной комиссии помимо врачей, военнослужащих и работников образования ввели священника. Узнать батюшку можно лишь по длинным волосам и бороде, потому как одет он в мирской костюм - не хочет, дескать, смущать иноверцев христианскими атрибутами. ... отец в армии не служил. На вопрос почему отвечает: мол, так получилось. Однако в армию при необходимости готов пойти. Благодаря бдительности отца Михаила по религиозным причинам отсрочку получил лишь один баптист. По словам военкома Советского района Владимира Маргарида, если эксперимент удастся, священники в скором времени будут заседать во всех призывных комиссиях Орла".

А вот шотландские шахтеры брали с собой шахту канареек: те остро реагировали на появление метана, служа своеобразным знаком опасности.

В Орле райвоенком Советского района Вл. Маргарид ввел священника в призывную комиссию "после того, как во время прошлого призыва трое призывников-"уклонистов" затеяли судебную тяжбу с комиссариатом ... Православный священник объясняет молодежи, что вера не запрещает, а обязывает каждого мужчину защищать родину. Самый яркий пример - Сергий Радонежский, благословивший в 1280 году войска князя Дмитрия Донского на битву с татаро-монголами на Куликовом поле" (Николай Киреев. Батюшка на призывном пункте. Российская газета. - 5 нояб. 2002 г.).

*

Антиправо делает Неновое средневековье. Настоящее Средневековье знало право, хотя отличное от современного. А вот языческие боги принципиально - плуты, их величие в возможности нарушить свое слово. Антиканоничность, которой часто попрекают Московскую патриархию, есть её сила, которая роднит ее с народом. Возникает монстр: Перун, наспех загримированный под Христа, благословляющий пушки и ракеты и гневно глядящий в сторону "лиц неславянской национальности". Ему уже приносят человеческие жертвы.

"Илья Глазунов рисует православных святых со свастиками на одеяниях и какого-то арийского Христа с голубыми глазами, но в его музей стоят километровые очереди. "Брат-2" с его знаменитым тезисом "не в деньгах сила, а в правде", являющимся откровенным глумлением над высказыванием святого Александра Невского: "Не в силе Бог, а в правде", становится культовым фильмом, вызывает овации в кинотеатрах. В книжных магазинах сметают с полок альбомы Константина Васильева, рисовавшего русских богатырей и полениц в виде зигфридов и валькирий. Наконец, "Ночной дозор" опережает, при всей своей художественной убогости, в русском прокате "Властелина колец" и выдвигается от России на "Оскар". … Этот фильм, действительно, многое может рассказать о современной России. Как анализ мочи - о болезни человека"

(Комм Д. Светлые силы нас злобно гнетут // Новое литературное обозрение. - № 39. - 2005. - С. 92-93).

*

Телерепортаж по вечерним новостям, первый канал, вечер воскресенья 21 августа 2005 года. Министр обороны вместе с патриархом на Валааме. Корреспондент не скрывает, а восхваляет министерство обороны за помощь в восстановлении монастыря, за то, что специально для послушников, которым нужно отбыть армейский срок, организовали воинскую часть на острвое (связисты). Интервью с послушником-солдатом, умилённо рассказывает о том, как у них обновляются иконы.

*

Участие православных в милитаризации общества носит не только активный и казённый характер. Священники, которые с энтузиазмом, а часто и за деньги восхваляют героизм русской армии, ведут вместо бывших большевистских политруков "воспитательную работу" в армии, поносят террористов и чеченцев, далеко не у всех православных вызывают восторг. Особенность русского милитаризма и империализма, начиная с XVI столетия, именно в том, что он складывается из активной верхушки и пассивного огромного основания. Молчаливое большинство покорно поставляет пушечное мясо - собственных детей - для войны, но при малейшей возможности, законной или незаконной, старается детей всё-таки уберечь. В отличие от многих других обществ, русское не знает массовой и искренней поэтизации войны.

Православная милитаризация, однако, наиболее опасна именно потому, что активная агрессивность меньшинства не наталкивается на сопротивление большинства. Однако, молчаливое большинство не так уж и молчаливо, не так уж и пассивно. Его аполитичность односторонняя. Молчаливое православное большинство очень громко обличает миротворческие настроения, обвиняя сторонников мирных решений в политизированности, в неумном активизме, в том, что они своим "пацифизмом" лишь провоцируют власть на ещё большие зверства.

У "молчаливого большинства" более популярны не советского типа милитаристские проповеди свящ. Д.Смирнова, а "утончённый" милитаризм Ивана Ильина. Т.Н.Москалькова в книге "Противодействие злу в русской религиозной философии" (М.: Проспект, 1999. 124 С.) пытается примирить И.Ильина и его яростного противника Бердяева - за счёт Бердяева. Автор снисходительно объясняет миротворческие призывы боязнью "тоталитарного насилия".

"Но, создавая системы социально-политических и правовых гарантий от государственного произвола, важно не впасть в другую крайность, название которой - непротивление злу силою, когда будут ослаблены права и гарантии потерпевших" (С. 117).

Подобные книги нацелены на воспитание самоуважения у тех, кто смирился с реставрацией советской системы и, в частности, с геноцидом в Чечне. Сами зверства русской армии на Кавказе оказываются, по логике Москальковой, результатом непротивления злу:

"Сила и ненасилие в борьбе со злом должны применяться диалектически, адекватно ситуации. Негативные последствия негибкости в применении силы для борьбы со злом показывает пример Чечнию Вначале - непродуманное применение силовых методов в борьбе с чеченскими сепаратистами и террористами в 1994-1997 гг. ... А затем ... правительство перешло на позицию "непротивления злу силою" ... В результате вновь стала необходима контртеррористическая операция, которую и вынуждены были проводить федеральные силы осенью и зимой 1999 г." (С. 118).

Неискренность такой позиции выявляется без труда: автор, например, спокойно использует термин "террорист", "сепаратист". Не объясняет Москалькова, противопоставляет она "продуманную" силу "непродуманной" или всё-таки ненасилию. Но самое главное: рецензент её книги - "доктор философских наук", "профессор" кафедры философии и религиоведения Военного университета Министерства обороны Г.П.Отюцкий.

Аналогичный "мягкий" милитаризм, который выдаёт себя за истинный пацифизм, демонстрировал свящ. Андрей Лоргус. Свою статью "Война - это торжество ненависти" он начинает со вполне толстовского обличения войны:

"Все люди, которых я знаю, понимают, что война есть зло. Никакому отдельному человеку, я убежден, эта война не нужна. Но она нужна государству. А государство — это машина, и, как всякая машина, оно не имеет лица. Безликая машина — министерство обороны, министерство внутренних дел... Машина, которая пожирает людей и в Чечне, и здесь — убивая и заставляя убивать, превращая чиновников, офицеров и солдат в нечеловеков".

Лоргус "смело" (ему за это ничего не грозило) отказался благословлять солдат, отправляющихся в Чечню:

"Когда меня пригласили в гарнизон МВД прочитать напутственное слово очередному уходящему в Чечню батальону, я отказался. Что я могу сказать им как священник? Только одно: ребята, бегите оттуда, пишите рапорт об увольнении, все что угодно, только не ходите туда. Вот что я могу сказать. И мне стыдно будет перед офицерами, которые ждут от меня помощи, поддержки, которые должны выполнять свой долг, должны идти с этими ребятами в бой. А сказать что-то одобрительное, поддержать их я не могу. Они ведь ждут от меня совершенно другого — я сам видел по телевидению, как священник окропляет ядерные ракеты, эти жуткие боеголовки. Мне же кажется, это чудовищно и к христианству не имеет никакого отношения".

Однако позитивная часть статьи важнее. Из утверждения "единственное, к чему по-настоящему направлена эта война дьявола против нас, — именно страх. Посеять страх и пожать ненависть" Лоргус выводит: "Мы же можем противопоставить этому только любовь — только любовь к другому как к самому себе. ... прежде всего, как ни странно это звучит, мы должны научиться любить себя самих". Из этой нормальной для психотерапевта банальности следует ещё один вывод: "Единственное, что мы можем, — любить и утверждать достоинство человека в человеке. Сознание человеческой ценности и достоинства, сознание богоподобия человека — вот та единственная духовная, национальная и политическая сила, которая в конечном счете способна остановить войну".

Здесь важнее всего - и агрессивнее всего - словечко "единственная". Лоргус противопоставляет "сознание богоподобия человека", "любовь" - защите прав человека. Он нападает на "Запад", повторяя обличения митр. Кирилла Гундяева:

"Запад ложно ставит вопрос о человеке. В секулярной Европе сегодня отсутствует понятие человеческой личности, есть только понятие прав личности. Либеральным ценностям, основанным на правовом поле, на самом деле нет дела до личности. Право охраняет лишь внешнюю оболочку человека — своего рода периферию личности, где человек сталкивается с государством, с обществом, с другими людьми. Таким образом, западная цивилизация выстраивает вокруг человека некую защитную оболочку, некий кокон и охраняет личность. Охраняет хорошо, продуманно, целесообразно и достаточно гуманно, но внутреннее содержание человеческой личности мало интересует западную цивилизацию".

Священник главный свой гнев обрушивает не на зверства русской армии в Чечне, а на западных защитников эвтаназии:

"Война навязана обществу сверху, навязана ему государством. Но не прорастает ли она и снизу — не является ли она следствием нашей готовности убивать и быть убитыми? Эвтаназия, говорят ее сторонники, будет проводиться по желанию самого умирающего. Это гуманная акция, избавляющая человека от лишних страданий, от бессмысленных предсмертных мук. В этих либеральных рассуждениях есть свои резоны и своя гуманность, нет только главного — Христовой правды".

Таким образом, начав "за здравие" с обличения войны, Лоргус заканчивает идейной подготовкой войны со всей западной цивилизацией. Жизнь целиком интериоризируется: "периферия личности" - дело десятое, главное любовь. Рассуждение вполне логичное, но глубоко безнравственное, потому что речь идёт о периферии не личности Андрея Лоргуса, а о "периферии" живущих в Чечне русских и чеченцев, мужчин и женщин, стариков и детей.

Статья Лоргуса, за десять лет до воцарения Путина в "Журнале Московской Патриархии" оправдывал сотрудничество верующих с Лубянкой, понравилась той части православных, которые противопоставляют себя "черносотенцам": она была напечатана в "Континенте", где и главный редактор, и ведущие церковного обозрения - прихожане о. Г.Кочеткова, 5 марта 2005 года ссылка на эту статью была помещана на первой странице сайта Космодемьянской церкви (http://damian.ru), единственной в Москве подчеркивающей (на том же сайте) свою приверженность наследию о.Александра Меня. За несколько месяцев ссылка на статью Лоргуса - единственная ссылка этой страницы на посторонний материал.

*

Свящ. А.Борисов в 2001 году на приходском собрании на вопрос о том, могла ли Лубянка взорвать дома в Москве, сказал: «Только человек, который потерял способность отличать добро от зла, может сделать такие чудовищные выводы» (см. мемуар Степурко, вообще очень интересный и живо написанный). Тут же Борисов выступил в поддержку войны в Чечне.

Комментарий Степурко: "Я подумал, что вот, наконец, мы, христиане, можем слышать мнение Церкви (пускай на приходском уровне) по тому, или иному актуальному вопросу нашей жизни. Раньше такой привилегией обладали только западные христиане, всегда знавшие мнение своей Церкви по любой жизненной ситуации, а теперь и мы можем иметь такое мнение. (К случаю хочу заметить, что в нашей молитвенной группе сразу кончились споры о войне, после того, как все слышали о. Александра)".

В результате вот недавно я говорю с одной новой христианкой, и она просит объяснить ей, как это древние евреи так жестоко расправлялись со своими врагами, да еще при этом считали свои войны священными. Женщина ходит в храм, спрашивала об этом у священника, у катехизаторов нескольких (и все -меневцы), но их ответы показались ей уклончивыми и ничего не объясняющими. Потому что, если мы не находим в себе силы сказать правду о настоящем, то и о прошлом не поймем правды. Возможно, и наоборот: потому люди поддержали войну в Чечне, что задолго до этого не нашли в себе силы сказать: завоевание Палестины евреями было прежде всего агрессией, грехом и кровавым злом. Объявление этого завоевания "священной войной" было милитаризмом и богохульством. Довольно кислое было явление. Лимон. Другое дело, что Создатель вывернулся и из этого лимона кое-как сделал лимонный сок, встроил и этот милитаризм в Свое Откровение. Пацифистов-то вообще тогда не было .

Понять греховность, сатанинскую природу библейского милитаризма трудно -- ведь это возможно только, если мы одновременно увидим в себе, именно в том, что мы считаем самым благочестивым и лучшим в себе, элементы не божеского, а сатанинского, агрессивного, злобного. Не надо бояться, что, выдернув эти зубы мрака, мы лишимся Бога. Напротив, мы уберем то, что закрывает от нас подлинное Лицо Божие. "Избави нас от лукавого" -- это и об избалении от того лукавства, которое мы натащили в Слово Божие на грязных армейских сапогах, и с которым пытаемся отождествить Окровение.


Откровенно о замене марксизма православием говорят представители МП. Анатолий Шаталов, отдел по взаимодействию с армией:

"Сегодня для силовых структур остаётся понятие "моральный фактор", который определяет боеготовность и боеспособность. Моральный фактор наполняется определённой идеологией. Раньше таким наполнителем был марксизм-ленинизм, но в связи с тем, что он ушёл, а моральный фактор остался, сегодня мы подошли близко к пониманию того, что же будет формировать духовно-нравственную основу. Командиры понимают, что основой может быть только религия" (Новое время. -№48. - 2004 г. - С. 8).

* * *

Старообрядец и капитан первого ранга Алексей Рябцев:

"В моем родном военно-морском училище в аудитории, где раньше кафедра кораблевождения размещала планетарий, теперь размещается храм Московского Патриархата (хотя в 100 м от училища есть церковь). Конечно, с точки зрения РПЦ будущим офицерам в лампадах разбираться важнее, чем в звездах, но это мнение не всеми принимается безоговорочно" (Независимое военное обозрение, 8 апреля 2005 г.).

Борис Туманов издевался над заменой марксизма православием в русской армии и саркастически предлагал учредить "несколько переходящих икон для ежегодного вручения их отличникам боевой и политической подготовки" (Туманов Б. Тонкости государственного языкознания. // Новое время. - №48. - 2004 г. - С. 8). Между тем, идея переходящего красного знамени представляется не столько уж чуждой дореволюционной России. Правда, явление "перехода", передачи аналог и прямого предшественника имеет не в религии, а в спорте, но награждение иконой за службу, благословение иконой новобрачных - вещь вполне распространённая. Православизация есть не просто соединение двух чужеродных явлений, большевизма и марксизма. Она выявляет в большевизме то, что роднит его с дореволюционной религиозностью.

*

Роман Илющенко, Андрей Макаров. Хранители военных тайн. // Русь державная. №7, 2003, с. 6. О военных в Сарове, которые совмещают службу с богослужением, в т.ч. о солдате-мусульманине, который прикладывается ко кресту в полковой церкви. В Сарове атомная спецчасть, сюда якобы мечтают прорваться чеченские террористы, но пока прорвался лишь настоятель Всехсвятской церкви Сарова, служит здесь. Вот Ривкат Ш. из Омска: "По вероисповеданию мусульманин, но солдат сам подходит ко кресту, получает от батюшки иконку и благословеие: - Это надо делать. Никакого греха я в этом не вижу. Вера дает силу при преодолении любых испытаний", - это комментаирует из Омска же солдат Руслан Стребков. Крещеный? Есть в святцах Руслан? Авторы статьи оба - подполковники части.
10 июня 2003 года "Известия" присоединились к советской прессе, исполнив еще один ритуал: очерк о воинской части в Арсаках, где отбывают срочную будущие священники. Такие умильные очерки с начала 1990-х стали такой же регулярной чертой постсоветской прессы, как и фельетоны о нерадивых сантехниках. Вот краткая сводка лишь за последние пять лет: к Рождеству - "Веч. Москва", 4.1.98, А.Оверчук (уп., что среди солдат внучатый племянник Ридигера); к Рождеству следующего года - "Сов. Россия", 24.12.98; 14.4.2001 - Моск. комсомолец, С.Самоделова, и почти одновременно, 21.4.1 - Труд, Вл.Князев.

Свящ. Дм. Смирнов объяснил, почему журналистов не пускали без разрешения военных освещать сборы военных священников в Рязани: "Как врачи не обсуждают болезнь при пациенте, так мы не хотим выносить наши проблемы на публику. Лучше вы потом посмотрите на результаты" (Рудницкая А. Отцы солдатам. // Московские новости. - 1 июл. 2003 г. - С. 23). Особо пикантно, что с врачами сравниваются военные. Интересно, слово "операция" изначально было взято военными из медицинского лексикона, врачами из военного или пришло к тем и другим из, к примеру, математики? Впрочем, примечательно, что речь Смирнова противоречива внутренне: врачи собираются, чтобы обсуждать болезнь пациента, а эти - чтобы обсуждать свою болезнь. Так врачи они или больные? Ни то, ни другое, они - военные.


Вл.Старостин. Военное самодержавие России: беда или благо народа? (Знамя, 1991, №1). Анализируя причины постоянного отставания от Запада, как на главную и чаще всего замалчиваемую, указывает на милитаризацию, даже до сего дня. 

ИТАР-ТАСС / Православие.Ru: "В новой спортивной одежде и обуви на большом татами теперь тренируются юные борцы, занимающиеся в спортивной секции при воскресной школе храма Св. Николая Чудотворца в г. Сапожок. Протоиерей Олег Кузьмин, который открыл воскресную школу, выпускник института физкультуры г. Челябинска. Совместно с администрацией района он арендует спортивный зал. Два раза в неделю 50 мальчишек и девчонок собираются там для занятия физической подготовкой и спортивными играми. Но священник давно мечтал открыть секцию борьбы в поселке с целью отвлечь ребят от улицы. Спортсмен-священник обратился к президенту России с просьбой оказать содействие в приобретении борцовского ковра и спортивной формы. И вот первый заместитель полпреда президента в Центральном федеральном округе Александр Громов на прошлой неделе привез и передал ребятам ковер для борьбы, 50 комплектов формы для занятий самбо и дзюдо, а также другой спортивный инвентарь".

*

Герман Петелин, Новые Известия, 3.10.3, Крестоносцы. Очерк о священниках, которые издят в Чечню, прежде всего, Мих. Васильева, ок. филос. ф-т МГУ, с 1998 10 командировок на Балканы, 13 в Чечню, зав. сектором ВДВ в отделе МП по взаимодействию с армией. Служит в храме Ильи Муромца (это Одинцово? Но это, кажется, РВСН?). "По опросам" в армии 80% православных. "А на чеченской войне, - шутят офицеры, - неверующих нет". Однако, про эту веру священники солдатам быстренько рассказывают, только времени не хватает. В военных частях в Чечне развернуто 11 храмов, обычных церквей нет, хотя в Чечне только в Надтеречном р-не 15 тыс. русских. Якобы чеченские партизаны получают десятки тысяч долларов за голову священника. Васильев: "Мы допущены в части неформально. Все зависит от личных связей и контактов. Кстати, добрая половина полковых священников - бывшие военнослужащие". Что на войне неверующих нет - так и чеченские имамы, наверное, шутят. Начали воевать - уверовали. У этого оборотная сторона: там, где на войне нет неверующих, там в мирное время нет верующих. Поэтому там и дня без войны в том или ином виде не мыслят.

*

15.1.2004 в Калининграде застрелился милиционер Роман Карамышев, который в 1999 оставил Смоленскую семинарию, пошел воевать в Чечню, служил теперь охранником консульства Швеции. "По словам сослуживцев, он одинаково хорошо обращался с крестом и автоматом, такое нечасто встретишь" (Валерий Громак, Русский курьер, 16.1.4). Да уж, пожалуй, тут его предшественники разве что римские легионеры, распинавшие Иисуса и одинаково хорошо обращавшиеся с мечом и с крестом.

*

Март 2003 года: по первому каналу какой-то священник, только из Чечни, (Михаил Васильев?) объяснял солдатским матерям, что еще в IV в. некий собор признал службу в армии обязательной для христиан, и что вообще поскольку в России все женщины делают аборты, то и солдатские матери делали аборты, а значит, матери, которые не хотят посылать своих детей в армию, не имеют права на это, потому что у них у самих руки по локоть в крови.

*

 

Пишет журналист Виталий Камышев из Иркутска: проходивший здесь 22 апреля 2002 г. "молитвенный" пикет около католической церкви (в поддержку высылки Мазура) был вовсе не стихийным порывом простых бабушек, как это пытался представить официальный представитель Патриархии, а хорошо организованной акцией, в которой участвовали здоровенные мужики - из тех, что рядятся под казаков. А организовывал все местный жирик: Александр Степанович Турик. "Председатель правления Иркутской областной общественно-политической организации РНПС "Верность", сопредседатель Русского общенационального Союза РОПС, депутат Законодательного собрания области". Родился Турик в 1950 г., работал слесарем до армии, потом два года учился в иркутском инъязе, но недоучился, а пошел кочевать "рабочим" по разным конторам, через четыре года осел в пожарниках. И вдруг - карьерный взлет, в 1985-м заканчивает филфак иркутского университета. Из пожарников - в редактора Восточно-Сибирского издательства. В перестройку партия его призвала в председатели черносотенного союза "Верность". С 1996 года депутат облдумы. "Внес свой вклад в дело обороны Приднестровья, правительством ПМР награжден крестом "За оборону Приднестровья". То есть, человек открыто признается в нарушении законов суверенной страны - Молдавии, возможно даже, в совершении убийств под лозунгом "противления злу силою" (любимый писатель - Иван Ильин) - под предлогом защиты самозванной бандитско-воровской "страны".

*

Интервью с еп. Петропавловским Игнатием, совершившим поход на боевой атомной подлодке. Об атомной бомбе: "Сейчас по телевидению демонстрируется много жестокого и безнравственного. Однако виновен ли в этом сам телевизор? Поскольку существует опасность независимости и существованию Отечества, необходимо иметь средства ее отражения". И цитатка из Ив. Ильина о том, что средства воинского дела неправедные, но именно поэтому дух солдата должен быть крепок в христолюбии (Аргументы и факты, 30.9.1999, №39).

Отец Олег (очевидно, Стеняев - из московской церкви Всех скорбящих): "В мире нет ни одной религии, которая бы отказывала в благословении воинам, защищающим свое Отечество ... Если говорить о Библии, то в Священном писании сам Господь Бог повелевает идти завоевывать земли, освобождать Отечество, воздавать отмщение: "Взявший меч от меча падет" (Известия, 23.12.1999). Сильно - так извратить слова Христа, призвавшего вложить меч в ножны, потому что взявший меч от меча погибает...

Пишет поклонник Ивана Ильина: «Как показала история, большевики не приняли ни книгу И. А. Ильина, ни его идеологию возрождения и восстановления России, ни ильинскую идею «сопротивления злу»: философ находился под спудом строжайшего запрета вплоть до 1989 г. Здесь историческая интуиция подвела Бердяева. Большевики потому и отвергли Ильина, что их «сопротивление добру насилием» в корне отлично от его «сопротивления злу силой». – Верно, если в понятие «большевики» не включать тех героев, которые с 1990 года из КПСС вышли и провозгласили Православие (не Христа!) своим проектом, то утверждение верное. Однако, любопытно, что именно Ивана Ильина – издали собрание сочинений, а Бердяева – нет, до сих пор, хотя несколько раз начинали. В октябре 2005 г. останки Ильина вместе с останками Деникина перевезли в Россию на Донское кладбище – инициатива была у Юрия Лисицы, преподавателя богословского инситута о. Вл.Воробьёва, того самого, которого ещё в 1970-е годы Лубянка включила в свой проект замены марксизма православием через подставного «отца Арсения». Вот чётко Ильина дважды назвали "духовным чекистом" - логика привела многих, им восхищавщихся, как и многих карловчан, под сень Лубянки, стоило той надеть православную шкуру. Сам Лисица – превосходный математик, профессор Университета Дружбы народов. В качестве примеры того, как идеи Ильина реализуется в путинской России, Лисица указал на создание Общественной палаты – очередной советского типа организации номенклатуры, подменившей реальные выборные органы. Организовывало перевозку посольство России в Швейцарии. На парижской панихиде пел хор Сретенского монастыря, которым руководит Тихон Шевкунов, один из «путинских православных», организовывавший присоединение карловчан в МП.  При этом Врангеля даже не реабилитировали. Бердяевским домом МП пользуется вовсю, но об идеях Бердяева в ней лучше не вспоминать.

*

В июле 2008 г. правительственное агентство с гордостью сообщило, что все пять воспитанниц Никольского монастыря в Малоярославе, которые закончили в этом году школу, получили от Министерства обороны предложение поступить в военные вузы: трое в школу военных переводчиков, две – в академию РВСН, учиться военному программированию.

*

*

Священник РПЦ МП Михаил Васильев, служит при гарнизоне главного штаба ракетных войск (Власиха):

"Государство наше распалось. И если не остановить этот процесс, то мы распадемся до границ Московской области. Просто-напросто мы станем сырьевым придатком для западных держав. ... Нам как можно быстрее необходимо укреплять государствообразующие институты – Церковь и армию. Укреплять и улучшать жизнь прежде всего русского народа, как государствообразующего этноса в России. То есть этноса, который формирует нацию, вокруг которого группируются все остальные народы. Не будет этого стержня, этой сердцевины, этого основания – все остальное распадется. Подумайте, как между собой могут сближаться, например, осетины и якуты, если не через русский народ, русский язык, русскую культуру?" (2001 г., интервью для газеты "1 сентября", http://vos.1september.ru/2001/16/2.htm).

Та же псевдологика, что у коммунистов: пролетариат - единственная сила, способная похоронить капитализм, но пролетариат слаб, коммунисты должны сделать его сильным. Это шизоидная психика: русский народ велик и создал великое государство, но русский народ слаб, русское государство распалось, надо всем пожертвовать, чтобы создать русский народ и русское государство.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова