*
"В жизни современной Церкви есть научная компонента. Это теология. Теология - это именно модус присутствия логики в иррациональном мире религии. Так зачем же открещиваться от своего союзника! Теология - союзник науки, часть науки" (А.Кураев, выступление на радио "Эхо Москвы", июль 2007 г.). Знак равенства между "рациональным" и "научным" ставит не священник из политруков или сантехников, каких много в современной России, а выпускник философского факультета и богословской академии. Он понимает, что логика присутствует всюду? Просто демагоги отождествляют теологию с наукой, не слишком задумываясь, но в данном случае отождествление производит человек, который много и со вкусом критиковал католичество за рационализм, который прекрасно знает, что "теологии" не существует, есть множество различных "теологий" - католическая, православная, несколько протестантских, исламская. Вполне образованные, но "лояльные" члены МП заговорили о том, что МП всегда защищала "православную науку". Это тот же феномен, что в случае с Фоменко: одичание. Причём, одичание не низов (которые одичать не могут, ибо не окультуривались), а образованных людей, которые начинают логику использовать для создания фиктивных и очень агрессивных словесных конструкций.
*
*
Баранников и Вульф, депутаты СПС, в 2002 г. объявили, что осенью будут вносить законопроект о легализации "услуг
сексуального характера". В патриархальном обществе проституцию считают удовлетворением женского сладострастия,
в современном обществе - мужского. Согласно первой позиции, если женщина хочет быть проституткой, то джентльмен,
конечно, должен предоставить ей все возможности заниматься этим делом спокойно, платить налоги, пользоваться
защитой милиции. Так было в России накануне революции, когда солдат повзводно водили в публичные дома, за которыми
следили специальные врачи. Нынче на Западе, однако, взгляд другой: если мужчины будут держать себя в руках,
проституция исчезнет. Нет у женщин (кстати, и у мужчин) непреодолимой потребности развратничать. Никто по доброй
воле не станет оказывать "услуги сексуального характера". С таким же успехом вор может утверждать,
что хозяин ограбленной им квартиры оказал ему услугу по бессрочному прокату вещей. Или министр финансов, устроивший
искусственную гиперинфляцию, а то и дефолт, заявит, что граждане, потерявшие свои сбережения или две трети зарплаты,
бессрочно ссудили их государству. В этом отношении идея легализовать проституцию отлично вписывается в традиции
лидеров СПС от Гайдара до Кириенко. Это ведь СПС гордится тем, что в России большинство населения стало платить
подоходный налог на один процент больше, а номенклатура - на десятки процентов меньше. У команды Гайдара это
называется "заплати налоги и спи спокойно". Этот лозунг, слегка переиначив, пригодится гайдаровцам
и для легализации проституции: "Спи спокойно с проституткой, только пусть она заплатит налоги".
Неясно, собственно, одно: политическую проституцию этот законопроект тоже будет регулировать?
*
"Известия", 23.8.2002, интервью с питерским "бизнесменом" Вяч. Лейбманом. Еще один из "питерских
коммандос". Деньги составил на торговле нефтью и гостиницами (как раз это все курировал Путин в бытность
замом Собчака). Теперь решил издавать газету "Консерватор", видимо, в стиле Максима Соколова - главредом
взят Леонид Злотин, издававший "Русский телеграф". Только вот странность: зачем-то взял и заплатил
миллион за "Общую газету", хотя ту не любил (слишком "политизирована"). Зачем платить миллион
за газету, если будешь вместо нее издавать другую? У "Общей" и помещения не было своего, и штат не
"консервативный". Естественно, журналист спрашивает: "Кто просил вас купить "Общую газету",
на что Лейбман: "Ха-ха. Не скажу". То есть, не отрицает, что "купил", хотя начинал с того,
что купил - чтобы получить через пять лет прибыль. Нет, купил просто, чтобы закрыть. Миллион - на удавку.
*
Сотрудник ИНИОНа Анат. Ракитов, автор книги "Путь России": "чем выше уровень технологии цивилизации,
тем нравственнее носители этой цивилизации. Человечество гуманно настолько, насколько может себе это позволить"
(Новая газета. - 15 авг. 2005. - С. 16). Что тогда Ракитов подразумевает под "гуманностью" - наказание
за коррупцию или снисходительность? На Западе (он приводит пример немецкого министра, наказанного за коррупцию)
менее "гуманны". Очевидно, что и здесь выпускник философского факультета МГУ 1950-х годов не придерживается
какой-либо логики, кроме логики цинизма - по нужде всякий украдёт, этика - барская прихоть. Ракитов убеждён,
что западный человек нравственен (уважает закон), потому ему это выгодно: за нарушение - накажут.
*
Ашот Айрапетян (Новое время, №30, 2003, с. 3): "Чеченцам перед тем, как взяться за оружие, необходимо
внимательно изучить нашу недавнюю историю. Советские танки входили как в Чехословакию (1968 г.), так и в Афганистан
(1979 г.). В Чехословакии поняли, что сопротивление не имеет смысла, в итоге там погибло незначительное число
людей, а города и села остались целыми. А в Афганистане погибло около миллиона местного населения. ... Надеяться,
что с тех пор этот мир стал более справедливым, по крайней мере, наивно".
*
Милиционер, дежурный по станции метро «Менделеевская» в Москве (фамилия почему-то
утаена Ярославой Таньковой из «Комсомольской правды» от 3.2.2003): «По мне, так
пусть эти алкоголики хоть все вымерзнут».
Брежневщина есть общество, где верхи и низы взаимно циничны, ненавидят друг
друга за цинизм, но цинизма боятся меньше, чем свободы.
*
ТОФИК ШАХВЕРДИЕВ
Судьба познакомила меня с замечательным человеком, кинорежиссером-документалистом
Тофиком Шахвердиевым. В 1997 году он даже оказал мне честь и взял для радио, на
котором он тогда работал, интервью о моем отношении к жизни в Москве. Я критиковал
не столько Юрия Михайловича Лужкова, сколько тех жителей Москвы, которые создают
культ личности московского градоначальника, не замечая вокруг себя грязи, хамства
и расизма властей, не сознавая, кто и как оплачивает бриллиантовые броши на московских
обносках. Отдают свободу за порядок и красоту — в их советском понимании. Искренне
полагают, что процветание Москвы обеспечено расцветом ее промышленности, хотя
никто не может сказать, что же такое высокодоходное производят предприятия города,
кроме кривоватых щелястых домов и "Москвичей". Правда, передача не вышла в эфир:
Шахвердиев с горечью сказал мне, что она была отвергнута как слишком односторонняя.
В 1999 году Шахвердиев попросил меня о таком же интервью, но уже для документального
фильма. Мне не составило труда повторить сказанное, добавив к этому несколько
новых фактов (например, "Аргументы и факты" в №29 за 1999 г. писали о том, как
обманули стариков, отдавших городу квартиры и получивших взамен скверное общежитие
с дурным уходом). Процитировал я и понравившееся мне мнение известной журналистки
Ольги Кабановой о том, что нынешняя Москва — маниловщина в смысле дисгармонического
соседства блеска и грязи ("Известия", 27.2.1999).
Может быть, самым ярким доказательством тому, какой режим установился в Москве,
явился тот факт, что, пока я говорил — а было на на улице перед моим домом — около
нас появился дворник, потом исчез, а еще через несколько минут возник участковый
и потребовал объяснить, что происходит. К счастью, у Шахвердиева оказался какой-то
документ из московской мэрии с разрешением на съемки. Что совершенно противозаконно
и спрашивать такие документы, и выдавать их — этого большинство москвичей, судя
по всему, не понимает.
И вдруг отрывки из того моего интервью появляются в предвыборном ролике Лужкова!
Мои слова вырваны из контекста, перепутаны так, чтобы их смысл исказился (например,
слова о маниловщине оказались отнесены к кольцевой автодороге). Лужков не посмел
опровергать информацию об обманутых стариках в "Аргументах и фактах", не обратился
тогда в суд, вопреки своему обыкновению — а тут устроили съемки каких-то стариков,
которые очень довольны своей судьбой.
Шахвердиев, идя на эту "подставу", делал серьёзный выбор - в те году
многие делали этот выбор: от свободолюбия к порядколюбию. Он вернулся к тому,
с чего начинал и в чём долгие годы жил - к оппозиционности карманной, под эгидой
того, кого ты критикуешь.
Новое: критика "молодёжи": "Года три-четыре назад я сильно
рассчитывал на то, что … новое поколение будет оплотом либеральных ценностей.
Этого не случилось. Молодые люди заняты собой, они абсолютно цинично оценивают
жизненные реалии. Некоторым даже нравится, что президент свой парень. Многие просто
делают карьеру. Как комсомольские активисты раньше" ( Олег Сысуев, "Новое
время", №14, 2005). 15).
Аналог этой вере в молодежь - в вере православных "либералов" (ср.
тексты Чапнина и Стрельчика)
в то, что антисемитизм и нацизм в православной среде - побочные явления, а будущее
прекрасно. Разочарования у этих "либералов" пока нет, им платят деньги,
они причастны власти, их семьи в порядке, не их судят по обвинению в кощунстве,
а способность сочувствовать тем, кого несправедливо судят, у этих людей никак
не проявляется. Конечно, то, что в обычной политике - наивность, да еще ненатуральная,
в церковной жизни судится строже, тут ведь планка выше, на уровне поперечины Креста.
|