Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ:

XX век

К оглавлению

См. отзыв о книге Головушкина, 2009.

История Российской Православной Церкви («обновленчества»).

28 февраля патр. Тихон выпустил воззвание против изъятия церковных ценностей властями. В Петрограде группа священников, собиравшихся на квартире о. Михаила Попова, написала и опубликовала в «Красной звезде» 25 марта 1922 г. воззвание противоположного характера, с призывом «отрешиться от контрреволюционной политики», сдавать ценности. Среди подписавших был А.Введенский, Александр Боярский, Евгений Христофорович Белков, владимир Красницкий.

В апреле 1922 г. в Москве проходил процесс над людьми, обвинявшимися в сопротивлении изъятию церковных ценностей. В качестве экспертов, подтвердивших (невольно) правоту советской стороны, были проф. Кузнецов, еп. Антонин Грановский, свящ. Калиновский, правильно указывавшие, что для спасения голодающих святыню отдавать можно. Такой же позиции придерживался митр. Петербургский Вениамин.

12 мая 1922 года к патриарху Тихону, находившемуся под домашним арестом по делу о церковных ценностях, пришло трое священников: Александр Введенский, Белков и Калиновский. 18 мая они пришли вторично. Через год патриарх о первом свидании не упоминал, зато подчеркивал, что Калиновский незадолго до визита «прославился» тем, что снял с себя сан. На этой встрече священники убеждали патриарха сложить с себя сан, он отвечал: «Я с радостью приму, если грядущий Собор снимет с меня вообще патриаршество».

18 мая 1922 г. Патриарх письменно доверил им «принять и передать» дела церковного управления митр. Агафангелу, приезд которого ожидался. При этом патриарх хорошо знал, что митрополиту могут помешать приехать в Москву чекисты. Лукавил позднее патриарх, утверждая, что только доверил священникам привести в порядок канцелярские дела. В прошении патриарху священники указывали, что «привести в порядок» нужно не просто бумаги. а «церковные дела». Более того, полтора года спустя сербскому патриарху Тихон описывал происшедшее, уже не упоминая вообще о своих контактах с Введенским и другими: «Во время невольного удаления Нашего от церковных дел восстали некоторые мятежные пресвитеры и недостойные епископы».

В ночь с 18 на 19 мая патр. Тихона из Троицкого подворья перевезли под строгий арест в Донской монастырь. В Троицком же подворье обосновались члены ВЦУ.

28 мая 1922 г. издал послание против обновленцев митр. Вениамин Петроградский (предварительно Введенский уговаривал его присоединиться). 29 мая он был арестован. Заменивший его еп. Алексий Симанский 4 июня 1922 г. поддержал Введенского, отменив решение Вениамина. 24 июня Симанский сложил с себя обязанности по управлению епархией и ушел в отпуск, чтобы не сотрудничать с обновленцами, но и не выступать против них.

29 мая 1922 г. Введенский и епископы Антонин Грановский и Леонид Скобеев на учредительном собрании провозгласили создание группы «Живая Церковь» и Высшего Церковного Управления. Было объявлено об издании журнала «Живая Церковь». Его редактором стал свящ С.Калиновский, в 1917 г. с Ф.Жилкиным создававший Христианско-социалистическую рабоче-крестьянскую партию». Первым пунктом программы «Живая Церковь» ставила устранение из вероучительных текстов и богослужения монархической риторики.

9 июня в Петербурге начался суд над митр. Вениамином, завершившийся его (и других обвиняемых) расстрелом в августе 1922 г.

«Обновленцы» или «живоцерковники» действовали по инициативе большевиков. Уже проф. Троицкий считал, что их организовала советская власть «в апреле 1922 года в заседании Совнаркома по предложению Троцкого». Он основывался на сообщении Польского телеграфного агентства от 12.5.1922. В 1990-е годы были опубликованы многочисленные документы, подтверждающие поддержку "обновленцев" большевиками. Власти арестовывали тех, кто мешал обновленцам, предоставляли им возможность публиковать свои материалы и т.п. Аналогичную поддержку большевики с 1927 года оказывали Московской Патриархии во главе с митр. Сергием (Страгородским).

16 июня 1922 г. в числе первых признали ВЦУ митр. Владимирский Сергий Страгородский, архиеп. Нижегородский Евдоким Мещерский  и архиеп. Костромской Серафим Мещеряков. В их совместном воззвании говорилось: «Целиком разделяем мероприятия Церковного управления, считаем его единственной канонически законной верховной Церковной Властью». Поддержал обновленцев еп. Рязанский Вениамин Муратовский.  Астраханский Анатолий Соколов и др.

18 июня 1922 г. митр. Агафангел отверг предложение Введенского присоединиться к группе, осудил ВЦУ и благословил епископов управлять своими епархиями самостоятельно («автокефально»). Он был арестован и сослан. ВЦУ изначально действовала по указаниям чекистов, которые репрессировали священников и епископов, не желавших переходить под власть ВЦУ.

10 августа 1922 г. ВЦИК издал декрет, по которому право на существование было лишь у зарегистрированных властью религиозных организаций. Регистрировать же общины «тихоновцев» власть отказывалась, что подталкивало их к переходу под ВЦУ. К августу 1922 г. из 97 епископов 37 признали обновленцев, 24 заняли нейтральную позицию.

6 августа 1922 г. открылось собрание группы белого духовенства «Живая Церковь» (завершилось 17 августа). Был принят ее устав.

В ночь с 12 на 13 августа были расстреляны митр. Вениамин (Казанский) и еще трое, приговоренных по «питерскому» делу о церковных ценностях.

8 октября 1922 г. был поставлен первый женатый епископ обновленцев (и вообще в России): сибиряк Петр Блинов.

Была снята анафема с  Льва Толстого. Митр. Сергий Страгородский на пленарном заседании ВЦУ 23 октября 1923 г. выразил резкий протест против этих действий, но не оставил обновленцев. Он только заявил, что такие реформы полномочен проводить лишь поместный Собор, имея в виду собор обновленцев.

Отмежевался от этих перемен и Антонин Грановский, 20 августа 1922 г. объявивший о создании Союза церковного возрождения. Красницкого митр. Антонин называл «жандармом в рясе» (имея в виду «чекиста в рясе»). Еще с начала ХХ в. Грановский прославился своим открытым антимонархизмом, стремлением к «коммунизации» жизни: свободному соединению людей. Когда в январе 1923 г. власть обложила церковные здания налогом, Грановский подал во ВЦИК письменный протест и налоги были 1 февраля 1923 г. отменены. Временно. С тайной политической полицией Грановский иметь дела категорически отказывался.

Свою группу 5 сентября 1922 г. создал и А.Введенский, назвав ее общин древле-апостольской церкви (СОДАЦ). К концу 1922 г. СОДАЦ была самой многочисленной ветвью обновленчества.

В конце 1922 г. в Москве архиеп Иоанникий Смирнов, соучастник «пензенского» раскола Путяты, женатый архиерей, бывший «гапоновец» Ф.Жилкин и поэт-анархист Алексей Святогор создали Свободную Трудовую Церковь. Власти им отдали в Москве храм Никола Красный Звон в Юшковом переулке. Евгений Х.Белков в Петерограде создал Союз религиозно-трудовых общин. Он получил Преображенский собор на Литейном проспекте в Петербурге.

Обновленческое движение оказывалось соединением очень разных течений. 1 декабря 1922 г. в его состав торжественно вошли в Петрограде последователи трезвенника Чурикова, которым Введенский разрешил причащаться лишь под одним видом. И до революции митр. Антоний Вадковский не препятствовал деятельности Чурикова. Чуриков был значительно уравновешеннее Введенского. 2 декабря 1922 г. сам Чуриков и несколько тысяч его сторонников причастились Святых Таин за литургией, которую служил Введенский.

Группы Введенского, Антонина, Красницкого объединялись прежде всего и более всего соучастием в «антитихоновском» проекте советской власти.

С 29 апреля по 5 мая 1923 г. в Москве прошел собор «Живой Церкви». «Живую Церковь» Красницкого представляли 140 делегатов, СОДАЦ - 116, «Сибирская группа Живая Церковь» Петра Блинова - 60, «Возрождение» - 10. Было трое «непартийных обновленцев». Собор отменил анафему патр. Тихона против советской власти, низложил патр. Тихона, отменил патриаршество, признал новый стиль, призвал к поддержке советской власти: она-де «одна во всем мире государственными методами имеет осуществить идеалы Царства Божия».

В вину «обновленцам» Троицкий ставил допущение женатого епископа, допущение разводов для духовенства, предоставление совещательного голоса неправославным участникам соборов.

26 июня 1923 г. патр. Тихон был освобожден из-под ареста. Многие лидеры обновленчества перешли к Тихону: 27 августа 1923 г. - Сергий Страгородский, 29 августа 1923 г. Серафим Мещеряков. В конце 1923 г. торжественно вернулось монашество Александро-Невской лавры. В Москве возвращение к «тихоновцам» организовывал еп. Иларион Троицкий, в Петербурге еп. Мануил Лемешевский. Оба были арестованы, но обратного движения уже не состоялось.

Еп. Антонин Грановский порвал с «Живой Церковью» 29 июня 1923 г. и 14 января 1927 г. умер главой самостоятельного Союза Церковного Возрождения, располагая помещением в Заиконоспасском монастыре и последователями в Ленинграде, во Владимирской и Харьковской губерниях.

4 июля 1923 г. Патр. Константинопольский признал неканоничными постановления собора обновленцев. В конце 1923 г. против обновленцев высказались другие восточные патриархи.

Однако, в 1924-1925 гг. патриархи Константинопольские общение с обновленцами поддерживали, призывая их примириться с «тихоновцами». В 1924 г. Константинопольский патриарх  Григорий VII хотел послать (не послал) в Россию комиссию, рекомендую патр. Тихону оставить свой пост «ради единения». Григорий также призвал сербского патриарха закрыть карловацкий синод. Противники обновленчества обвинили поддерживавшего обновленцев патр. Константинопольского Мелетия IV, бывшее ранее Александрийский, в том, «что он состоял членом одной из масонских лож во Франции».

Иногда обновленцев признавали и другие православные юрисдикции. Например, когда 12 ноября 1926 г. обновленческий синод даровал автокефалию Грузинской Церкви и уведомил об этом остальные Церкви (вопреки упорному нежеланию «тихоновцев» признавать грузинскую автокефалию), все Церкви признали Грузинскую Церковь автокефальной.

Автор советского антиобновленческого памфлета (авторство неясно) писал в этой связи, что и поставление неканонического патриарха Игнатия никем не считались неканоническими. Никто не винил митр. Филарета Романова, что тот примкнул к Тушинскому вору и противостоял законному патриарху Гермогену: «Историки не отважились выразить сомнение в достоинстве и чести этих русских святителей».

Конечно, такая непоследовательность сильно ослабляет позиции антиобновленцев: каноничность оказывается не так важна, как близость к власти или справедливость решения. Даже ультра-реакционеры карловчане приняли в сущем сане поставленного обновлецами еп. Серафим Ляде.

8 августа 1923 г. второй собор обновленцев заменил название «Живая Церковь» на «Православная Российская Церковь», а ВЦУ - синдом из 12 епископов, 20 пресвитеров и мирян. После этого от обновленцев отделился еп. Антонин Грановский и его союз «Церковное Возрождение». Отделился Красницкий, чья группа сохранила название «Живая Церковь». Главой обновленцев стал еп. Евдоким Мещерский.

Третий собор обновленцев прошел в октябре 1926 г. Этот собор постановил сохранять по желанию прихожан службы по старому стилю, отменил русский язык в богослужении, составил положение о диакониссах, отменил разрешение на брак епископов и второй брак у священников.

Проф. Троицкий упрекал обновленцев в непоследовательности: они не допустили мирян к активному участию в церковной жизни, как объявляли, и представляли интересы лишь «петербургского духовенства». «Властолюбие нескольких захватчиков власти и сословные поповские интересы - вот та неподвижная ось, вокруг которой вращаются жизнь и деятельность «Живой Церкви».

К 1925 г., когда советская власть лишила обновленцев своей активной поддержки, у них осталось меньшинство православных.  Московскому синоду подчинялось 3341 приход (16,6%). В 1926 г. в кассу Синода поступило 4015 рублей. На 1 января 1927 г. вместе с Украиной и Белоруссией было 6245 приходов.

В борьбе с обновленцами проявилась готовность «православных ревнителей» применять физическое насилие и гордиться этим. Проф. Троицкий в доказательство неприятия обновленчества перечислял случаи избиения их лидеров и даже убийства священника. Последний случай оон называл «ужасным», но не осуждал: это-де «суд народной совести», «проявляющийся иногда в библейски суровых формах».

Троицкий же считал, что у обновленцев недействительны таинства: он указывал, что в 1 правиле Василия Великого говорится о том, что преподание благодати прерывается не там, где прерывается преемство, а где прерывается послушание («аксолутиан») «А когда нет благодати, теряет значение и сохранение догматов». Богословие такого сорта ранее православию известно не было. Не осуждали «тихоновцы» женщину, 12 июня 1922 г. ударившую Введенского камнем в голову. «Она проявила ревность не по разуму, но это была ревность о Церкви и ее служителях».

Московская Патриархия очень гордилась тем, что митр. Сергий выпустил антигитлеровское воззвание в первые дни войны, когда Сталин от страха молчал. Но аналогичное воззвание выпустил и митр. Александр Введенский: «Обезумевший Гитлер … Минин, Пожарский и иные. … Пересвета и Ослябя….».

4 ноября 1941 г. Введенский провозгласил себя патриархом. Его интронизировали, посадив на обеденный стол, сообщал сын Введенского иронически (источник не очень надежный, шизофреник). Он умер 25 июля 1946 г. Последняя обновленческая литургия в «настоящем» храме была отслужена 9 октября 1946 г. в храме св. Пимена Великого в Москве.

Историографы официозные, пропагандирующие непорочность руководителей Московской Патриархии и для этого подчёркивающие порочность обновленческих лидеров, писали, что обновленчество прекратилось из-за отсутствия поддержки в народе.

Судить о том, кого поддерживал народ, невозможно, потому что власть пресекла всякие каналы поддержки. "Обновленцев" репрессировали точно так же, как и Московскую Патриархию. В 1929 г. запретили Введенскому публичные диспуты. В 1931 г. закрыли обновленческие журналы и духовные школы. С 1935 года стали массово арестовывать обновленческое духовенство (когда ещё духовенство Московской Патриархии щадили). С 1939 г. было запрещено поставление обновленческих священников и епископов.

Некоторые официозные историки утверждали, что обновленчество прекратилось, потому что его перестали поддерживать власти и, в частности, тайная политическая полиция. Это неверно. Обновленчество прекратилось, потому что власть принудила обновленцев выбирать: либо арест, либо переход в Московскую Патриархию. Чекисты не просто перестали поддерживать "обновленцев", они стали загонять их в Патриархию. Так Московская Патриархия уже в 1941 г. была вынуждена принять "в сущем сане" еп. Василия Ратмирова. Единственное, чего добились руководители Патриархии, так это перерукоположения тех "обновленцев", которые были рукоположены после 1923 года. Обновленческие епископы, которые были и сотрудниками Лубянки, все стали после рукоположения епископами Московской Патриархии: Сергий Ларин. Тихон Попов, Сергей Иванцов. Женатый архиеп. Андрей Расторгуев был принят в сане священника и до кончины в 1970 г. оставался настоятелем храма, в котором был и при обновленцев - Воскресения в Сокольниках.

Святой архиепископ-хирург Лука Войно-Ясенецкий возмущался в 1944 году (о чём доносили чекисты): "На предсоборное совещание в Москву съехалось 44 епископа, из них было больше 50% обновленцев, и когда мне было об этом известно, я был возмущен и заранее определил, что из этого толку не будет, так и получилось, как, например: подготовка выбора Патриарха извращена, уже объявили, что будет избираться один Патриарх, а не три кандидата, из которых по жребию должен быть избран один из трех, к тому же голосование будет открытое и за одного Патриарха Алексия".

Св. Луку не допустили к участию в выборах патриарха 1944 года.

Среди верующих Московской Патриархии стали появляться люди, отказывавшиеся ходить в храмы, "где просто дурака валяют бывшие обновленцы, которые раньше девок фотографировали да бухгалтерами прислуживали Советской власти".

После смерти митр. Александра Введенского весь его архив был сожжён по распоряжению Совета по делам Русской Православной Церкви.

 

 

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова