Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

СТРАНА ДЕЗЕРТИРОВ

ЗАПАД И РОССИЯ

*

Бартломей Шенкевич в "Newsweek Polska" назвал себя русофобом, поскольку считает Россию агрессивной и лживой империей. Анджей Де Лазари ("Przeglad", 15.8.2006) ему возражает и призывает "прекратить русофобию". Де Лазари напоминает девиз Пилсудского: "Если нет мрамора, то надо лепить монументы из г..." и призывает: "Давайте уважать и президента России, раз россияне сами его выбрали, и он по-прежнему пользуется их поддержкой".

И "русофоб" Шенкевич, и "русофил" Лазари одинаково должны вынуть слово "рус" из своих титулов. Шенкевич "кремлефоб", Лазари "кремлефил". К русским их симпатии и антипатии отношения не имеют. Никакие русские, тем более никакие мифические "россияне" президента России не выбирали, никакой поддержкой русских президент России не пользуется. Лазари возмущён тем, что Шенкевич назвал президента России "детоубийцей"? Однако, позвольте, кто-то же всё-таки должен отвечать за гибель сотен детей - и тех, кто погиб при бомбёжках Чечни (об этих почему-то всегда забывают), и тех, кто пал жертвой "борьбы с террористами" в самой России. Тогда и Гитлера давайте реабилитируем - раз немцы сами его выбрали, раз Гитлер никого лично не убивал, как и Путин. Лазари назвал Путина г... - пожалуй, это комплимент. Лазари лепит из этого г... конфету - пожалуйста. Но тогда уж пусть сам и кушает эту конфету, а не предлагает её другим.

Главная беда России - смешение до неразличения российских деспотов и русского народа. Когда такое смешение производят кремлёвские пропагандисты - понятно. Когда не умеют отличить надзирателя от заключённого западные интеллектуалы - не так понятно. Это в худшем случае расизм, подразумевающий, что русские - варварское быдло, которое без деспотизма немыслимо, в лучшем случае - наивность. За Кремль или против Кремля, - в любом случае, это мышление против личности, против точности, против диалога.

*

Момент истины (жаль, что всего лишь момент - слишком невыгодна правда людям буржуазного духа): сколько говорили немецкие политики про покаяние, про высокие идеалы демократии, а в итоге бывший немецкий президент Шредер возглавил кремлевскую фирму, торгующую газом, а его правой рукой станет немец, который служил в политической охранке до последних минут социализма - и, как теперь выясняется, "даже сего дня". "Новая газета" (12.12.2005) опросила четырёх экспертов, все единодушно заявили, что бывшие чекисты - прекрасные специалисты. Правда, все четверо сами - бывшие чекисты.

*

Мишель Камдессю из МВФ, оправдывая помощь России, заявил (Новые Известия, 1.9.1999): "После ухода Примакова в России снова существует монетарная экономика и предпринимаются усилия, направленные для сбора налогов. Поставленные нами цели скоро будут достигнуты. Реформы продолжаются".

*

В "Новой Польше", 1, 2006 - рассказ Ярослава Ивашкевича "Voci di Roma" про то, как в 1936 он встретился в Риме с русскими дворянами, которых знавал в начале столетия, у могилы их няни - та убедила их ехать именно в Рим в надежде на Папу, долго копила на мантилью, без которой к встрече с Папой не пускают, а после аудиенции пришла домой и с тех пор только молчала. Не могу найти журнал - жена, наверное, взяла на работу читать - а там весьма, весьма проникновенно устами этой няни сказано про "Запад нам поможет". Свободный человек не ждет помощи, а помогает. Впрочем, дворяне и их няня - где тут свобода...

*

Джеймс Биллингтон в 2004-м году всё еще пишет с восторгом о том, что передача власти от Ельцина к Путину - это хорошо, "впервые в истории России передача власти от одного избранного главы государства к другому произошла мирным и конституционным путём" (Биллингтон, 2004. С. 64). Фальсификация выборов для Биллингтона словно не существует. Он полагает, что Путин - не русский гитлер, а русский де голль, что Путин создаёт "подлинно независимую судебную власть в России" (Биллингтон, 2004. С. 64). Чем объясняются иллюзии Биллингтона относительно путинизма? Тем, что он - американец, или тем, что он принадлежит к высшей американской номенклатуре?

Носителям высшей власти Биллингтон доверяет безгранично - что те скажут, то и верно, а что они делают, дело неважное: "Воодушевляет то, что и Горбачёв, и Путин обратились к примеру подлинного реформатора Александра II" (Биллингтон, 2004. С. 164).

*

Жорж Нива утверждает (Иностранец, 10.6.3): "Сегодня в условиях полной творческой свободы есть другая опасность. Тобой просто не будут интересоваться. Может, ты думал, что изобрел эпатаж номер один, а на Западе это уже никого не удивляет. Это трудно не только для творческих людей, но еще для верующих. Если ты жил в катакомбной церкви, то сегодня должен построить жизнь церкви по-другому. Никто не диктует. Россия уже нормализована, она - как Запад. Не по всем пунктам, но по пункту свободы творчества она - как Запад". Суждение, основанное на недостаточной информации или на недостаточном обсуждении (с собой и с другими) информации. Да и на Западе свобода творчества - по-разному в разных регионах. В США - да, полная, в Европе - сильнейшим образом искажена системой государственного поощрения культуры. С Церковью в Западной Европе лучше, но в России говорить о свободе не приходится. Государственное (прямое и косвенное - через нефтегазовую номенклатуру, через неписаные нормы провинциального большевизма) поощрение одной конфессии. Деформированная экономика, в которой люди просто не могут голосовать рублем за свои убеждения, все перераспределяется сверху. Прямое нарушение принципов свободы вероисповедания, когда даже за деньги невозможно получить то, что другие получаю вполне бесплатно. Для всех, кто интересуется религиозной жизнью в России, это очевидно. Нива ею не интересуется, он занимается историей российской провинции в XIX веке. Но тогда зачем давать оценки?


Любая западная благотворительность в Росии натыкалась на парадокс: деньги нельзя давать без рекомендаций солидных людей. А солидными в посткомунистической стране являются люди, преуспевшие при коммунизме. Это как в Германии после Гитлера помогали бы только тем, кто раздобудет рекомендацию от бывших нацистов.


 

Натан Щаранский (Новая газета. - 31 янв. 2005 г. - С. 13):

"Все диктаторы ХХ века стали сильными благодаря тому, что свободный мир строил свою стабильность на их поддержке. ... Диктаторские режимы сильны настолько, насколько мы им позволяем. Если строить политику по отношению к этим режимам в тесной увязке с правами человека, то они начнут разваливаться изнутри и не надо будет никакого крестового похода".

Запад поддерживал многие диктаторы для борьбы с коммунизмом. Однако, коммунистические диктатуры вырастали не только без поддержки Запада, но и в борьбе с ним. Многие часто забывали это в 1970-е годы и требовали от Запада усилить давление на большевизм. Вера в то, что рабский режим должен постепенно "разваливаться изнутри", есть именно вера в свободу. История же показывает, что рабство достаточно стабильно: отдельные люди живут недолго и плохо, а система держится и даже отбивает внешние атаки. Свободный мир помог вытащить из большевистской России Щаранского и миллионы других евреев, но вытащить из тюрьмы легче, чем перестроить тюрьму в жилой дом.

*

Патриарх Гузар и патриарх Филарет в 2003 году вместе встречали копию Туринской плащаницы, в связи с чем интернет-аноним возопил: "Возможно для украинских униатов не указ и слова главы папского совета по единству христиан кардинала Вальтера Каспера о том, что для Католической Церкви любое общение с Филаретом невозможно, т.к. он отлучен от Церкви, а Церковь Католическая не вмешивается во внутренние дела Церкви Православной". Надо найти первоисточник цитаты. Она, конечно, не является догматом для католиков, может и переврана, но позицию большинства в Риме отражает точно и очень интересна тем, что абсолютно повторяет формулу, которой тоталитарные режимы обосновывали свое право на душегубство - оно, мол, "внутреннее дело". На Западе практически с этим согласны - а что, им надо с нами связываться? - но теоретически меньшинство иногда возражает: мол, права человека - не внутреннее дело. Разве что, когда душегубство начинает посягать на западных соседей, тогда по рукам дают. А поскольку в церковных делах "дать по рукам" не даёт светское представление о свободе совести, то душегубство тут и во всех случаях остается сугубо внутренним делом. Ну, сожгли о. Аввакума... Дикие русские сожгли ужасно дикого русского - все в порядке и даже несколько к лучшему. Разумеется, это логика отнюдь не "цивилизованного человека", а точно такого же дикаря, - в европейском чиновнике живет больше дикарства, чем в среднем европейском человеке, того дикарства, которое присуще всякой личности, которая не просто глядит на мир через символы, а использует эти символы для власти над ближним. А дикарь дикарю глаз не выклюет.


Западные агентства оптимистически оценивают привлекательность России для инвестиций, несмотря на окончание второго НЭПа, потому что "госкапитализм" выгоден настоящему капиталисту (Зубанов А. Жизнь после рейтинга. // Новое время. - №51. - 2004 г. - С. 18-20). Предприниматели из свободного мира с удовольствием идут в мир несвободный, нужны отдельные законы, чтобы остановить их тягу к прибыли (как поправка Джексона-Вэника). Тоталитаризм гарантирует прибыль: СССР не знал дефолтов - если не считать дефолтами 1917-й и 1991-й годы. Тоталитаризм гарантируем даже невероятно высокую по меркам свободной экономики прибыль, потому что он принципиально расточителен.

Отличие крипто-коммунистической системы в том, что в ней более распылен процесс принятия решений, поэтому отношение к иностранцам кажется не вполне последовательным. Резервирование до 20% инвестиций отпугивает мелких и средних инвесторов (но и в советское время правительство предпочитало иметь дело лишь с крупным бизнесом). Криминализация государства (когда убийства бизнесменов, в том числе, западных, совершают уже не преступники, а правительственные агенты) сдерживает и крупных предпринимателей.

*

О ЖИЗНИ ПОДОДЕЯТЕЛЬНОЙ

Юр.Гейко о чуде: на Пресне (аккурат под моими окнами) он нарушил правила дорожного движения, и его женщина-милиционер оштрафовала, а не отпустила за взятку. Он ее эдак с намеком спросил про зарплату - она ответил: пять тысяч. И добавила: "У меня муж обеспеченный - мне нет необходимости на дороге зарабатывать" (Росс. г., 15.6.4). В 1915 году Бердяев и Розанов полемизировали о том, Россия - баба или женщина. Что любимое отечество - женского полу, не сомневались оба, для обоих было очевидно, что страна нуждается во внешней власти. Так и через сто лет: Россия - жена, муж которой зарабатывает достаточно и достаточно добр, чтобы предоставлять жене определенную свободу самоутверждения. Если муж их нуворосс, покупает жене парикмахерскую. Если муж недонуворосс, то жена просто работает учительницей за те же пять тысяч в месяц. Главное - при деле, сеет разумное, доброе и вечное, учит юношество и/или автомобилистов не топтать ближнего. В пределах ячейки общества это работает. Беда, что, когда Запад содержит Россию (пусть не вполне по доброй воле), отстегивая ей за нефть достаточно, чтобы не помереть с голоду, то из этого проистекает нечто совсем другое. А все потому, что у Запада с Россией нет той интимной, ночной жизни, когда под одеялом совершается нечто, объясняющее - и оправдывающее - странности дневных отношений супругов. Эта пододеяльная жизнь есть самая деятельная, можно даже упрессовать: пододеятельная. Без нее человечество бы вскоре вовсе исчезло с лица земли. И без этого таинства пододеяльности то, что могло бы быть безобидным или даже полезным хобби превращается в обидное самоистребление. Выход, конечно, не в том, чтобы прервать поставки нефти на Запад и напрочь замкнуться в сосании своей лапы, - да и лапы коротки - а в том, напротив, чтобы откинуть одеяло и попробовать - нет, не отдаться, конечно, да и не позарится никто - а, напротив, пожить феминисткой. Перестать заниматься самоуслаждением через насилие над собой и для начала просто раскрепоститься - сперва духовно, а потом и политически. Впрочем, можно попробовать и наоборот: лишь бы поскорее перестать быть милиционершей с фаллоимитатором в руках и с диктатором в голове.

Анна Политковская (Новая газета, 3.2.3, с. 9): "Мы очень надоели Европе. Слишком надоели. Своей безответственностью. Нас только терпят ... и демонстративная любовь к Путину ровным счетом ничего уже не значит. Терпят как возможное зло. Но не уважают - как источник добра". Если приложить это не к политике - неплохо выйдет; действительно, все-таки главное деление людей: на источник зла и источник добра. А нас терпят просто потому, что ничего с нами сделать невозможно и большой угрозы мы пока не представляем. Сравнение с Хусейном, которое далее у Политковской, хромает: мы большого урона окружающим соседям не доставляем. И Европа, конечно, терпит нас поделом - могли бы уже, могли бы слегка цивилизоваться, а лезть при каждом повороте судьбы к кремлевскому вымени. Потому что и Европа - не Евросоюз, не евробюрократия, не политики (которые в массе своей как раз худшие, а не лучшие). Европа - это самодисциплина, это трудолюбие вне зависимости от зарплаты, это порядок в квартире и духовная жизнь - неважно, с Богом или без Бога, но в любом случае не пыльная и не вонючая как старые носки. А у нас и верующие, и неверующие одинаково прокисают в своей надменности, глухоте и неумению говорить иначе как возгласами. Прошу прощения, если кого-то обидел!

 

Почему Запад терпим к российской несвободе?

Начиная с революции, в России всегда были противники режима, рассчитывавшие на помощь Запада.

До революции таких ожиданий не было: режим был легитимен, его недостатки были одновременно недостатками многих других государств Европы: империализм, самодержавие и т.п. Для европейских стран и особенно для США Россия и в XIX веке была все-таки более "дикой", "варварской", "отсталой" и, главное "рабской" страной. Однако, мысль о том, что Запад может и должен помочь России избавиться от этих недостатков, отсутствовала. Политическая культура позволяла думать о завоевании России (или любой другой страны), но не о помощи ей.

После революции ни один из правителей России не обладал вполне достоверной легитимностью. Власть была не только создана в результате свержения законного режима Романовых, но и в течение десятилетий разными способами нарушала даже те законы, которые сама для себя устанавливала. Официальные органы власти лишь прикрывали власть коммунистической верхушки, а когда это двоевластие исчезло, выборы в фиктивные органы власти сменились выборами фиктивными.

После революции Запад стал декларировать свое неприятие российской власти сперва как просто незаконной, а позднее - как антидемократической. Тем не менее, монархисты, а позднее демократы России напрасно рассчитывали на серьезную и последовательную поддержку Запада. Сперва западные страны пошли на дипломатическое признание режима, затем на экономическое сотрудничество, позднее и на военное. И хотя идеологические расхождения между Западом и "несвободным миром" декларировались, они не вели к поддержке оппозиции внутри России.


Из бюллетеня "Washington ProFile", декабрь 2004 года

Пол Мерфи\Paul Murphy - бывший высокопоставленный сотрудник спецслужб США, эксперт по контртерроризму. В 1994 - 2001 годы жил и работал в России. Участвовал в реализации программ сотрудничества между Россией и США в области борьбы с терроризмом. Недавно опубликовал книгу "Волки Ислама. Россия и Лица Чеченского Терроризма"\The Wolves of Islam.

Мэрфи полагает, что Чечня заслужила того, чтобы Россия с ней начала войну уже в 1998 году, потому что уже в этом году Басаев и Удугов начали свои козни. "Зачем ФСБ нужно было бы идти на такой беспрецедентный шаг [взрывать дома в Москве] - ведь у России уже был веский повод для ввода войск в Чечню?!"

Американец этот семь лет в Москве, в тесном контакте с наследниками Дзержинского. Фактов сотрудничества чеченцев с Бен Ладеном он, как сам признается, привести не может, но в сотрудничестве этом глубоко убеждён. Шахидки? Ими кто-то манипулирует: "Известно, что если человек собирается мстить, то его действия носят гораздо более спонтанный характер". Конечно, граф Монте-Кристо был агентом социалистов...Что же самоубийцами движет, равно как и то, почему чеченцы такие кроткие, что не мстят русским от души, Мерфи не объяснил.


5 июня 1991 года Горбачев получил в Осло Нобелевскую премию мира, попросив при этом у Запада денег на реформы. 11 июня США предоставили СССР кредит в полтора миллиарда долларов на закупку продовольствия.

Верный наследник гитлеровского поста и духа канцлер Германии Герхард Шмидт одновременно в Польше в августе 2004 года заявляет, что ему стыдно за политику Германии в отношении поляков, он страшно извиняется, - и восхваляет Путина, говорит, что травля нэпманов и чеченцев – внутреннее дело России. Через сорок лет очередной Шредер будет извиняться перед чеченцами - если, конечно, останутся чеченцы.

* * *

Дед Пола Хлебникова, убитого в Москве в 2004 г. владельца "Форбса", был офицером на "Авроре" и был расстрелян матросами в революцию. Нет худа без добра. Смерть внука пробила броню западного равнодушия и цинизма. Гибель сотен тысяч чеченцев - это американцам наплевать. А тут - свой. Стало известно, что Хлебников поддерживал войну в Чечне, памфлет против Березовского написал с подачи Кремля. Однако, при этом на словах защищал капитализм настоящий, а не имитацию большевистскую. Только не к тем он обращался со своими проповедями - "Форбс" по цене могут купить лишь лакеи тех самых людей, которых он увещевал быть моральными. Проповедь трезвости алкоголикам или, что еще печальнее, барменам. Революция произошла всё по той же причине: все уговаривали кота Ваську остановиться, не брезгнуя с ним при этом сметанкой полакомиться.


Находясь в Польше, митр. Кирилл Гундяев признал, что Католическая Церковь в России не ведёт планомерного прозелитизма. Такова традиционная любезность советской номенклатуры: оказавшись на Западе, она резко меняет свои интонации и по возможности не лжёт, и уж во всяком случае не хамит, как в России. Есть ли отдельные случаи прозелитизма, изучает совместная комиссия МП и РКЦ: от католиков Ковалевский, Тири, свящ. Иосиф Май, от МП сотрудники ОВЦС Чаплин, Выжанов и Лапидус. Впервые комиссия собралась весной 2004 г., следующее заседание было намечено провести через полгода.

Лапидус - сравнительно новый сотрудник ОВЦС. На фотографии - человек лет двадцати пяти, похож на Илариона Алфеева: аккуратный, по-европейски элегантно подстриженный, безо всяких косичек, бородка-щетинка. Служит под началом Козлова, известного борца со всяким неправославием. Внешний облик схож с обликом Путина: подтянутость, аккуратность, скромность, чистота, незаметность, демонстративная лояльность, имитация европейскости.

Свящ. Игорь Ковалевский подчеркнул, что в хороших неофициальных отношениях с сотрудниками ОВЦС.

Так в церковной сфере отражаются некоторые более общие закономерности. Западный истеблишмент предпочитает общаться с теми, кто внешне ему близок, кто похоже одевается, кто так же дисциплинирован, так же лоялен. Правда, секулярный истеблишмент Запада, в отличие от российского, не самодостаточен, он подконтролен демократическим механизмам, то есть, людям, весьма на этот истеблишмент не похожим. Но вряд западной номенклатура нравится эта её подконтрольность.

Бюрократия западных демократических стран склонна предпочитать общение с российской бюрократией, пускай даже она - главная антидемократическая сила, а не с теми, от кого зависит будущее свободы в России, потому что сама по себе бюрократия в свободе не заинтересована. Бюрократию можно заставить служить свободе, как воду можно заставить вращать турбину, но ведь и вода при первой же возможности постарается утечь в более спокойное состояние.

Католическому истеблишменту легко общаться с рьяным антикатоликом, который рьян лишь потому, что исполняет "послушание" своего начальства. Он "классово близкий", в отличие от "рядовых" католиков. Он хорошо вписывается в административное воззрение и даже нужен ему как картинке нужна рамка.

В международных контактах особенно активно проявляется действие бюрократических "законов", сатирически описанных Паркинсоном и Питером. В частности, бюрократия склонна имитировать выполнение порученной ей работы, а не работать реально. Бюрократия предпочтет затратить силы на прикрытие своего ничегонеделания, чем на делание, потому что ущерб от ничегонеделания меньше, чем возможный ущерб от делания. Антикатоличество иногда прямо удобно истеблишменту католическому. Можно десятилетиями вести переговоры, используя антикатоличество русского истеблишмента для оправдания (и финансирования) своих неудач, своей лени, своих интриг.

*

Хуан Кобо об испанском судье Ольеро, который один из трех высказался за выдачу Гусинского большевикам: "В особом мнении судьи Олеро бросается в глаза довольно необычное для Запада и смелое положение о том, что в России идет трудный процесс становления новой государственности и законности и ей в этом следует оказывать помощь, а не мешать из-за соображений конюнктурного политического характера" (Новое время, №17-18, 2001, с. 42). Иронизирует ли Кобо? Впрочем, в любом случае, в словарь новояза: "Отсутствие законности" - "становление новой законности". Закон не бывает старым или новым, как осетрина не бывает первой или второй свежести. Иисус пришел не заменять закон, а дать благодать. Большевизм и есть попытка вечно созидать новую законность.

* * *

Из Иркутска писал Виталий Камышев:

«Вечером 11 июня 2004 г. неизвестные избили и ограбили настоятеля римско-католического прихода Успения Богородицы в Иркутске отца Игнация Павлюса. Об этом сообщили местные СМИ в субботу. По словам священника, вечером он возвращался домой после службы из храма, расположенного в Свердловском районе города неподалеку от Иркутского политехнического университета. Где и как на него напали, не помнит. Очнулся только около часа ночи в маршрутном такси, в районе Волжской, где отец Игнаций проживает. Соседи вызвали милицию и позвонили в "Скорую помощь". С сотрясением мозга шестидесятилетнего отца Игнация отвезли в больницу. Священник рассказал, что это уже третье нападение на него за несколько месяцев. … Иркутским региональным институтом стратегических инициатив (фактически структура губернатора, руководимая А.И.Васильевым — председателем комитета по связям с общественностью областной администрации) с нерегулярной периодичностью выпускается сборник «Иркутск:: хроника событий, документы, социальные технологии». № 2 (тематический) этого сборника был посвящен иркутским религиозным объединениям. Фактически сборник написан депутатом городской думы Михаилом Корневым и финансировался из бюджета города Иркутска. В сборнике … цитируется … Марсель Лефевр, заявивший, что «новая версия католицизма после нововведения II Ватиканского собора уже не является христианством». Католических миссионеров обвиняли в применении «элементов, характерных для деструктивных тоталитарных сект или жуликов-экстрасенсов». Наибольшее раздражение местных властей вызывает то, что католическая община г. Иркутска много лет упорно добивается возвращения ей здания костела, построенного в 19-м веке на средства ссыльных поляков. Костел находится в центре города в 100 метрах от здания пдминистрации Иркутской области».

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова