Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

Общение

Размышления об интернете

Соборность второй свежести

В "Аргументах и фактах" Д.Белановский (МП) пишет (июль 2013 года):

"Самым большим достижением православной общественности и мирян за четверть века я считаю сформировавшийся православный рунет. Во многом он и являет тот практический идеал соборности, правды и общения, к которому стремятся православные христиане. Когда-то на эту тему я написал заметку. На пространстве орторунета нет регулирования сверху, нет торжества идеологии, есть христиане очень разные, но настоящие и живые. В интернете сама жизнь расставляет все на свои места и именно тут желающие могут узнать и христиан и церковь по правде".

Мне кажется, это самообман. Во-первых, нет никакого "орторунета", не может быть и не должно быть. Интернет лишь разновидность бумаги, носитель коммуникации, и в интернете ровно тот же бардак, что в реальности: интернет эмпешный, плевать желающий на всяких "тараканников" вроде меня (и плюющий), внутри этого эмпешного интернета, объединенного девизом "лояльность превыше всего" – бесконечные склоки, драки и враки. Есть и нормальный интернет, не "русский" и не "орто", а просто, с очень разнообразными валентностями и контактами, в котором юрисдикционная или конфессиональная принадлежность совершенно второстепенный фактор, от "эмпешного" отдельный не по своему желанию, а негативно – потому что эмпешники сами боятся "оскоромиться", позитивно – потому эмпешники разговаривают в такой тональности, что с ними просто неприятно находиться рядом. Какая уж тут соборность! Вообще "соборность во многом" это противоречие по определению. Соборность – это всё, частичная (а "многое" это лишь часть, увы) соборность – как осетрина второй свежести. Главное, что отличает эмпешников – как раз уверенность, что "многое" – это победа. Психология большевизма. У них – многое, а мы собаки, которые едят крошки с их стола. Как для Каиафы Иисус – собачка, облаивающая величественный караван, и не будет каравана – не будет собачки.

Нужно ли говорить, что далеко не все, кто в МП – эмпешники? Скажу на всякий случай. Критерий у меня абсолютно простой, до циничности – кто готов прийти ко мне на программу, тот уже не эмпешник. А кто с Фроловым, Кураевым, Чаплиным – готов, а со мной нет – эмпешник, пусть даже он пишет всякие либеральные тексты. Бывают тесты на беременность, а я – тест на открытость. Такая вот моя гордыня. Дело не в программе, конечно, а во мне, и до того, как я стал вести радиопрограмму, граница тоже была абсолютно ясная. Для меня. По-моему, если бы я считал себя ничтожеством, общение с которым – вовсе не критерий важных вещей, я был бы лицемер либо псих. И каждый должен о себе знать, что он – критерий соборности. "Без меня Церковь неполная, хоть вы там тресните на своих всяких чтениях-конференциях". Ради меня Христос умер и воскрес, а они мной брезгуют – тоже мне, христиане… Собственно, их психология – просто калька большевистской психологии, для которой свой кружок – всё, а кто в него не входит – ничто.

А что ж я сам, банящий, отлучающий, не желающий поддерживать общение с очень многими людьми? Так я и не претендую на соборность. Я знаю, что налицо беда, трагедия, ужас-ужас-ужас. И никакой интернет этого не возместит – как перестук между заключёнными не делает их свободными. Неет, стол во всю Вселенную и все – живые и мёртвые – за одним столом, на меньшее я не согласен и только и жив тем, что Евхаристия – это краешек этого стола.

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова