Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

Богочеловеческая комедия

БЕССТРАСТИЕ ПОДЛИННОЕ И МНИМОЕ

Cр. о псевдо-бесстрастии как основе конформизма у Миркиной.

Померанц:

«Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое правое дело. Все превращается в прах – и люди, и системы. Но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело. И благодаря ему, зло на Земле не имеет конца. С тех пор, как я это понял, считаю, что стиль полемики важнее предмета полемики».

Популярность этого изречения обратно пропорциональна его истинности. Классический пример ошибки в построении силлогизма ("всякая селедка рыба, следовательно, всякая рыба селедка"). Оборот "за правое дело" указывает на то, что Померанц имел в виду прежде всего большевиков - и они же превосходно опровергают его наблюдение. История большевизма есть взрыв ненависти и постепенное ее остывание. Ленин - вулкан сатанизма, путинская Россия - царство снежной королевы. В российско-украинской войне 2014 года Россия демонстрировала подлое бесстрастие насильника, Украина - горячую ненависть к насильнику. Любая жертва ненавидит того, кто ее изнасиловал - но было бы гнуснейшим ханжеством осуждать жертву за это.

На первый взгляд, Померанц защищает европейскую сдержанность от азиатского бешенства. Но Черчилль был (в английском системе координат) куда горячее Чемберлена, однако правота была на стороне Черчилля. Сдержанность - не материальное, а духовное явление, и сама по себе европейская сдержанность отлично уживается с ненавистью, с расизмом, с агрессией. Европа жива не потому, что она сдержанна, а потому, что в ее культуре есть место и страстности, и бурлеску, и крику. Английский парламент - это игра не в бесстрастность, а как раз в страстность. Главное - не сохранять бесстрастие, а сохранять понимание того, что все игра в сравнении с жизнью человеческой.

Стиль полемики важнее предмета полемики, но стиль полемики не важнее истины. Истина же может быть страстной и горячей. Академик Сахаров был горяч и страстен. Личная судьба бесстрастного Померанца - судьба конформиста - напоминает о том, что ничто материальное не абсолютно. Иуда предавал Христа не с пеной на губах, а с поцелуем - Петр защищал Христа с мечом в руке.

Зло не имеет конца на Земле? Имеет! О бесконечности зла говорят лишь те, кто пошел на уступки злу, они этим и оправдывают свои уступки. Зло заканчивается не там, где джентльмены невозмутимо выдают Сталину на верную гибель десятки тысяч людей, как то было в 1945-м. Зло не заканчивается там, где сотрудник спецбиблиотеки при ЦК ЦКПСС пишет мудрые бесстрастные заметки - как это делал Померанц. Зло заканчивается там, где начинается правда - и не нам судить, с пеной у рта говорил Иисус "идите от Меня в огонь вечный" или нет. Вполне возможно, что и с пеной - если бесстрастно, то это садизм, а если со страстью, то просто риторическое преувеличение, вполне простительное.

Полемика должна быть не страстной или бесстрастной, а соответствующей предмету полемики.

В конце концов, сам Померанц в этом высказывании именно "пустил пену", потому что выражение "с пеной на губах" - это не логика, это эмоция, это классическая "hate-speech", язык ненависти. О любом можно сказать - а у него пена на губах! И пойди, предъявляй фотографии губ - не поможет, оно же в духовном смысле сказано. Нет уж, сомнения толкуются в пользу обвиняемого - и самому Померанцу можно простить это глупое, вздорное, вполне цинично-совковое высказывание, потому что он не всегда бывал бесстрастен и лучшее свое написал со страстью.

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова