Яков Кротов
Мф. 1, 16. Иаков
родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.
Лк. 3, 23. Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати,
и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев,
№3 по согласованию. Фраза предыдущая - следующая.
См. оглавление истории до Христа.
Родословные Иисуса, столь различные у Мф. и Лк. (см.)
смыкаются опять на фигуре Иосифа, но отец Иосифа - то есть, дед Иисуса - в первом
евангелии назван Иаковым, а во втором Илией. Ошибиться в имени деда - не плохая
новость, а хорошая, потому что вряд ли тут в отношении столь близкого предка были
возможны сознательная ошибка или подлог. А вот различие трактовок в том, кого
считать дедом - сколько угодно. Например, если у еврея не было сына, а дочь была,
он мог объявить сыном мужа дочери. Точно так же в России XIX века аристократ,
у которого была только дочь, мог выпросить у императора разрешения передать свою
фамилию и титул зятю - чтобы не "угасли", не "исчезли". Примечательнее
другое: и Лука, и Матфей очень аккуратно подбирают такие формулировки, которые
бы указывали на то, что Иисус биологически - не сын Иосифа. Матфей называет Иосифа
"мужем Марии, от которой родился Иисус", Лука говорит, что люди "думали",
будто Иисус сын Иосифа - не опровергает этого "думали", а просто так
роняет - "думали"... И можно не верить в зачатие от Духа, но невозможно
не понимать, что Лука и Матфей именно в это зачатие веровали.
*
Для древнего мира усыновление, вообще символическое "принятие" были
намного более значимым актом, чем для современного. Символ тогда отождествлялся
с тем, что символизируется, и когда римские императоры усыновляли своих будущих
преемников (что делалось десятки раз), никто не рассматривал это как фикцию. В
таких условиях усыновление Иисуса Иосифом понималось именно так реальное вхождение
Иисуса в род царя Давида. Поэтому усыновление было куда более ответственным актом,
чем в наши дни, отсюда и "страх" Иосифа перед усыновлением - и преодоление
страха (Мф. 1, 20).
|