Яков Кротов
Мф 2, 19 По
смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте
№18 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Комментарии: Златоуста;
Матфей
превращает исторический факт в богословский, уподобляя Иосифа - Моисею. Он цитирует
рассказ о том, как Бог повелевает Моисею вернуться в Египет, поскольку его враги
умерли. Правда, там, где совсем древний иудей прямо писал, что "Бог сказал",
иудей чуть менее древний писал - "ангел сказал". Сделано, чтобы защитить
Бога от суеверов, и цель достигнута, но тяжелой ценой: внимание суевера переключено
на "ангела". Сколько людей, которым неинтересен невидимый, непостижимый
Создатель - и которые коллекционируют рассказы об ангелах как дети - обёртки от
конфет. Так и умрут, не подозревая, что обёртки - всего лишь обёртки. Газет не
было, человек мог и не узнать, что в Египте умер фараон - или что в Палестине
умер Ирод. Впрочем, если бы и были газеты - что, Бог оказался бы лишним? Он ведь
не столько информирует - бояться, мол, некого - сколько повелевает. У врагов тоже
ведь бывает Рождество - одни враги умирают, другие рождаются. Сталин умер - Путину
полгода. Иродов на наш век хватит; кто рискнёт отправиться туда, где они сменяют
друг друга с регулярностью времён года? Тот, кто идёт за Богом, а не за информацией.
Многие ли бы на месте Иосифа послушали - хоть Бога, хоть ангела? Не за себя испугались
бы - за Ребёнка. Сомнений ведь не убавляется, коли Бог говорит с тобою не впервые,
а только прибавляется: вдруг на этот раз - самовнушение?
|