Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Мф. 5, 2. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

Лк 6, 20 (первая половина стиха) И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил:

№50 по согласованию — стих предыдущийпоследующий.

См. в целом о заповедях блаженства, Мень. Ср. заповеди страусов — Длугош, 2003. Гершензон, 1922.

ГЛАЗА ИЛИ ГУБЫ

Начинаются знаменитые евангельские противоречия. Матфей утверждает, что Нагорная проповедь началась с того, что Иисус «отверз уста», Лука — «возвёл очи». Так оверз или возвёл? У обвинения нет вопросов, и проповеди никакой не было, и горы никакой не было, Иисуса не было. Ничего не было, нет и не будет, кроме противоречий.

Разгадка проста. «Мужчины любят глазами, женщины ушами». Слова Иисуса — для женщин, взгляд — для мужчин. Могу говорить за мужчин: действует. Начинаешь ёрзать, а ёрзанье есть благое начало духовной жизни. Златоуст, будучи мужчиной, зафиксировал: Иисус учит и тогда, когда молчит. Конечно, это слишком вольное истолкование еврейского оборота речи: «Учил, открыв уста свои». Так, было бы неточно выражение «сев на коня, поскакал», истолковывать в том смысле, что можно скакать и без коня. Тем не менее, как это часто бывает в речи, на неверном фундаменте стоит верный вывод: учить можно и делами. Будет и такая нагорная проповедь у Иисуса — на горе Голгофа Он будет проповедовать делом и телом.

А если всерьёз: «их» — это о ком? Иисус обращается ко всем или прежде всего к ученикам? Может, щёчку подставлять не все должны, а лишь избранные, всякие там папы, патриархи, пасторы, патеры? Ведь евангелист говорит, что Спаситель «увидел народ», но — окружили Спасителя ученики, и Он учил их. Златоуст, который был несколько ближе и к той эпохе, и, главное, к языку Евангелия, не просто уверен, что Иисус обращался к ученикам, но и объясняет, почему: обращаясь к меньшинству, легче удержать внимание большинства. Не потому, что меньшинство — «избранное», нет, апостолы еще не отличались ничем таким от других людей. Просто человек чувствует себя свободнее: не ко мне же прямо обращаются, значит, это не промывание мозгов. Появляется любопытство и желание невидимкой побыть при чужой беседе, напоминающее подглядывание в чужое окно. Может заработать и зависть, стремление войти в круг, куда ты не допущен, и в истории часто духовную жизнь пытались вести, чтобы возместить неудачи в других сферах. Предотвратить это никак нельзя, получаются из этого довольно неприятные вещи, вроде великого инквизиторства, и многое в Нагорной проповеди обращено именно к темной стороне души в попытке ее просветлить.

ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

Заповеди блаженства напоминают некрасовское знаменитое: «От ликующих, праздноболтающих, Обагряющих руки в крови, Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви».

Сходство подчеркивает различия.

Для Иисуса неважно, праздно болтают гонители или ведут содержательный разговор. Кстати, это ведь и недоказуемо – «праздная болтовня» это язык ненависти, так можно любую беседу обозвать, если тебя не позвали в ней участвовать.

Про любовь в заповедях блаженства, как ни странно, вообще ничего нет. Хотя бы потому, что любовь – это как солнечный свет и тепло, она распределяется не по политическим предпочтениям и не по степени религиозной ортодоксальности.

Вообще попробуем позитивно описать мир «антиблаженств». Это мир людей состоятельных (не нищих), самостоятельно зарабатывающих себе на жизнь – людей, благодаря которым могут существовать на обочине цивилизации всякие хиппи, безработные балбесы, вечные студенты.

Люди веселые – во всяком случае, не плачущие при каждой неудаче, не закатывающие истерики при каждой оплеухе. Зачем расстраивать окружающих и себя? Надо идти вперед!

Люди не пассивные («кроткие»), а активные – деловые, дельные, прагматичные, ведущие наступление на всякие недостатки, как они их понимают. На таких людях держится земля, которую Иисус обещает отобрать и отдать «кротким».

Люди, избегающие конфликтов – вот кто противоположен правдолюбцам, от которых одни неприятности. Это совершенно не обязательно «сыны лжи». Просто человек делает дело, делает хорошо – и это само по себе куда больше делает для преодоления неправды, чем всякая болтология-демагогия.

Люди справедливые, жесткие, и в этом смысле немилосердные. Но милосердие, знаете ли, это такая штука… Оно всегда за чужой счет. «Чужую беду руками разведу». Да хотя бы это руки, разведенные и приколоченные к перекладине креста – что проку-то? Вы жалейте, жалейте насильников, агрессоров, лжецов… внучку серийному насильнику отдать слабо, милостивые наши?

Мир держится не на безгрешных, «чистых сердцем», не на «без пятна и порока», а на тех, кто не дает внутренним проблемам портить жизнь себе и окружающим. Ну, может, мой отец бродил ночами по порносайтам, а мать, может, подрабатывала порномоделью, чтобы на колледж заработать, - мне-то что? Они меня любили, со мной играли, меня на порно не водили и даже от него всячески ограждали – какого рожна еще надо? Были отличными альфа-родителями! Кто тут чистый сердцем – смело бросайте в них камень, .

Мир держится не на миротворцах. На миротворцах держится война – благодаря им она начинается, потому что все время откладывалось разрешение конфликта, потому что болезнь загонялась внутрь, потому что все сомнения относительно агрессора истолковывались в его пользу. Конечно, мир держится и не на милитаристах с агрессорами, но зачем все сводить к крайностям? Большинство людей не ангелы, но и не крокодилы, а просто люди, и не надо мешать мыслить рационально заходами про «дети Божии», «дети Марса»….

К изгнанным за правду это тоже относится. Это все те же правдоискатели, только нарвавшиеся на подобных себе идиотов. Большинство нормальных людей просто вежливо игнорируют и лжецов, и правдоискателей. Надо же понимать, что вообще вся история Иисуса – да и Авраама, и Исаака, и Иакова, коли уж на то пошла – это история крошечного меньшинства, которое возомнило, что оно пуп земли (или соль земли, как и заявлено сразу после заповедей блаженства). Как если бы в современной мире какая-нибудь секта, в упор не видящая ни современной культуры, ни современных проблем экономики и политики, свела бы все к тому, что делает ее драгоценный лидер и насколько успешно они вписываются в реальность. А они плохо вписываются, потому что им все нужно переиначить, причем молниеносно. Ну и сердятся – ах, вы праздноболтающие, ликующие, обагряющие руки в крови…

Самые маргинальные разговорчики… Неадекватное восприятие реальности! Люди в кафе сидят, пирожные едят – ах, они праздноболтающие-ликующие. Что люди весь день пахали как каторжные, конечно, в расчет не берется. Люди помогли отбить атаку агрессора – ага, у вас руки в крови! Палачи-сатрапы-людоеды!

Главное различие между Иисусом и Некрасовым – в заповедях блаженств нет про «уведи». То, что Некрасов просил «уведи», напоминает, что его текст это просто попытка гиперкомпенсации за картежничество, развратик и то самое ликоболтание. Так алкоголик просит «Боже, уведи меня от этой бутылки». Не тронь Бога! Бутылку нечего было покупать и в дом притаскивать!

Заповеди блаженства заканчиваются сравнением тех, кто по этим заповедям живет, с библейскими пророками. Но мало быть гонимым, чтобы считать себя пророком. В конце концов, самое главное в заповедях блаженства не то, что сказано, а то, что очерчено словами, хотя и не названо – Дух Божий. Иначе всякий ворчун будет считать себя пророком. Пророк не тот, кто ненавидит жизнь, а тот, кто любит жизнь, любит страстно, и убеждает людей не идти на сделку со смертью – и без этого проживем. Сделка со смертью – вот суть греха. Мы ей – себя, смерть нам – себя. Но чтобы отличить смерть от жизни, надо быть живым, надо ценить жизнь.

Нищие духом – не все нищие, а те, которые знают цену богатству, достатку, которые радуются чужому изобилию и никому не желают быть нищим.

Плачут Божьими слезами те, кто радуется чужому счастью, чужому смеху и чужой радости. Как человек, лишенный слуха, плачет, слушая великое пение, как плачет зритель у гениальной картины – плачет не потому, что не гений, а потому что другой гений.

Кроткие те, кто уступает другим не по слабости, а по доверию к другим, кто верит, что другой, вполне вероятно, лучше возделает сад, который я считаю своим – а мне Бог другой садик даст.

Алчут правды не те, кто всех обвиняет во лжи, а тех, кто ищет правду повсюду – и находит, и показывает, а ложь отбрасывает, как ноги о коврик вытирает.

Милостивы не те, кто призывает никого не наказывать, а те, кто помогает наказанным, кто подставляет плечо под наказание, кто знает тайну наказания, которое всегда столько же калечит наказывающего, сколько помогает наказанному – и помогать надо обоим.

Чисты сердцем не те, кто кто не грешит, а те, кто кается, и вовсе не обязательно публично – чистота сердца, не чистота носа. Кто не грешит, тот самая страшная порода – охотник за чужими грехами, а чистые сердце потому увидят Бога, что не видят чужих грехов.

Миротворцы не те, кто останавливает обороняющегося, а те, кто не обороняется. Не те изгнанные за правду, кто режет правду-матку, а те, кто живет по правде. Это совсем не то, что пошлое «жить не по лжи», как не пить водку – совсем не то, что причащаться. Миротворцы и правдолюбцы – не скучные зануды, а те, кто радуется миру и правде, где бы они их ни находили. А мира и правды много в мире, иначе бы мира не было. Свет во тьме все-таки светит, и не мир с антимиром борются, не верующие с неверующими. Мир, вера, любовь вообще не борются, они любят, веруют, мирствуют. За что и имеют иногда неприятности, часто одобрение людей и всегда – благословение Божие. Что Иисус неприятности поставил на первое место – так одобрения с благословениями мы и без заповедей перенесем, а вот неприятности каждый раз застают врасплох.

*

Заповеди блаженства не о том, что надо быть блаженным. Блаженными не становятся, блаженными делают. В этом отношении евангельское «блаженны» в точности как «диссидентство».

Человек не может сам себя сделать диссидентом – это делают окружающие. Нельзя самого себя сделать гонимым – если человек бежит, когда за ним не гонятся, то налицо не гонимость, а джоггинг или даже соревнование по бегу. Если человек нанюхается репчатого лука, он будет плачущим, но не блаженно плачущим.

«Ищущие правды» - не учёные, а дети расстрелянных отцов, которые пытаются узнать правду о следователях. Природа не скрывает от человека ничего, палачи – скрывают.

Милостивые – не добренькие филантропы, которые рыщут в поисках сироток (а когда есть спрос на сироток и больных, палачи обеспечят предложение). Милостивые – те, кого не помиловали, неважно, грешны они или нет, с кем беспощадно расправились, но они ответили не озлобленностью.

Кроткие – не конформисты-импотенты, а посаженные в карцер правдолюбцы, которые не стучат в дверь, не истерят в слезах, а продолжают и в карцере жить по совести, что вовсе не так легко, как может показаться.

Нищие – не лодыри, растратившие кредиты на ничегонеделание, а ограбленные до нитки.

Чистые сердцем – те, кого забросали грязью и отлучили от Бога.

Миротворцы – не те, кто с танками въезжают в чужую страну, называя себя сына Света и Мира. Миротворец – это Сын Божий, которого заклеймили сыном греха, исчадием сатаны, приколотили к столбу, чтобы не было кровопролития и войны.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова