Мф. 5,36. ни
головою твоею не клянись,
потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
№50 по согласованию. Фраза предыдущая
- последующая.
Вот хороший пример евангельского юмора. Этот приём называется "буквализация
метафоры": берётся стёршееся до непонятности выражение и предлагается принять
его за чистую монету. Как если бы человеку, который на вас по рассеянности налетел
и воскликнул: "О господи!" скромно ответить: "Ну, пока ещё не совсем...".
Буквальный же смысл выражения "кляться головой" страшен. Он хорошо знаком
по римским обычаям: десятину от имущества приносили в жертву Аполлону, человеческие
головы - в жертву Юпитеру, человеческое тело - в жертву Сатурну, отцу Юпитера.
Человек, у которого не было собственности, могли покляться лишь головой - своей
или своего ребёнка ("iuro per caput meum"). Такая клятва приносилась
именно Юпитеру. Из таких клятвы и вырастало понятие права ("юс", "юрис")
- право есть то, что поддерживается клятвами. Собственно, "уголовное"
- от слова "голова", как и в латыни "капитальное" наказание
- от "капита", "голова".
Обещание отдать свою голову в жертву (то есть, дать её отрубить на алтаре божества)
у римлян некогда совершалось публично, причём свидетелем выступали не присутствовавшие
люди, а само божество. Нарушение такой клятвы было преступлением не перед людьми,
а перед богом, то есть, кощунством. Царь Нума предписал приносить такие жертву
богине Верности (Fides). Храм Веры называли и храмом Клятвы. Отсюда и латинское
слово "таинство" - "сакраментум", дословно - "обещание
жертвоприношения".
Правда, ко временам Христа с головой стали обращаться осторожнее: сперва понтифики
запретили кляться головой сына (в 509 г. Брут запретил вообще приносить в жертву
детей). Потом голову заменили деньгами - в 313 году по закону Петелия отсечение
головы ("капитис пэна") заменили на бесчестье и конфискацию всего нажитого
добра ("проскрипцио бонорум"). Постепенно стали верить в то, что Геркулес
запретил приносить в жертву людей - во время праздника Геркулеса приносили в жертву
изображения людей, символически давая то, что полагалось бы давать реально.
Соблазнительно заявить, что "западное" понимание веры отличается
от восточного как нищета от богатства. Одно дело - вера человека богатого, которому
нет нужды давать в залог собственную голову, который клянётся почти шутя - другое
дело вера бедняка, верность которого попахивает смертью. Соблазнительно так истолковать
- но с соблазнами можно и нужно бороться. Во всяком случае, Иисус, скорее, предлагает
слушателям отказаться клятв, потому что они - нищие до такой степени, что им и
собственная голова не принадлежит.
Об отсечении головы как залога клятвы у римлян см.: Кофанов Л.Л. Сакральная
клятва как гарантия частных и публичных контрактов // Право в средневеком мире.
СПб.: Алетейа, 2001. С. 5-16.
|