Мф 8 12 а
сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
Кто и в аду не скрежещет зубами?
Лк. 13, 28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите
Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми
вон.
№33 по согласованию (он же
№51). Фразы предыдущая - следующая.
Про скрежет см. Мф. 25, 30.
"Во
тьму внешнюю" У света есть мистика, у тьмы -- секрет. Свечение света есть движение, невозможное
среди тьмы, но все-таки осуществляющееся. Тьма "не объемлет" свет, поскольку она неподвижна. Тьма
может "клубиться", "сгущаться", "бледнеть", но она внепространственна. Свет
же -- над пространством и поэтому пронизывает все пространство. Тьма не имеет места, тьма -- это изгнание,
мрак всегда "кромешный" -- то есть, "внешний" (Курбский называл опричников - "кромешниками").
Это ведь не может быть "внешний" по отношению к Богу и Его творению, Бог беспределен и не может
внешнего для Бога. Это внешнее как неуловимая граница между грехом и окружающим его миром. Тьма внешности
-- личина, под которой ничего нет.
Тайна света нераскрываема, -- как может свет не угасать? Это
противоречит всему, что человек знает о мире. Секрет тьмы раскрывается без
малейшего труда, но нет человека, который бы хотел раскрыть этот секрет. Даже
те, кто заигрывает с тьмой и пытается в нем найти свет (чтобы не пересекаться
с ханжами), поклоняется тьме именно закрытой, поклоняется закрытости. В результате
убежавший от ханжества оказывается вместе с ханжами -- во мраке. Только ханжа
закрывает Бога от других, а ужаснувшийся ханжества закрывает Бога от себя.
Тьма есть темница закрытая изнутри, не извне. Кто видит ад как тьму, тот одновременно
видит в аду огонь ("геенна огненная"). Ясно, что свет - не обязательно
огонь; что огонь - не обязательно свет, должно из этого следовать, но как
именно -- все равно секрет. Как возможен холодный свет, так возможен темный
огонь, огонь аутодафе.
|