Яков Кротов
Мф. 25, 30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
№138 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Это вторая из двух фраз, которые у Мф. вписаны между притчей о талантах (в том виде, в котором она есть и у Луки) и притчей о Страшном суде. Предыдущая дублирует Мф. 13, 12 (про то, что даётся имеющему, а у бедняка отбирается и то малое, что у него есть). Эта - даже не дублирует, она воспроизводит выражение про скрежет зубовный, которое у Мф. встречается полдюжины раз, а в других евангелиях - лишь однажды у Луки. Что до ушей, то и это выражение у Мф. встречается четыре раза (первый - Мф. 11, 15). С ушами понятно, а вот с зубами любопытно - первый раз скрежет грозит избранному народу, который не признал Мессию, второй - вообще неверующим (притча о сеятеле), третий - всем грешникам, четвёртый - чудаку, который не оделся должным образом для пира, пятый (Мф. 24, 51) - то же, что и в первый раз, управителю, который забыл, что Хозяин должен вернуться. В общем, Матфей, кажется, считал, что притча о талантах - притча о неверии и игнорировании Того, в Кого следует веровать. О неверии в Мессию тех, кому доверено первыми встречать Мессию. Притча не о личных способностях, а о призвании потомков Авраама. Акцент не на том, что в землю закопан исключительный талант, а на том, что талант закопан в Землю Обетованную. Она вовсе не для того дадена была! Две тысячи лет спустя тот же образ породил сюжет в научной фантастике: космический корабль летит в цели четыреста лет, пассажиры забывают о цели, дичают, воспринимают корабль как вселенную, за пределы которой просто некуда идти. Когда корабль приземляется (автоматы работают), только фантастические ухищрения выгоняют несчастных из корабля - на свежий воздух, на волю, на свободу, которой они панически боятся. Так что "тьма внешняя" есть всего лишь продолжение той тьмы, которая охватывает зажмурившегося от страха жизни человека.
|