Мф 8 31 И бесы просили Его: если выгонишь
нас, то пошли нас в стадо свиней.
Мк. 5, 12 И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.
Лк. 8. 32 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и [бесы] просили Его, чтобы позволил
им войти в них. Он позволил им.
№66 по согласованию.
Фразы предыдущая - следующая.
Рассказ об изгнании бесов, которые вселились в свиней и тут же
потонули с оными, вызывает на грустные размышления о сатане. Грустные
в том смысле, что жалкий он. Популярный в Голливуде сюжет об ангеле,
который стал человеком, интересен постольку, поскольку он, на
самом деле, - о человеке, который стал святым. Ангел-человек такой
же кошмар, как ангел-свинья. Сатана ведь шмякнувшийся ангел. И
одно дело воплотиться, а другое дело - вселиться в кого-то для
развлечения. Известная острота про то, что в аду - хорошее общество,
лжива уже потому, что в аду вовсе нет общества, там толпа. Возможно,
там даже нет одиночества (уединения нет точно). Когда бесов изображают
с хвостами, с рогами, жутко-величественными козлами, - фантазия
слабовата. Бесовщина есть просто нежелание общаться, и чтобы представить
сатану, лучше всего представить какое-то очень одуревшее начальство
или, что проще для меня, пьяных хулиганов. Агрессия, бездумность,
невежество. Сатана неграмотен, он ведь ангел - зачем ангелу умение
читать? Ангел лишен любопытства, он ведь создан для прославления
Бога, а если от этого он отказывается, то остается - что? Сатана
не знает человека, а чует. В сущности, единственное, что он может
- это подставить себя как зеркало нашим страстям. В этом смысле
- да, бесовщины нет. Бесы есть, а бесовщины нет - есть лишь возвращающаяся
к нам наша собственная похоть и гордыня. Правда, кто-то их все-таки
нам подает...
|