Мф. 10, 12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;
Лк. 10, 5 В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему;
№72 по согласованию (Лк. - №93). Фразы предыдущая - следующая.
См. также о мире: Мф. 9, 22 (Иди в мире) Рим 14, 9.
Матфей и Лука отчасти разногласят, отчасти дополняют друг друга. У Луки наставления ученикам встречаются в двух разных главах, достаточно далеко отстоят друг от друга, и в одном из этих рассказов предписание приветствовать хозяина облюбованного дома предваряется строгим запретом приветствовать кого-либо ранее, по дороге. Пожелание мира - ближе не небрежному российскому "здрасьте", а русскому "да благословит Вас Господь".
Формально тут - такой же запрет, как в рассказе книги Царств о воскрешении пророком Елисея ребёнка: посланец Елисея нёс посох пророка, причём ему был дан строгий наказ: "Опояшь чресла твои и возьми жезл мой в руку твою, и пойди; если встретишь кого, не приветствуй его, и если кто будет тебя приветствовать, не отвечай ему" (4 Цар. 4, 29). Однако, в рассказе о Елисее предписание молчать - магическое действие, такой запрет содержится во многих волшебных сказках и мифах. Это искусственная немота - наказание. Человек словно превращается в животное, робота, лишаясь своей индивидуальности. Елисей не обязывает своего посланца быть нищим и беззащитным - только молчать. Иисус же не обязывает не отвечать на приветствие - только не приветствовать. Речь идёт не об экономии времени (один из толкователей считал, что восточные приветствия были очень уж протяжёнными), речь идёт о драгоценности мира. Иисус пытается вернуть идиоме первоначальную свежесть, чтобы "мир" из формальности стал миром. Желать мира надо тому, в руки кого ты готов себя отдать без оглядки, с риском для жизни. Мир включает в себя риск - как и тот мир, который принесён самим Иисусом, включал в себя риск для Его жизни.
|