Мф. 10, 2
Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей,
брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,
Мк. 3, 13 Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. 14 И поставил [из них] двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, 15 и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; 16 [поставил] Симона, нарекши ему имя Петр, 17 Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть "сыны громовы",
Лк. 6, 12-13 В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл
всю ночь в молитве к Богу. 13 Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал
из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14 Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата
его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея,
№49 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
"Апостол" означает
"посланник". Иисус явно выделил их из общего числа Своих последователей
(а некоторых людей сразу призывал быть именно Своими посланцами, а не последователями).
Видимо, можно всех христиан разделить на посланников, последователей, преследователей
(да-да, это тоже разновидность неравнодушия ко Христу) и не упомянутых в Евангелии,
но имеющихся налицо -- исследователей.
*
Иакова и Иоанна Иисус прозвал "Бнерегеш" - отсюда в русском
переводе "Воанергес". Прозвище не совсем ясное, видимо - звукоподражательное.
"Грм"... "Бнрг"... Громовики... Иисус подобрал учеников не
слишком сдержанных. Даже Иуда вполне откровенно выражал свои худшие чувства, -
если кто-то мог бы заподозрить предательство среди апостолов, это было нетрудно
сделать. Автора этих строк недоброжелатели часто обвиняли во вспыльчивости. Однажды
обозвали печатно духобором, поминали слова "экспансивность", "напыщенность"
и т.п. Разумеется, когда те же свойства стиля обнаруживается у друзей и начальников,
их называют иначе: "энергичность", "напряжённость". И наоборот,
что у друга или у себя, любимого, "сдержанность" - то у неприятеля "сухость",
"чёрствость". Иисус выбирает третий путь, путь юмора: Он называет друзей
так, словно они враги, преувеличивает (скорее всего) их недостатки - но преувеличение
обладает удивительным свойством выпаривать яд из обидного слова. Изобразить толстяка
мыльным пузырём - обида, изобразить его же земным шаром - дружеский шарж. Господи,
будь другом! Ровно тридцать лет, как я принял крещение - 10 декабря 1974 года
- и был назван в честь этого самого Бнерегеша...
|