Мф. 10, 3
Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем,
Мк.: 3, 18 Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова
Алфеева, Фаддея, Симона Кананита
Лк. 6, 15 Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона,
прозываемого Зилотом,
№49 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Не узнать, Иисус ли разбил Своих посланцев на пары или они сами так разделились.
В любом случае, евангелисты разногласят в перечне, когда приближаются к Иуде.
Может, ещё и при жизни Иуды был какой-то с ним конфликт, менялся его сотоварищ,
а может, после его смерти никому не хотелось оказаться рядом с этим именем. Это
всё банально. Небанально другое: в преемники апостолов меньше всего показали способность
дружить между собою. Сергий Радонежский с родным братом не смог в одном монастыре
ужиться - а вроде бы оба святые. Косма и Дамиан, Сергий и Герман Валаамские, -
за две тысячи лет и десятка не наберётся исключений.
У многих святых были верные оруженосцы, тени, помощники, - но верность оруженосца
стоит куда меньше верности друга. Дружба свободна от корысти, от хотя бы намека
на выгоду или карьеру, от идолопоклонства, хотя бы и взаимного. Знаменитая фраза
"останемся друзьями" очень лукава, потому что дружба не заменяет любовь,
а увенчивает любовь, и плох тот брак, где муж и жена любят друг друга как голова
- тело.
Духовенство неспособно к дружбе там, где священник - чиновник. Увы, священник
превращается в чиновника каждый раз, когда Церковь превращается во "властную
структуру", обрастает социальным влиянием, деньгами, авторитетом. Священники-чиновники
могут достичь страха Божия, что и есть святость, но не могут достичь бесстрашия
в отношениях друг с другом. В лучшем случае, они будут общаться как общаются сотрудники
любой конторы между собою: отмечать дни рождения, выезжать на пикники, но всё
это - внутри готовности в любое мгновение расстаться и точно так же общаться со
следующим, кто окажется на этой должности.
Видимо, духовенство было развращено иерархичностью задолго до того, как Церковь
стала в Римской империи государственной. Во всяком случае, предания об апостолах
складывались уже во втором веке, и в этих преданиях каждый из апостолов - наособицу,
евангельские пары словно распались. Вряд ли это было так, скорее утратился первоначальный
дух братства. А не идолопоклонствуй - ни перед собой, ни перед ближним, ни перед
Богом.
|