Мф. 10, 9
Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
№72 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Посылая
учеников на проповедь, Спаситель подразумевает, что они должны жить на пожертвования,
"ходить по воде", максимально облегченно. Понятное предупреждение: человек
существо разумное и поэтому старается создать запас на будущее. В результате образуются
такие "пузыри земли" (Шекспир), как Ватикан, Уитон, патриаршая резиденция
в Переделкино, да просто счет в банке. Любопытно, что апостол Павел вынужден доказывать
свое право на помощь от тех, кого он обратил, словно ни он, ни новообращенные
слыхом ни слыхивали о воле Иисуса. Может, этот рассказ их как-то и миновал. Но
возможно и другое: в церкви до ее подчинения государству (да и долго после) епископом
выбирали тех, кто не нуждался в деньгах, кто, скорее, сам жертвовал на нужды Церкви
(см. у Болотова). В результате
Павел ссылается (причем дважды) на заповедь Второзакония: "Не заграждай рта
у вола молотящего" (1 Кор. 9,9; 1 Тим. 5, 18, из Втор 25,5). Быки были основной
тягловой силой на Ближнем Востоке (в отличие от средневековой Европы) - тогда
и много веков спустя. В.Кузнецова перевела этот текст как "Не надевай намордник".
Не говоря уже о том, что в русском языке никогда не говорится о наморднике как
части упряжи вола, в оригинале именно стоит глагол, который не означает упряжи.
Достаточно взглянуть на фотографию того, как проходила молотьба, чтобы понять:
волы отнюдь не были предоставлены самим себе, достаточно было тронуть их палкой,
чтобы они не смогли опустить голову. Конструкция ярма такова, что волу отнюдь
не просто полакомиться. Только погонщик может помешать волу - или помочь. Изящество
"синодального" перевода в том, что он вводит в текст слово "рот",
а далее в этой же фразе слово "молотить", которое в русском языке обладает
двумя смыслами. Молотит не только бык, но и проповедник - языком, и тут просвечивает
каламбур: не молотящему языком дай смолотить и щей с кашей. Но, может быть, самое
любопытное, что подвигло Павла на такое сравнение, заключается в другом: волы
ходили при молотьбе кругами. Это хорошо знакомое проповеднику любой религии, преподавателю
всякой дисциплины состояние, близкое к изнеможению: из года в год одно и то же,
одно и то же... И выслушавшие рано или поздно уходят, словно в никуда, и кажется,
что все впустую - или не уходят, и тогда часто еще более кажется, что все впустую...
Но Иисус упрямо повторяет: вот этих, которые кажутся неисправимыми, и должна зависеть
твоя жизнь. Тогда, возможно, твоя собственная неисправимость даст, наконец, трещину.
Дина Рубина в "Иностранце" в августе 2003 г. рассказывала : тетка
влезает в поезд на Москву, удовлетворенно похлопывает себя по могучему бюсту,
он же сейф, и восклицает: "Гори хоть все селение, со мной мое имение!"
Лучший комментарий к совету Иисусу миссионерам: оставлять дома все то, что придает
уверенность в себе (Мф. 10,9). Чтобы не было искушения потом молиться об испепелении
непокорных (Лк. 9,54). Самое большое зло, которое государственная опека - а впрочем,
и совершенно частный эгоизм под видом "покаяния в своих грехах" - причиняют
христианам, это именно появление независимости от окружающего мира.
1.9.2003
Не ставить кадиллак впереди телеги
Дело Иисуса - а Его жизнь была одним большим делом, вне зависимости от того,
спал Он, говорил или стучал молотком - несколько раз находилось в опасности.
Его пытались избить, против него составляли заговор фарисеи. Иисус отвечал
наступлением, расширяя дело. Он избрал из своих учеников двенадцать человек
(по числу колен Израиля) и послал их на самостоятельную проповедь. Последователи
стали посланниками.
Инструкции были просты: "Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни
меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха"
(Мф 10.9). Наш современник, мечтающий о своем деле, приходит в ужас от такой
манеры вести дела. Бизнес для нас - это, прежде всего, открытие счета в банке,
это внушающий доверие костюм, а совсем успешный бизнес, это - сверкающий кадиллак
и золотая кредитная карточка на дорогу.
Часто, однако, приобретение кадиллака означает начало конца. Глупые бизнесмены
полагают, что признаки благосостояния помогут появиться благосостоянию - но
это логика дикаря, который тычет копьем в изображение медведя в надежде, что
это облегчит охоту. Умный бизнесмен вовремя остановится: энергия не должна
уходить в пар. Когда управленцев становится больше, чем управляемых, когда
проблемы взаимоотношений между начальниками отделов перевешивают проблемы
производства, когда энергия тратится в основном на обсуждение цвета ковровых
покрытий в оффисах, - тогда конкуренты, не обремененные подобными проблемами,
вырываются вперед, а вам Фортуна переводит стрелку на кладбищенские рельсы.
Никогда не начнет дела тот, кто ждет, пока у него появятся средства. Кто начинает
дело, скорее радуется простоте своих средств. "Тот тужи, у которого ременные
гужи, а у кого лыко да мочало, - оборвалось, связал, опять сначала!" - говорил
великий учитель православной аскетики преп. Амвросий Оптинский, переводя слова
Иисуса на язык русской действительности прошлого века. Пространство для маневра
важнее запаса прочности, особенно, когда бизнес только начинается. Но хороший
бизнесмен всегда считает, что ему рано говорить о конце! По каким бы ресторанам
он ни кормился и в каких бы машинах ни разъезжал, им все будет двигать та здоровая
и простая логика, которая побудила Христа дать апостолам такой совет, пояснив:
"Ибо трудящийся достоин пропитания". Рюкзак не должен быть тяжелее путешественника.
Более того, рюкзак поможет только тому, чья цель недалеко, и кадиллак увезет вас
лишь туда, куда можно добраться на колесах. Самые же заветные цели слишком далеки,
чтобы можно было запастись на дорогу консервами или канистрами с бензином; но
если вы запасетесь терпением и готовностью крутить педали, то вы доберетесь на
велосипеде туда, куда не долетит ни один самолет. А до Царства Небесного дойдете
даже пешком - если бы трудиться не ногами, разумеется, а духом своим и Духом Святым.
|