Мф. 13, 34 Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,
Мк. 4, 33-34 о 34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.
№63 по согласованию Фраза предыдущая - следующая.
У Лк нет.
Очевидно, что здесь, к раздражению антиклерикалов, одни люди - "ближний круг" - имеют некоторую "привилегию". Иисус объясняет им притчи. Но точно ли это привилегия? Или, напротив, это как дополнительное занятие для не слишком сообразительных учеников? Но разве исключён третий вариант: проблема вообще не в том, что одни хуже, другие лучше, одни понятливее, другие глупее, одни достойнее, другие недостойнее, а в том, что Иисус создаёт иерархию. Не иерархию власти, где одним "открыто", чтобы те управляли, не объясняя, а иерархию свободы, необходимую для единства. Свободен кубик, лежащий рядом с другим кубиком, но они - разъединены, они - не дом. Когда один кубик кладут на другой, нижний - не угнетён, верхний - не лучше, но зато появляется часть дома, в котором другие могут жить. Иерархия спасённых, иерархия Церкви нужна не для Церкви, как кирпичи в стене нужны не для существования стены, а для существования тех, кто внутри стены. Пока Церковь трактуется как самоцель, христиане остаются идолопоклонниками, причём поклоняются самому худшему - самим себе. Те христиане, которым достаточно "притчи" - достаточно образа, интуитивно понятного, запечатлённого в душе так, что в любой ситуации человек, не задумываясь, располагает свои мысли, чувства и поступки так, чтобы "зерно веры" прорастало, чтобы "плевелы" не страдали, чтобы "талант" не погребался - имеют этот дар интуитивного видения только для того, чтобы служить окружающим. Те христиане, которым дано "понимание", которые отслеживают механизм действия, чтобы в критических ситуациях прийти на помощь - а критична ситуация, в которой интуции недостаточно - имеют этот дар, чтобы служить другим. Не другим христианам, а другим людям!
|