Мф. 14, 2
и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес
из мертвых, и потому чудеса делаются им.
Мк. 6, 14 Царь Ирод, услышав об Иисусе [ибо имя Его
стало гласно], говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и
потому чудеса делаются им.
Мк. 6, 16 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.
Лк. 9, 17 Услышал Ирод четвертовластник о всем, что
делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал
из мертвых;
Ср. комм. к Мф. 2, 15.
№73 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая. См. отсутствующие у Мф. подробности: Лк. 9,8 .
Ирод, услыхав об Иисусе, испугался: вдруг это воскресший Иоанн Креститель?
С чего вдруг Ироду пришла в голову такая мысль? Иероним Стридонтский на
это отвечает спокойно: "Разве мы должны давать отчет о чужом заблуждении?"
(Иероним Стридонтский. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея.
М.: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, б/г, с.
121). И дальше описывается гибель Предтечи. Любопытно, что Ирод верит
в возможность Воскресения, потому что у него нечиста совесть, он стыдится
своего греха. Конечно, это не та вера, с которой христианин встречает
Пасху. Вера в Воскресение должна сочетаться с верой в прощение от Воскресшего,
иначе она придавливает человека, а не подымает. И тут же Иероним начинает
спорить с кем-то, кто полагал, будто душа Иоанна могла переселиться в
Иисуса. Спорить с этим нетрудно, ведь Иисусу было тридцать лет, когда
погиб Иоанн, а вера в метемпсихоз говорит о переселении не во взрослого
же человека. Интереснее другое: Ирод действительно мог ощущать, что некая
"сила", которую он уважал в Иоанне, которой боялся, не улетела с земли,
а нашла новое пристанище. Очень модная тема в нынешнем сказочном киноискусстве
("Горец"). Беда в том, что убийца действительно не чувствует в другом
личности, почему и способен убить, сводит другого к облачку, к абстракции
— а если бы почувствовал, тогда бы не смог убить, а скорее бы сам умер
от разрыва сердца.
|