Мф, 14, 25. В
четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
Мк. 6, 48: И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около
же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их.
Ио. 6, 19 Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего
по морю и приближающегося к лодке, и испугались.
№75 по согласованию. Стихи: предыдущий - следующий.
Три евангелиста по-разному описывают хождение по водам, одинаковы они в одном: в том, что Иисус шёл по морю.
Глагол тут совершенно тот же, что в обозначении знаменитой древнегреческой философской школы: "перипатон".
Перипатетики, правда, прогуливались по земле. Вообще ходьба - довольно странный способ передвижения, не первичный,
и истолковать намерение ходящего не так легко. У Марка, например, использован глагол, который обычно означает
"миновать", но если у этого глагола есть прямо дополнение, то он означает "присоединиться".
Маленькая разница: то ли Иисус намеревался пройти мимо, то ли целенаправленно, завидев проблему издалека,
с горы, на которой молился, пошёл помочь. Из сопоставления с рассказами Матфея и Иоанна понятно, что Иисус
не намеревался проходить мимо. Но, возможно, Матфею казалось, что - возьмёт, да и пройдёт... Вроде бы в моём
направлении Иисус идёт, да только я бы на Его месте обошёл это дело... Чего больше испугались ученики: что
Иисус идёт по воде или что Он идёт по воде не к ним? Наверное, понемножку и того, и другого...
Доре проиллюстрировал рассказ о хождении по водам не совсем обычно, дав происходящее с точки зрения человека, который находится за спиной Христа. Этот же приём использовал Хуан де ла Крус, изобразив распятого Христа с точки зрения Бога Отца. Зритель должен чувствовать себя не совсем уютно: получается, что он верует столь сильно, что тоже идёт по воде, сопровождая Иисуса. Делает то, что не удалось апостолу Петру. Правда, художник допустил одну ошибку: Иисус отражается в воде, а во время бури такое отражение положительно невероятно. Поэтому складывается ощущение, что это не вода, а её имитация из стекла. Да и поза Иисуса, поднявшего руку, не основана на евангельском тексте и, в сущности, абсурдна. Кажется, что Он подзывает такси. Вот поэтому запрет на религиозную живопись имеет смысл, - вечно где-то перелёт или недолёт. Икона - не нарушение запрета на живопись, а нарушение законов живописи, это обходной манёвр - плакат. Словно человек, которому запретили ходить, полетел (или наоборот - уж кто как относится к плакатам). Впрочем, из плакатов тоже делают идолов. Из пустоты, из запрета идолопоклонства, из субботы и пр. пр. Идолопоклонство возникает всюду, где человек чувствует себя на твёрдой земле. Во время бури, когда под ногами и земли-то нет, не до идолопоклонства. В этом смысле, Церковь - корабль, а не камень, и в Церкви должно болтать и бросать от одного борта к другому. Любой верующий, кто в Церкви не пару дней, подтвердит: буря-то, может, вовсе и не утихла, или, во всяком случае, не так уж утихла, как показалось ученикам от радости, что с ними Господь. Буря расшвыривает идолов, буря побуждает бросать за борт всё лишнее, буря напоминает гордецу, что он себя переоценивает. Зато внутри - покой, "глаз урагана", и это "внутри" и есть Царство Небесное. А нет веры - и буря безглазая, слепая дура, а не боевая подруга. |