Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ

 

Мф. 17, 15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,

Мк. 9, 17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: 18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

Лк. 9, 38 Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня: 39 его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его.

№88 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.

Описание Матфея создаёт ощущение, что речь идёт о совершенно другом случае. Одно дело - лунатизм с попытками суицида, другое дело - эпилепсия. Упасть и замереть (реальное поведение эпилептика) несовместимо с попыткой броситься в костёр или в озеро. Марк добавляет ещё одну странную деталь: немота, постоянная или временная (и, видимо, соединённая с глухотой?). Видимо, внимание рассказчиков сосредоточилось на другом - неспособности учеников исцелить несчастного. Несчастье же каждый расписывал в меру своей фантазии. В жизни и в древних библейских повествованиях точно так же: ужасы египетского рабства были меньше радости освободившихся рабов. Традиционно считается, что Лука был врач, и, пожалуй, именно его рассказ точнее в описании. К тому же Лука добавляет примечательное: болезнь "с трудом" уходит. Конечно, "труд" при этом обозначает всякое действие, а не только положительное творческое усилие. Но ведь и наука смотрит на мир точно так же, оценивая затрачиваемые усилия, а не соответствие усилий цели и, тем более, не достоинство цели. В том и соблазн зла - оно убеждает человека, что грех есть труд, а поскольку труд для человека дело святое, то выходит, что и грех того-с... недалёк от Царства Божия... Ну, недалёк... Только "недалёк" не всегда означает "близок", как "недалёкий человек" не означает "почти гений".

Нет, всё-таки Иисус любить лупить по мозгам. По одному полушарию бац: "Царство Божие усилием берётся". Мол, хорош лежать на диване. Сразу подставляем другое полушарие: "Бремя моё легко". Мол, ты не беснуйся, ты не трудись, а то спутаешь Бога с идолом, которого сам и наваяешь... Приляг на диван, на лоно Авраамово... и поехали...

Ср. комм. к 1 Кор. 4, 12.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова