Мф. 18, 7 Горе
миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через
которого соблазн приходит.
Лк. 17, 1 Сказал также [Иисус] ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят;
№91 по согласованию. Фраза предыдущая - следующая.
Текст Лк. в указателе №111 как не имеющий параллелей;
Норберт Элиас, анализируя немецкую буржуазную психологию XVIII
века, упоминает роман Софии де ла Рош "Девушка из Штернхейма".
главная героиня которой падает жертвой соблазнителя. Каролина
Фоксланд, одна из читательниц, писала: "Вот мой идеал женщины:
сладкая, нежная, благодетельная, гордая, добродетельная и обманутая".
Элиас ехидно комментирует: "амбивалентность". Мещаночка
из-за разницы в сословном положении не могла рассчитывать на брак
с дворянином, но хотела все-таки войти в его круг, - и тогда она
демонизировала аристократа, уверяя себя, что это он её соблазняет.
"Невиноватая я". Чувство, что тебя обманули (соблазнили)
смешано с сознанием того, что ты обманываешь себя ("О процессе
цивилизации", М., 2001, т. 1, с. 77). Как тогда понимать
слова Иисуса в Мф. 18,7 о горе тем, через кого соблазн приходит?
Да так понимать, что мне горе, мне, соблазнившемуся. Не бывает
соблазнителей, есть лишь соблазненные.
Кстати, один из первых соблазнов духовной жизни: человек обуреваем и благодатью,
и сомнениями. Бес соблазняет его: а вдруг ты не уверовал, а просто тебя попы охмурили?
Можно просто пожать плечами и идти веровать дальше. А можно вытеснить это из себя
и завопить, что нет, меня не охмурили, а вот инаковерующих, инославящих - охмурили
вожди иеговистов, мунистов, сайентологов... Вопящему облегчение, да только через
него соблазн приходит в мир. Глядя на такого борца с соблазнами, многие просто
плюнут да и пойдут пиво пить. В пивном баре могут набить морду, могут много чего,
но никто не будет утверждать, что это бармен заставил тебя выбрать то или другое
пиво и вообще сюда прийти.
|