Мф. 19, 22 Услышав
слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
Мк. 10, 22 Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью,
потому что у него было большое имение.
Лк. 18, 23. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был
очень богат.
№120 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Комментарий Бонхёффера.
Рассказ о встрече Христа с богачом, которому Спаситель посоветовал продать все, чтобы обрести вечную жизнь,
в богослужебной традиции соединен с текстом ап. Павла, где тот называет себя "недоноском" (1 Кор
15,8). Просто самоуничижение? Но ведь из многих ругательств выбрано это. Может быть, потому что любой верующий
- недоносок. Если сравнивать веру с рождением в Духе, то кто ж к такому рождению готов? Благодать всегда приходит
раньше, чем мы к ней готовы - хотя почти всегда позже, чем мы бы хотели. Нам не терпится, мы что-то хлопочем:
выполнить вот это, сделать вот это доброе дело. "Учитель, что мне сделать благого" - так в точном
переводе говорил юноша. С таким же успехом ребенок во чреве матери может соображать, как бы ему сделать родительнице
кесарево сечение. "Благо" есть свобода, этим оно сходно с рождением - высвобождением пусть из безопасного
окружения, но все-таки из окружения. Во чреве матери человек богаче, чем во вне - более защищен, более спокоен
(и более бессознателен, но кто сказал, что богачи - гении экзистенциализма?). Родиться - все равно, что обнищать.
И попытка подойти ко Христу - все равно, что попытка родиться, пусть неудачная, пусть преждевременная (если
есть Промысел, то именно преждевременная). Поэтому и теплится надежда, что молодой человек потом все-таки
уверовал: потому что, ощутив себя неготовым, он резко приблизился к Христу, хотя и ушел.
*
Богатый юноша был "опечален" (Мф. 19, 22; Мк. 10, 22; Лк. 18, 23)
просьбой заменить земное сокровище на небесное и отошел от Иисуса. Апостолы, впрочем,
тоже не развеселились: хотя они тут же заявили, что "оставили все" (Мф.
19, 27), но все же они "оставили" - отложили, передали на попечение
родным, а вовсе не раздали нищим. Под ложечкой-то у них засосало: а ну как придется
действительно все раздать, не на время. Иисус и не спорит с их логикой: да, всем
невозможно спастись. Если задуматься, то от такого и самый абсолютный из бессеребренников
все равно загрустит. "Всего" никто не раздаст, да и нищие возьмут далеко
не "всё", за иное, попытайся мы от него избавиться, еще могут и оштрафовать.
Из рассказа, впрочем, не следует, что юноша не "спасся". Он отошел (Лука
даже не счел нужным об этом упоминать), но кто знает - надолго ли? В конце концов,
погрустим, попечалимся, поунываем - не беда, богатому "трудно" спастись,
но все-таки ведь возможно, Иисус заканчивает на оптимистической ноте. Лишь бы
и в грусти, и в унынии сохранять веру, а уж Бог за нее зацепит, поплюет на нас,
скрутит поплотнее - и через игольное ушко-то протянет...
|