Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Мф. 19, 27. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?

Мк. 10, 28. И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.

Лк. 18, 28. Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.

№120 по согласованию. Стихи предыдущий - последующий.

Одно греческое слово (огромное спасибо Александру Полякову за подготовленную справку, эту и другие по греческим словам Евангелия) переводится на русский язык разными: "простил", "отпустил", "оставил", "отдал". Причем различие постепенно нарастает: "отпустить грехи" звучит не так современно как "простить грехи". Враги Иисус не хотели "оставить его" - не хотели Его "простить". Понятно, почему слова разбегаются: ведь "развестись" с женой и "проститься" с женой, "распрощаться" - не совсем то же, что "простить жену". Если простишь - то не простишься. Бог простил людей - и не распрощался с нами (Иисус буквально говорит "не прощу вас" - "не оставлю вас", Ио 14, 18), не оставил нас. Духовная жизнь богаче физической, поэтому за одним движением (точка А отдаляется от точки В) и предательство, и бегство (сатаны от Христа). Особенно жалко, что исчезает подтекст фразы "Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его" ( Мф. 3, 15) - Иисус повелевает "простить", Иоанн "прощает". Тут, наверное, общий знаменатель был бы глагол "пропусти". Можно и пропустить урок, и пропустить на урок. И в самом конце, когда Иисус гибнет: зеваки говорят: "Оставь, не торопись, посмотрим, придет ли за ним Илия" - а в следующей фразе тот же глагол: "Иисус оставил дух". Иисус не "испустил" дух, что в русском создает ощущение что дух куда-то движется, а Иисус остается. Дух остается, Иисус же движется в смерть. Прощение в этом смысле симметрично предательству: прощающий отдает, чтобы двинуться вперед, предающий отдает, чтобы двинуться назад. Только Лука (23, 34) упоминает, что Иисус простил распинавших Его. Да и так ясно: не всякий умирающий прощает, но всякий прощающий несколько умирает - чтобы воскреснуть настолько, насколько простил.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова