Мф. 19, 28 Иисус
же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии,
когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати
престолах судить двенадцать колен Израилевых.
№120 по согласованию. Стихи предыдущий
- последующий.
См. о возрождении (пакибытие).
У Марка и Луки в монологе о спасении эта именно фраза опущена. Но у Лк. 22,
30 в совсем другом контексте (№141 по согласованию): "да ядите и пиете за
трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых".
Может быть, у Луки точнее поставлена фраза - именно там, где ученики спорят о
том, кто из них первый и будет сидеть на почётных местах, да и после повествования
о Тайной вечери, которая перекликается с трапезой Небесной.
Конечно,
речь вовсе не о еде, не о судействе, и не о двенадцати коленах, а о вечной жизни.
Особенно ясно, что дело не в количестве племён, потому что ко времени Христа уже
давным давно "двенадцать колен" были для Израиля как для современного
русского поляне, вятичи, кривичи. Символ утраченного единства - настоящего, единства
в разнообразии, а не в базе данных милиции. Беда с этими символами: вот Матфей
пишет о "двенадцати престолах", а Лука число опускает, - может, потому
что из двенадцати апостолов один Иуда. Но ведь на место Иуды был избран Матфий.
И вовсе не "судьями" хотели быть апостолы, а соправителями, "судьями"
в древнем Израиле назывались попросту племенные вожди, которых позднее сменил
царь.
Суд был для этих вождей столь же побочным занятием, как для царских постельничих
XVII века - разборка царской постели. Иногда это была просто фикция - и разборка
постели, и разборка споров. Было ли фиктивным и насколько представление и о судействе
Бога? Но, если вопрос задаётся на пороге греха с целью удостовериться, что наказания
за грех не последует, благоразумнее не спешить с выводами и для надёжности исходить
из того, что Бог может не только к сердцу прижать. Или, если уж считать Божий
суд фикцией, тогда и грех совершать так же, фиктивно. Во избежание недоразумений
уточним: фиктивный суд - это милосердие, фиктивный грех - целомудрие.
Комментарий Макария Великого (5
в.).
Иисус не исключает Иуду из числа будущих судей. Что ж, гнуснейший предатель будет судьёй? Ага! Страшный Суд страшен не тем, что приговор страшный, а страшен "кем" - судьи страшные. Наши враги, мучители, которые выматывали нас при жизни, они и тогда будут нас судить. О, конечно, вместе с друзьями и с любящими нас, только это не сильное утешение, если вдуматься. Утешаться нужно не тем, что авось канат перетянут хорошие люди, а тем, что среди судей - Распятый.
Нас будут судить не за то, что мы сделали, а за то, что мы могли сделать. Это не очень-то справедливо! Укравший булку скажет, что я виноват, поскольку не подал ему милостыни. Укравший миллиард скажет, что я виноват, потому что не охранял этот миллиард, как следовало. Кровавые деспоты скажут, что я не ходил на митинги против кровавого деспотизма... Да что уж там - я просто не помогал тем, кто ходил...
Я не помогал Богу и Божьим людям. Апостол Павел в тексте, который в православной традиции читается в храмах перед этим отрывком Евангелия, говорит, что Иисус принял страдание вместо радости, которая Ему предстояла. Должны были Его принять - а распяли. И дело не в том, что Иисус повёл себя неумело. Как бы ни повёл - распяли бы. Дело не в том, что Он не к тем обратился - к кому бы ни обратился, распяли бы. Потому что Он обращался не за содействием в деле просвещения и прогресса, за любовью, человечностью, творческой самоотдачей. А это всё мы предпочитаем откладывать на чёрный день. Чёрный день потому и чёрен, что мы откладываем "на потом" любовь.
Единственный выход в вечность - через муку прощения. В Средние века были озабочены тем, как бы не мучаться вечно без Божьего прощения, но Бог-то простит... Простят ли люди? Обидевшие нас и обиженные нами, - всё равно, мы нуждаемся в примирении (а прощение есть примирение) и с теми, и с другими. Это мучительно, и недаром "святой" и "мученик" - синонимы. "Мученик" - не потому, что перетерпел боль, а потому что свидетельствовал - простить можно даже убивающих тебя, мучающих тебя, твоих близких, твоего Бога. Вот тогда Страшный Суд становится весёлым пиром - когда все из судей станут свидетелями и простят друг друга Воскресением.
1582
|