Мф 20 22 Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите.
Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем.
Мк 10.38. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я
пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
№123 по согласованию.
Ср. проповедь Ефрема Сирина на эти слова.
Чаша в ВЗ символ и страданий (Пс10,6) и счастья (Пс 15,5). Ср. о молитве вообще Мф. 7, 7.
См. фразы предыдущую - последующую.
Христос мог бы сразу сказать: это не от Меня зависит, а потом
отвечать, от Кого. А он начинает с того, что спрашивает о том,
готовы ли апостолы, сможет ли это зависить от них. Промысел готовит
тем, кто готов.
Мы всю жизнь осознаем, на что дали согласие в крещении, сказав
"можем". Если бы знали заранее, никто и никогда бы не
крестился. Это не хитрость Бога, а милость Его к спасаемым слабым
людям.
"Не знаете, чего просите" (Мф. 20, 22). Иногда молитва не так важна,
как усилия понять, о чем, собственно, молишься. Есть замечательный фельетон Марк
Твена, "Письмо Ангела",
где ангел терпеливо объясняет капиталисту: устами он молился о том, чтобы бедняку
было тепло, а сердцем - чтобы подорожал уголь, которым он торгует. Выполняется
молитва сердечная... Но мозг и язык часто боятся признаться, что на сердце - выгребная
яма, что произносишь: "Господи, дай мне душевный покой", а на сердце:
"Господи, я хочу переспать с имяречкой, а Ты уж потом простишь меня, я надеюсь,
и тактично отнесешься к тому, что мне будет хорошо, ведь какое дело Тебе, сотворившему
вселенную и наделавшему гиппопотамов, до маленького и приятного для всех заинтересованных
сторон приключения двух комочков протоплазмы?" И это еще в лучшем случае,
а в худшем и в сердце человек обманывает сам себя и, пока нижняя часть тела направляется
в чужую кровать, верхняя, вполне по Фрейду, обдумывает или даже произносит проповедь
о пагубности блуда и о том, что благодать приятнее даже секса.
|