Мф 20 26
но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам
слугою;
Мк. 10, 43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть
большим между вами, да будем вам слугою;
№123 по согласованию. Более не встречается.
Фразы предыдущая - следующая.
Власть бесчеловечная, социальная есть посредничество для достижения мира между
людьми. Вражда кажется результатом ограниченности мира, которого не может хватить
на всех. Власть призывает или понуждает каждого чем-то поступиться, чтобы всем
было спокойнее. Чем выше человек подымается в иерархии такой власти, тем выше
он подымается в искусстве сдерживания. Это усмирение, основанное на скептическом
отношении к личному интересу. Личность исчезает, общество остается. Личное поэтому
можно и должно приносить в жертву общему. Властитель при этом со спокойной совестью
может быть одновременно и палачом, и философом, как Марк Аврелий.
Власть человечная, небесная относится к каждому как к единственному. Такова
власть, например, журналиста, да и всякого думающего челвека. Плох журналист,
проповедник, писатель, который обращается более чем к одному человеку. Сам-то
слушатель, послабости и по гордыне, предпочел бы, может, чтобы не к нему обращались,
а ко всем сразу. Тогда можно сделать вид, что именно к тебе сказанное не относится,
и убежать от ответственности. Но именно к одному надо обращаться и в статье, и
по радио, и обращаться от своего только имени, не от имени народа к народу, не
от имени Церкви к Церкви. Слышит ли тебя один или миллиард, прочтет ли тебя один
или миллион - неважно.
Власть есть подлинное миротворчество и служение, когда она оказывается лишать
другого чего-либо, что другой считает нужным. Легко примирить двух связанных людей,
и обычная власть только и умеет, что связывать, а потом немножечко развязывать.
Иное дело властвовать, развязав, даровав ближнему развязанность, не рассуждая
о различмях свободы и анархии. Властвовать, сохраняя причудливые очертания каждого,
а не обтесывая. Властвовать, не поступаясь ни своей, ни чужой свободой. Человеку
это невозможно, но Богу это нужно, и Он постепенно ведет к этому, - даруя подвластным
жажду свободы и силу восстания, а властителям даруя свержение и беспомощность.
Так, перетряхивая человечество, Создатель и приводит его постепенно туда, где
самый властвующий - самый служащий.
3.8.2004 |